Перечитал я «Водопад» Державина. Бросился в глаза перебой ритма: «Ослабли силы, буря вдруг
Копье из рук моих схватила;
Хотя и бодр еще мой дух,
Судьба побед меня лишила».
Он рек — и тихим позабылся сном,
Морфей покрыл его крылом. Чтобы почувствовать, насколько неожиданны эти два лишних слога («позабылся»), надо помнить контекст. Это вам не поэзия XX столетия, когда такая «вольность» сделалась рутиной. Остальное-то у Державина — ровное, вот в «Водопаде» больше четырехсот строк, и ничего подобного я в них не слышу, ни одного такого перебоя. Хотел сказать, что и в других стихотворениях Гаврилы Романовича этого нет, но вспомнил еще случай... и все! В общем, то был поэт с железным ритмом (как и современники). И когда среди тысяч ровных строчек возникнет вдруг одна неровная, то это не случайная небрежность, это — ересь. Создатель «Водопада» использует запрещенный (а значит, сильнодействующий) прием. Зачем? Перебой ритма означает смерть. В этой строке мы слышим (пусть и мне простится сильноде