Найти тему

1962 год. Человек с авоськой и "Двое на качелях" — первый спектакль, первый режиссёрский экзамен для Галины Волчек.

Он начался с... совместного санузла, проза жизни, что сказать, но именно те ванно-кафельные разборки психологических образов героини тогда ещё Татьяны Лавровой стали фундаментом пьесы, существующей ныне больше полувека и пережившей уже нескольких главных актрис. В этом небольшом помещеньице, на квартире у Волчек, еще без Михаила Козакова, они с Лавровой репетировали и разбирали сцену за сценой, реплику за репликой.

«Двое на качелях», 1962 год 
Джерри Райн — Михаил Козаков, Гитель Моска — Татьяна Лаврова
«Двое на качелях», 1962 год Джерри Райн — Михаил Козаков, Гитель Моска — Татьяна Лаврова

Модную в те времена психологическую драму американского драматурга Уильяма Гибсона сначала пробовал поставить Алексей Баталов. Он был чрезвычайно популярен, и на волне "Девяти дней одного года" влетел в театр и взялся за дело круто: несколько составов, декорации, но... не смог. Ушёл. И вот тут на авансцену вышла 28-летняя Волчек.

Она сделала спектакль за месяц и 20 дней. Работалось трудно, сложно, страшно, она всегда держала в уме: "Что скажет Ефремов? Понравится ли ему? Правильно ли я мыслю и вижу?". Но она справилась. И на премьерном прогоне, который — проза жизни — сама Волчек пропустила по болезни, вся площадь перед театром усеялась зелёными огоньками таксомоторов. Успех был невероятный.

«Двое на качелях», 1962 год  Джерри Райн — Михаил Козаков, Гитель Моска — Татьяна Лаврова
«Двое на качелях», 1962 год Джерри Райн — Михаил Козаков, Гитель Моска — Татьяна Лаврова

Но незадолго до премьеры Волчек охватило сильное желание показать первый акт не театралу, а человеку с улицы: "Поймёт ли он всю это "сложность"?". Она выбежала из театра, оглянулась и заприметила прохожего — человека с авоськой.

— Вы не могли бы пойти со мной?
Человек с авоськой с удивлением посмотрел на нее.
– А куда?
– Да в театр.

И человек пошел и посмотрел, а затем заинтригованным и задумчивым ушел, чуть не забыв свою авоську. "А что случится дальше с Джерри и Гитель?", — думалось ему.

Уже в первой постановке Волчек интуитивно открылись её режиссёрские приёмы: ясность до простоты, открытость до предела, умение сложный психологический язык перевести в простые понятия и сделать их щемяще-пронзительными. Она не терпела ложной многозначительности, которая, как модная болезнь, поразила тогда столичные подмостки.

Противясь общему «заболеванию», Волчек интуитивно выплыла на свой берег.

*Из воспоминаний Марины Райкиной "Галина Волчек как правило вне правил"

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС ВКОНТАКТЕ И ТЕЛЕГРАМЕ, ГДЕ МЫ РАССКАЗЫВАЕМ И СНИМАЕМ КИНО ПРО ГАЛИНУ ВОЛЧЕК

https://vk.com/volchek_film и https://t.me/volchek_film