Найти в Дзене
В гости к бабушке Европе

Иностранная прогулка по Москве: 7 домов, которые напомнят о загранице

Москву, как любой европейский город, можно разбирать по слоям архитектурных эпох: крошки классицизма, пышное суфле модерна, плотный слой конструктивизма и типовое, как ореховая посыпка, массовое строительство второй половины ХХ века…

Увы, выезжать за рубеж мы ещё долго не сможем. Наверное, до конца лета уж точно... Зато гулять по Москве, надеюсь, сможем уже совсем скоро. И здесь нас ждёт приятная компенсация: уголки, которые как нельзя лучше напомнят о заграничных путешествиях. Ведь Москву, как и любой европейский город, можно смело разбирать по слоям архитектурных эпох: крошки классицизма, пышное суфле модерна, плотный слой конструктивизма и типовое, как ореховая посыпка, массовое строительство второй половины ХХ века… Однако попадаются в этом архитектурном пирожном и цукаты – строения, которые никак не должны были бы здесь оказаться, потому что принадлежат не только другой эпохе, но и другой стране.

Пока у нас нет возможности путешествовать по миру, можно попробовать путешествовать по Москве: тут есть несколько неплохих архитектурных переводов с иностранного.

МАВЗОЛЕЙ В.И. ЛЕНИНА (ПЕРСИЯ)

Смешно? Нет, на самом деле, не особенно. Если задуматься, понимаешь, что Красная площадь - место невероятно эклектичное, если говорить об архитектуре: здесь уживаются построенный итальянцами краснокирпичный Кремль, псевдоанглийское готическое здание Исторического музея, исконно русские купола собора Василия Блаженного и неорусский теремок – здание ГУМа. Ну а идея мавзолея, одного из последних украшений ансамбля этого места, напоминает формой зиккурат или ступенчатую пирамиду.

По мнению специалистов, мавзолей является по своим архитектурным формам полным подобием такого же мавзолея, но сделанного из камня, на могиле царя Кира около города Мургаба, в Персии, и известного еще за четыре века до начала христианского летоисчисления. Впрочем, и сама по себе идея сохранять тела лидеров имеет мало общего с христианством.

ЧАЙНЫЙ ДОМ ПЕРЛОВА (КИТАЙ)

Не заметить причудливый, совсем не московский дом-шкатулку на Мясницкой улице невозможно – каждый, кто хоть раз проходил по центральной улице, обращал внимание на здание, напоминающее китайскую пагоду. На то и был расчет при его строительстве: дом купца Сергея Перлова появился в Москве в честь визита китайской делегации в 1896 году. Тогда купец-чаеторговец, рассчитывавший на заключение выгодной сделки на поставку чая, решил встретить сановника Ли Хунчжана во всеоружии – и оформил дом по-китайски. Работами занимался архитектор Карл Гиппиус.

Лепные драконы и змеи на фасаде, двухступенчатая раскрашенная пагода с фигурным шпилем и украшение фасада цветной керамикой привели к тому, что московские старожилы стали ласково называться дом, выбивающийся из общего строго ансамбля Мясницкой, «китайской шкатулкой». Даже опознавательная надпись: «Чай, сахар, кофе» -- выполнена стилизованными буквами в филенках синего цвета. Большая часть элементов для отделки дома была доставлена напрямую из Китая.

Однако китайский сановник к стараниям купца остался равнодушен – и заключил контракт с его конкурентами. Зато дом остался – один из самых узнаваемых в Москве.

ДОМ ПРИЕМОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ НА ВОЗДВИЖЕНКЕ (ПОРТУГАЛИЯ)

«Раньше только я знала, что ты дурак, а теперь об это знает вся Москва!», -- такими словами встретила появление особняка на Воздвиженке мать его хозяина, Арсения Морозова. Вычурный, тем более для своего времени, модерновый особняк представлял собой ярчайший образец эклектики – это отсылка к неомавританскому стилю, то есть к Португалии и южной Испании. Работал над ним архитектор Виктор Мазырин.

Повод возмущаться у матери, впрочем, был вполне законный – именно она подарила сыну на 25-летие землю на Воздвиженке, где он поставил особняк. Так что она, хоть и формально, имела отношение к этой стройке. Легендарная фраза прозвучала в декабре 1899 года, в последний месяц старого века.

Прототип дома – дворец Пена в Синтре, стоящий на скале над морем (чёрт, очень надеюсь всё-таки однажды побывать в Португалии и его увидеть! Тогда смогу компетентно судить, похож или нет). Но принято считать, что стиль позднего средневековья сочетает в себе и мавританские мотивы, и классические испанские. Большинство москвичей идентифицирует здание как «дом с ракушками». Стиль дополняют ажурные карниз и аттик, а также полукруглый проем с витыми колоннами. Над особняком устроили небольшой висячий сад – еще одна яркая отсылка к восточным настроениям в архитектуре.

-3

ОСОБНЯК ТАРАСОВА НА СПИРИДОНОВКЕ (ИТАЛИЯ)

Когда идешь по Спиридоновке, легко бывает сбиться: ты все-таки в Москве или где-нибудь в Риме или Флоренции? Именно о таком эффекте мечтал дуэт взбалмошного заказчика и вдохновленного итальянским средневековьем исполнителя – купца Гаврилы Тарасова и архитектора Ивана Жолтовского. Здание было спроектировано по образцу палаццо Тьене архитектора Андреа Палладио (достопримечательности города Виченцы, построенной в середине XVI века) почти с фотографической точностью. Однако есть здесь и другой сюжет: в отличие от палаццо Тьене, здесь изменены пропорции – соотношение верхнего и нижнего ярусов заимствовано у венецианского Дворца Дожей.

-4

Сходство с домами знатных фамилий в Италии навевает даже надпись, пущенная по фасаду на латыни: «GABRIELS TARASSOF FECIT ANNO DOMINI». Облицовка первого этажа имитирует гранит, а второго — мрамор. Первое, что свидетельствует о настоящем итальянском стиле — настоящий патио (внутренний дворик с садом) посреди стоящего каре дома. Туда ведет проезд, аркой незаметно разделяющий здание. Над ним — открытая лоджия, оформленная колоннами.

ПЕТРОВСКИЙ ПУТЕВОЙ ДВОРЕЦ (ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ)

Победа над турками в XVIII веке была сродни победе над немцами в нашем столетии: все-таки в золотой век Петра и Екатерины случилось аж три русско-турецких войны. Чтобы увековечить ее, после заключения Кючук-Кайнарджийского мира Екатерина Вторая поручила архитектору Михаилу Казакову строительство стилизованного дворца вблизи Ходынского поля. По мнению историков архитектуры, в образе Петровского дворца отобразились конечные цели в утверждении владычества над Константинополем, древней столицей Византии, в освобождении православия от власти ислама.

Нарядное красно-белое здание с вычурным орнаментом на фасаде, спрятанное в глубине пышного парка, навевает мысли о владениях восточных владык. Здесь скругленная купольная крыша (как мечеть), и множество крупных круглых башен, а также небольших заостренных, напоминающих минареты, которые явно символизировали для своего века победу христиан над исламом. Позднее вокруг дворца выкопали ров, чтобы усилить сходство с черноморскими крепостями, которые России удалось взять.

-5

ДОХОДНЫЙ ДОМ ФРОЛОВА НА БАУМАНСКОЙ УЛИЦЕ (ГЕРМАНИЯ)

Нынешние окрестности метро «Бауманская» и «Красносельская» когда-то были немецкой окраиной Москвы: именно там располагалась Немецкая слобода, воспитавшая прозападные вкусы императора Петра. Однако уцелевший образчик готической архитектуры появился там гораздо позднее, уже в эпоху московского модерна. По мнению специалистов, доходный дом Антона Фролова, построенный в 1914 году, представлял собой настоящий памятник Немецкой слободе петровской эпохи – ведь с тех пор прошло более двух веков. Реализовать замысел пригласили мастера московского модерна Виктора Мазырина. Самая интересная особенность этого дома – цветные витражи в окнах, которые только усиливают сходство с немецкой архитектурой.

Дом принято считать готическим: на это намекают острые углы и цветные витражи в окнах. В принципе, его и вправду можно вообразить где-нибудь в Нюрнберге.
Дом принято считать готическим: на это намекают острые углы и цветные витражи в окнах. В принципе, его и вправду можно вообразить где-нибудь в Нюрнберге.

Когда-то, очевидно, дом хорошо сливался со старой «немецкой» застройкой тех улиц, однако сейчас мало что уцелело – зато дом, ровесник Первой Мировой, остался на Бауманской улице и напоминает об ее историческом прошлом.

ЦЕРКОВЬ ИОАННА ВОИНА НА БОЛЬШОЙ ЯКИМАНКЕ (ГОЛЛАНДИЯ)

Голландскими заимствованиями Россию не удивить — император Петр Первый даже для нового флага своей страны взял цвета голландского флага и поменял их местами. Однако с архитектурой оказалось чуть сложнее — просто потому, что мало что из петровской архитектуры уцелело до наших дней. Однако неплохой образец сохранился практически на окраине «старой» Москвы – у Калужской заставы. Церковь Иоанна Воина на Большой Якиманке находится ровно напротив посольства Франции и недалеко от здания МВД и Центральной детской библиотеки, так что найти храм не так уж сложно.

Здание относят к стилю, который принято называть архитектурой Великого Посольства – эпохой строительства, вдохновленной впечатлениями царя Петра и его приближенных от первой поездки по европейским странам, и дополненной впечатлениями проживавших в московской Немецкой слободе иноземцев.

По мнению историка архитектуры Владимира Седова, эта церковь – подробный пересказ голландской архитектуры в условиях православного заказа. Силуэт храма напоминает частью Северную церковь Амстердама, построенную архитектором Хендриком де Кейзером в 1620 году. Также угадываются черты других строений: амстердамских башен Монтельбаансторен (1606 год) и Мунтторен (1619 год), созданных тем же де Кейзером, или завершение Южной церкви Амстердама.

-7

Действительно, если вглядеться, понимаешь: из архитектуры Нидерландов заимствованы обелиски, балюстрада, овальные окна, полукруглые фронтоны. «Шахматная» раскраска граненых куполов также пришла к нам из Северной Европы. Однако эта церковь – что удивительно! – выглядит вполне «русской» и не вызывает на первый взгляд никаких подозрений. Что и свидетельствует о грамотном заимствовании.

Так что даже если границы в ближайшее время не откроют, можно не хандрить: погуляем по Москве, а заодно мировую архитектуру изучим!

Понравился рассказ? Делитесь мнениями в комментариях и подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного! Читайте также: