Самый растиражированный дворец в Синтре был для меня точкой притяжения №1 в Португалии — пожалуй, мне в сам Лиссабон так не хотелось, как во дворец Пена.:) Ну а виноват в этом, конечно, давно покойный московский меценат Арсений Морозов. Я бесчисленное количество раз упоминала в своих текстах о том, что при строительстве своего особняка на Воздвиженке он вдохновлялся дворцом Пена в Синтре (известный факт), пересказывала исторический анекдот про его маму, которая, увидев это чудо в мавританском стиле, сказала: «Раньше я одна знала, что ты идиот, а теперь вся Москва об этом знает»... а оригинал, то бишь дворец Пена, видела только на картинках. Непорядок! Ну, теперь порядок: увидела.
Для начала — пятиминутка юмора.:) Признаюсь в глупости: до последнего я была уверена, что дворец Пена — это принадлежность и фамилия владельца. Был, мол, какой-то Пен — может, Питер Пен?! — и у него был дворец. Ну, знаете, доходный дом Перцовой, вилла Боргезе, цистерна Феодосия, дворец Пена... Уже на подступах к Синтре узнала, что Palácio da Pena — это Дворец Печали. Вот такая я молодец.:) Хотя, глядя на дворец, закрадывается подозрение, что у автора идеи и впрямь было что-то общее с Питером Пеном — вечным ребёнком, который построил себе сказочный замок.
Что это был за вечный ребенок? Германский принц Фердинанд Саксен-Кобург-Готский, который в 1836 году женился на королеве Португалии Марии II. Считаться королём Португалии он не мог (да и не хотел особо), зато обеспечил рождение наследника. Ну а сам был романтичным молодым человеком, тяготел к искусствам и, когда трон занял его сын, уехал в Синтру и построил там вот такой сказочный дворец. Его (не дворец, Фердинанда!) иногда сравнивают с Людвигом Баварским, который выстроил себе замок Нойшванштайн. Ну, да... такие они, романтичные немцы XIX века...
В замке действительно смешались все мыслимые архитектурные стили. Сразу скажу: не разочаровалась! Он действительно насколько классный, насколько я себе представляла — ну а ещё парк, и виды вокруг, и пение птиц, которое ни на каких картинках не изобразишь... Крутое место! Вот только посещение его оказалось тем ещё квестом — даже с учётом того, что я подстелила соломку везде, где только можно было.
Как я уже рассказывала, поездку в Синтру мы организовали в формате индивидуальной экскурсии с гидом на машине — в условиях дефицита времени не хотелось забивать голову вопросами логистики. Гид порекомендовал нам купить билеты во дворец Пена на 10:30 (время посещения нужно указывать заранее) и пообещал, что заберёт нас из отеля в 9:30. Часа, мол, точно хватит, чтобы доехать...
...не обманул — часа действительно хватило, чтобы приблизиться к дворцу Пена. Уже на подъезде к нему началась жуткая пробка из страждущих (это была только разминка, но кто ж знал!), так что машины не ехали вверх, а скорее вяло ползли. Впрочем, всё ещё было не критично — на территорию парка мы вошли вовремя, даже чуть заранее.
Интересное началось дальше. Как известно, сам дворец — на возвышении. Информационная табличка честно предупреждает: примерно полчаса ходьбы вверх в горку. Впрочем, это не обязательный подвиг — существует автобус-шаттл, готовый за мзду малую (порядка 2 евро) поднять вас на гору. Вот только на этот автобус выстраивается очередь. Оно и понятно — жара, и в горку подниматься мало кто готов. Да и время, время...
Ну, дождались автобуса, поднялись. Идём к дворцу... но идём недолго, потому что довольно скоро упираемся в хвост новой очереди — уже на вход в сам дворец. Солидной такой очереди... Движущейся, но медленной. Понятное дело, что на часах было давно уж не 10:30 — охранник, ходивший вдоль очереди, выкрикивал, что ко входу приглашаются люди с билетами на 11:00. Ну, мы расценили это как защиту от тех, кто спешит влезть раньше назначенного времени — как в визовых центрах, — и пожали плечами: мол, наверняка мы не одни такие слегка опаздывающие, при таком масштабе очереди это ж вполне естественно!
