Люди, выполняющие функции прислуги, появились в России очень давно: собственно, с момента разделения русского общества на богатых и бедных. Состоятельные купцы, помещики и представители дворянства быстро смекнули, что, если у тебя водятся деньжата, совершенно необязательно утруждать себя или членов своей семьи выполнением грязной и зачастую физически тяжелой работы. Этим вполне может заниматься кто-то другой: например, наемный рабочий за очень скромное жалование. К тому же, наличие прислуги считалось показателем достатка и определенного положения в обществе.
Вообще наиболее ярким периодом в истории Царской России, на примере которого видны все аспекты и нюансы жизни обслуживающего персонала, является время, когда практически все крестьяне являлись крепостными, то есть находились в собственности состоятельного землевладельца. По законам того времени купец или помещик мог приобрести земельный надел вместе со всеми имеющимися на нем постройками и проживающими там люди, которые автоматически становились точно такой же частной собственностью, как и недвижимость или, скажем, скот.
Состоятельные российские граждане порой скупали целые села вместе с местными жителями и становились их полноправными владельцами, что означало, что крестьянин, по воле своего барина, мог быть продан (или наоборот выкуплен), подарен или, что бывало крайне редко и за какие-то особые заслуги, отпущен на волю. Более того, наличие крепостных крестьян было необходимостью, поскольку каждый уважающий себя землевладелец едва ли мог обойтись без их помощи при управлении многочисленными поместьями, угодьями и скотными дворами.
Крепостные крестьяне занимались абсолютно разной работой. Кто-то трудился исключительно при дворе, на псарнях и конюшнях, кто-то занимался приготовлением еды для барина и поддерживал в его доме порядок и чистоту, а кто-то выполнял прихоти своего господина, становясь частью его увлечений. Так, к примеру, некоторые особо талантливые, яркие и интересные крестьяне входили в состав крепостных оркестров, театров и художественных мастерским, которые создавались на потеху барина и его гостей.
Любопытно, что даже совсем небогатые или находящиеся на грани разорения помещики и землевладельцы все равно считали своим долгом содержать при дворе крепостных крестьян, выполняющих функции прислуги. Другое дело, что ограничивались они малым: лакеем, кучером, кухаркой, горничной и, быть может, няней при детях -всего не более пяти человек. Столь немногочисленная прислуга размещалась чаще всего в доме, в двух отдельных комнатах: мужчины - в передней, женщины - в девичьей. В обязанности горничной входили уборка комнат и помощь хозяйке, ее дочерям и прочим родственницам помещика при одевании и раздевании.
Также, если в доме не было лакея, горничные нередко накрывали на стол. Если же лакей был, то эти функции были на его совести, как, впрочем, и всякая другая работа, связанная с непосредственным досугом барина – грубо говоря, был эдаким мальчиком на побегушках.
Но это, так сказать, тоже весьма неплохой вариант. Если же у помещика денег не было вовсе, а поддерживать дутый имидж перед соседями все же как-то надо было, то он переводил своих крепостных, которых еще не отдал за долги, на самообеспечение и, так сказать, «подножный корм». Проще говоря, крепостные крестьяне продолжали служить своему барину, однако денег не получали, жили в крайне стесненных условиях, ели и носили, что придется.
Так, к примеру, даже худые валенки или тулуп домашней прислуге не полагались, а когда появлялась необходимость пойти куда-нибудь зимой, скажем, за дровами или на рынок, горничная или лакей собирали теплую одежду по округе. Некоторые разорившиеся помещики и вовсе годами держали своих крепостных на хлебе и воде, искренне считая, что крестьяне двужильные, и этой скромной еды им вполне достаточно!
Но, конечно же, так было не везде, и в целом отношение помещика к своей прислуге целиком и полностью зависело от его, так сказать, нравственного развития и воспитания. Все понимали, что абсолютная власть над крепостными могла развратить кого угодно. Судите сами: помещик мог в любой момент продать одного, двух или даже сотню крестьян, подарить крепостного своему другу или родственнику, проиграть его в карты, отдать за долги, сослать, избить, в качестве наказания сместить с должности и отправить на грязные работы, да в конце концов просто выменять его на…собаку!
И да, обмен крепостных крестьян на породистых борзых было весьма распространенным делом у помещиков Царской Руси. Иногда за собак отдавали целые села, так как хороший борзой щенок мог стоить 3 тысячи рублей, а крепостная девушка всего 25 рублей.
И да, крепостные крестьянки, девушки и женщины, действительно стоили по сравнению с работниками мужского пола немного, однако работы выполняли ровно столько же или даже больше. Помимо физической работы в доме или при дворе, девушкам зачастую приходилось целыми днями сидеть в душных комнатах, вышивать, шить или плести кружева – тоже на радость своих хозяев или на продажу. Более того, многим крепостным крестьянкам не везло, и они оказывались в собственности чрезмерно любвеобильного помещика, который собирал в своем имении настоящий гарем из красивых, но безродных девушек.
Или же становились собственностью вздорных и неадекватных хозяев, любящих глумиться и издеваться над своей прислугой. И такие случаи были обычной практикой. На протяжении многих лет вплоть до отмены крепостного права во "всеподданнейших отчетам" жандармов Третьего отделения собственной его императорского величества канцелярии частенько можно было встретить сообщения о зверствах помещиков, у которых наблюдались явные психические отклонения. Но едва ли кто-то мог повлиять на ситуацию. Крепостной крестьянин – частная собственность, и тут уж, как говориться, хозяин – барин.
Однако не всегда жизнь прислуги была настоящим адом. В конце концов, далеко не у всех землевладельцев и помещиков дела шли из рук вон плохо. Состоятельных граждан в Царской России было куда больше, и они могли обеспечить своей прислуге достойные условия труда. Так, к примеру, богатый помещик мог позволить себе купить квалифицированного дворецкого, управляющего или профессионального повара, которые в дальнейшем получали жалованье (от 100 до 2 тыс. рублей в год), подарки от хозяина и даже ели с барского стола.
Такую прислугу называли «дворовой аристократией», и жила она, в отличие от простых работяг, в отдельных комнатах в барском доме или в домиках поблизости. И, в целом, их работа, как, впрочем, и их жизнь была на порядок более благополучной, чем у крепостных крестьян. Они хорошо одевались, сытно и вкусно ели, жили в комфортных условиях. Так, к примеру, горничные, прислуживающие одной хозяйке, занимались исключительно ее делами и другую работу не выполняли, а камеристки зачастую сопровождали своих хозяек в поездках и путешествиях, в том числе и за границу.
Еще одной категорией наемной прислуги являлись отставные солдаты – бывшие крепостные крестьяне, которые, отслужив положенные 25 лет, не пожелали более возвращаться к сельской жизни. Да и зачем? В армии они обучились прислуживать, а это значит, что из них получились бы отличные лакеи, швейцары и кучера. К слову, многие бывшие солдаты, воспользовавшись протекцией своих армейских начальников, собственно, и отправлялись в дома помещиков, где вполне успешно устраивались на неплохие денежные должности.
Как не трудно догадаться, ситуация изменилась в феврале 1861 года, когда было отменено крепостное право, и крестьяне, которые раньше не имели никакой альтернативы, кроме как работать на своего помещика, стали вольнонаемными. Это, конечно же, давало определенные свободы. Однако первое время в отношениях крестьян и помещиков мало что поменялось. Сказалась и сила привычки, и незнание первыми своих новых прав, но зачастую при поступлении на службу к помещику, крестьяне отдавали свои паспорта и поступали в полное распоряжение хозяев.
Вроде бы теперь уже наемные крестьяне по-прежнему не имели нормированного рабочего дня, определенных обязанностей (то есть выполняли вообще любую работу), да и у работодателя не было никаких обязательств перед ними. Многие крестьяне годами работали без выходных, не имея никакой возможности повидаться с родными или даже сходить в церковь. А помещики, прекрасно понимая, что у них работают в большинстве своем неграмотные и неразвитые деревенские люди, искренне полагали, что все так, как и должно быть.
Кардинально изменила ситуацию революция 1905 года, когда в России разгорелось настоящее рабочее движение, в котором участвовала как мужская, так и женская прислуга, а в Петербурге даже был организован Союз домашней прислуги. Наемные рабочие требовали лучших условий, а чтобы показать всю серьезность своих намерений, выходили на улицы городов и устраивали массовые забастовки.
Так, например, в одном только Петербурге на митинг собралось 1,5 тыс. человек! К слову, определенные цели все же были достигнуты, и к 1906 году в России насчитывалось уже 47 профессиональных союзов прислуги, представлявшие интересы наемной рабочей силы и требовавших установления ограниченного рабочего дня и твердой оплаты труда. В дальнейшем работа этих профсоюзов осуществлялась с переменным успехом, как и в целом ситуация с прислугой в России. Ну а позже не стало и Царской России…
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, короткие видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!