Найти тему
Дорюрикова Русь

Ещё раз об одном из «видов» русов: русские источники

Ещё раз об одном из «видов» русов: русские источники

Ранее мы уже касались разговора (при документальных свидетельствах), что одним из «видов» русов были усуни (ассиане, исседоны), осёдло-кочевое племя индоевропейского или индоиранского происхождения, и настало время обратится к собственно русским летописным источникам. Сам факт тождества усуней и русов (одних из) бесспорно кажется ошеломляющим, но не в силу этого свершившегося факта, а скорее в силу близорукости исторической науки в целом, до сих пор пытающейся всех русов на бескрайних просторах Евразии подогнать либо под шведских гребцов/лодочников, либо под киевских «славян».

И это тем более парадоксально, поскольку ДАЖЕ в русских источниках есть упоминание о родстве ранних русов и усуней. «Во времена Александра царя Македонского, тогда же в Словенех и Русех князи быша, им же суть имена: 1. Великосан; 2. Сан; 3 Авелгасал…князем и владецом от моря Варяжского даже до моря Хвалимского». Эти сведения содержатся в 27-ом томе полного собрания русских летописей. Разумеется, море Варяжское (Балтийское) и Хвалимское (Каспийское) это явные позднейшие наслоения, но любопытно, что существование этих князей приурочено ко времени Александра Великого.

О встрече русов с великим завоевателем нас в свою очередь информирует уже зарубежный источник под названием «Искандер-наме» (дословно с персидского — «Песнь об Александре») — и это главное стихотворное произведение Азии на тему походов Александра Македонского, признанная во всем мире жемчужина персидской поэзии. Слово «рус» встречается несколько десятков раз!

Вот отрывок из этой поэмы:

«Краснолицые русы сверкали. Они

Так сверкали, как магов сверкают огни…

С двух враждебных сторон копий вскинулся лес,

Будто остов земли поднялся до небес…»

Правда, согласно поэме, битва Александра и русов произошла в Закавказье. А в то время усуни находились на территории западного Китая. Но в сообщении историка Курция Руфа упоминаются некие «ассакены», которые вполне могли быть теми русами, с которыми Александр сумел скрестить мечи. К тому же Александр во время похода женился на дочери некоего правителя, которую звали Роксана, и чье имя созвучно с народом роксаланов, т.е. «светлых алан». Но это были времена Александра. Нас же интересуют более поздние события.

Какие ещё факты из русских летописей говорят нам о том, что усуни/ассиане/исседоны участвовали в политической жизни Северо-Восточной Руси? Как ни странно, это напрямую связано с одной из русских рек под названием Яуза. Само название этой реки весьма необычное, и разумеется оно не славянское. Славян на тот момент в Волго-Клязминское междуречье было немного, а название Яуза в виде «Ауза» упоминается в летописи под 1156 годом: «Того же лета князь великий Юрий Володимеричъ заложи градъ Москъву, на устииже Неглинны, выше рекы Аузы». И так на момент закладки Москвы река уже называлась Яузой/Аузой. Откуда могло прийти такое название?

Некоторые исследователи отмечали, что в Ростово-Суздальскую землю в X – XII вв. мигрировало новое население, которое принесло туда курганный обряд захоронения. Правда, некоторые придерживаются мнения, что это были славяне (Седов), однако топонимы той местности говорят об обратном, в том числе и река. А что же за население могло дать такое странное название реке? В восточных источниках есть похожее упоминание, и оно опять связано с русами. Одними из. Восточный автор Аль-Бакри (Абу Убайд Абдуллах ибн Абдул-Азиз аль-Бакри) описывая три вида русов, называет третий их вид «Аусанийа, а царь их пребывает в Ауса, а купцы их не достигают Куйабы. А что касается Ауса, то не рассказывают, чтобы кто-нибудь входил в нее, поскольку они убивают каждого, кто войдет к ним, из чужеземцев». Из это описания нетрудно увидеть, что «аусанийа» это вариант «усани» Насир ад-Дина ат-Туси. Таким образом, одна из рек будущего московского региона отразила миграцию усаней/усуней.

Каргалинская диадема — произведение прикладного искусства усуней (фото из интернета)
Каргалинская диадема — произведение прикладного искусства усуней (фото из интернета)

Любопытно, что именно в середине XII века русский князь Андрей Боголюбский переносит столицу из Киева во Владимир, и более того, примерно в это же время у болгарских правителей «внезапно» появляется династия Асеней. династия болгарских царей, между 1187 и 1280 годами. Династия основана братьями Петром и Иваном Асенем, которые, предположительно, являются сыновья боярина из Болгарии тюркского происхождения Асана. Впрочем, Болгарией и после Асеней тоже правили тюрки – Тертеры.

Но свои «Асени» были и на Руси. Сам перенос столицы из Киева во Владимир весьма условен. Очевидно Андрей решил опереться на отличное от Киева население, расположенное в Волго-Клязминском междуречье и противопоставить себя «старшему городу» на Днепре. Впрочем, эту политику начал ещё его отец Юрий (Гюрги) Долгорукий, женившись на внучке хана Осеня (Асиня). В разных источниках его имя звучит по-разному: Ясинь, Асень, Осень, но нам важна суть. Усуньский след в русской истории начинается явно прослеживаться с начала XII века и это неоспоримый факт.

В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества и было одним из сильнейших на Руси, а впоследствии стало ядром современного Российского государства. Погром Киева показал, что за князем теперь стояли иные силы, сконцентрированные вокруг других городских центров, вокруг которых и началось собирание земель. Силы эти были немалые: был взят и разграблен Киев (неслыханное до того дело), с переменным успехом совершён поход в Волжскую Булгарию, также был принужден к покорности Новгород.

Далее нелишне напомнить и о том, что в убийстве Андрея принимал участие ключник по имени Анбал и бояре Кучковичи. Оба имени Анбал и Кучка не славянские. Лингвист А. Л. Шилов предполагал, что Степан Кучко происходил из местной мерянской аристократии. На это указывает его имя. По мнению исследователя, оно с большей вероятностью происходит из финно-угорской лексики (кучкыж — «орёл» или кучык — «короткий») или турецкой (кüçük – небольшой), нежели славянской. Несмотря на это официальным языком русских княжеств стал славянский, так же как и дунайских болгар: влияние церкви и славянского элемента оказалось сильнее.

Учитывая участие усуней в этногенезе российского народа, становится понятно почему ряд источников причислял русских к туркам/тюркам: «они (русы) большой народ из турок». Вот так, потянув за один конец (восточные источники о древних русах), мы вытащили и другой конец этой весьма интересной истории, но уже в контексте русских летописей в центре которой оказался весьма интересный этнический элемент правящей княжеской родословной.