Добрались наконец до входа. Охранник, проверявший билеты и увидевший время «10:30», строго спросил:
— Почему вы опоздали?
Ну объяснили: мол, сами видите, какая очередь, долго поднимались, да ещё в пробке немного постояли. Охранник покачал головой и задал другой вопрос:
— Как вы добирались? У вас был трансфер?
Не поняли вопроса, показали ему билетики на автобус-шаттл, честно проштампованные в 10:28. Он снова качает головой:
— Как вы добирались из Лиссабона? На поезде?
Ответили, что нет, с гидом на машине. Тот снова спрашивает: мол, группа? Объясняем, что нет, никакой группы, никакого купленного тура, частный гид.
— У вас есть какой-то проездной документ?
В общем, я так и не поняла, чего он хотел: убедиться, что мы действительно выехали вовремя, а не банально проспали своё время?.. Скорее всего. Ну, дядька хмурился-хмурился, но всё-таки пропустил нас внутрь. Ура.
Философских вопросов, конечно, тут два. Должны ли мы были чувствовать себя виноватыми, ведь действительно опоздали? Не уверена: мы приехали вовремя, ну а предугадать длинную очередь никак не могли. Должен ли был предугадать эту очередь (и, соответственно, заложить на неё дополнительное время) наш гид? Тоже не уверена — он вёз нас совсем не впритык по времени. Да и он тоже не ясновидящий (хотя, конечно, опыта у него точно больше). В общем, фиг бы с обоими вопросами — проехали. Хотя общий нервный осадочек остался — ну кому охота начинать осмотр желанной достопримечательности с препирательств с охранником?
Идём дальше — в буквальном смысле. Разумеется, очередь, задержавшая нас на входе, никуда не делась, просто перекочевала внутрь дворца. И вот там она показалась мне куда круче, чем на открытом воздухе! Такую плотность толпы в музее я в последний раз видела в Ватикане в 2019 году. Причём там хотя бы был повод поворчать на туристов, которые норовили сделать сэлфи на каждом квадратном метре, и потому стопорили движение потока. Здесь на это не пожалуешься: нет, люди просто идут и смотрят экспозиции, ничего лишнего. Просто людей очень много и поэтому идут они очень медленно — примерно как в час пик между «Серпуховской» и «Добрынинской». И организаторов критиковать не за что: они вроде уже и так сделали всё, что могли, продают билеты на определенные временные сеансы... что ещё — уменьшить количество билетов? Чтобы записываться нужно было за месяц? Ну... тоже так себе вариант...
Впрочем, мне дворец Пена куда больше понравился снаружи — всякие смотровые площадочки, башенки и т.д., — а там толпа хоть слегка рассеивалась. Поэтому из-за суеты при осмотре залов я не слишком огорчилась. Хотя, конечно, впечатления она несколько смазала. Всё-таки хотелось обращать внимание на интересные мелочи, а вот как раз они в толпе рассматриваются неважно.:( И время, конечно, медленное перемещение в толпе (и едва ли не часовое ожидание в очереди!) здорово сожрало, а у нас на Синтру были еще масштабные планы, мы еще в Ригалейру и в Монсератт билеты купили...
Впрочем, остальные впечатления от Синтры заслуживают отдельного рассказа. Дворец Пена — особняком. Так или иначе я довольна. И — впечатлена не только самим дворцом. Это был первый и единственный объект на протяжении нашего более чем двухнедельного вояжа, где обнаружилась ТАКАЯ толпа и ТАКИЕ очереди. Аж неожиданно.
Напоследок — интересное наблюдение. Когда я смотрела фотографии дворца Пена и пыталась понять, в чем же именно сходство с особняком Арсения Морозова, меня что-то неуловимо смущало. Казалось бы: один безумно яркий, а второй строго-белый — одно это делает их непохожими! Но нет, всё оказалось проще — оказывается, дворец Пена был светло-серым аж до начала нашего века. Покрасили его совсем недавно. Всё, паззл сложился.:)
Бывали во дворце Пена? Как впечатления? Много было народу в момент вашего визита? Рассказывайте в комментариях и подписывайтесь на канал, будет еще много интересного. Читайте также: