Найти тему
Пушкарская Слобода

Причина пожара на ракете-носителе Сатурн-5 миссии Аполлон-11. Часть 5

После опубликования четвёртой части поиска причины пожара на ракете-носителе Сатурн-5 миссии Аполлон-11, в комментариях на статью появились логичные возражения:

Интересующийся

Когда делают горячий наддув разработчикам (и нашим, и американским, совершенно не нужно, чтобы газ в баке перемешивался. Поэтому все и всегда ставят фитинг. Он равномерно распределяет газ в стороны, а не вниз. Поэтому легкий горячий гелий никогда не перемешивается с тяжелыми парами керосина.

Добавлю от себя.

Более того, горячие массы газа легче холодных. Сами собираются в верхней части бака. Холодные же находятся внизу. Такое расслоение усиливается растущими перегрузками. Инерционные силы сепарируют тяжёлые холодные массы газа вниз к зеркалу топливного компонента, и не дают им смешиваться с верхними горячими слоями.

О том и была написана предыдущая статья, что эту идиллию раздельного существования горячих верхних слоёв газовой подушки и поверхности керосина в баке горючего первой ступени ракеты-носителя Сатурн-5 могли разрушить конвективные вихри. Были предложены несколько вариантов такого процесса. Конечно же, возможны и другие сценарии с участием конвекции.

Она может возникнуть в газовой подушке любых баков, поскольку газ в свободном объёме всегда обменивается теплом с другими средами через боковые стенки бака. Её интенсивность зависит от перегрузок, температурной неоднородности в газовой среде, размеров и пропорции бака (чем меньше отношение высоты бака к его диаметру, тем сильнее конвективный теплообмен между газовой подушкой и компонентом топлива).

Топливные баки РН Сатурн-5. Слева бак горючего. Справа бак жидкого кислорода.
Топливные баки РН Сатурн-5. Слева бак горючего. Справа бак жидкого кислорода.

Возможность появления конвекции определяется величиной числа Релея - Ra. Этот критерий подобия описывает поведение жидких и газовых сред, когда в них имеется неоднородность массовой плотности (например, вызванной разницей температур). Если число Рэлея, ниже критического значения для среды, то конвективные потоки отсутствуют и теплопередача осуществляется исключительно за счет теплопроводности. Если же оно превышает это значение, теплопередача осуществляется естественной конвекцией.

При горячем наддуве появление конвекции чревато повышением давления в баке.

Сброс дренажных паров в атмосферу в полёте при запуске ракет это обычное явление.

Быть может конвекция в баках является одной из причин срабатывания дренажно-предохранительных клапанов?

Борис Борисов: "... на первой ступени РН "ПРОТОН" дренажные пары окислителя дают очень ТРЕВОЖНУЮ КАРТИНКУ типа пожара в хвостовом отсеке..."
Борис Борисов: "... на первой ступени РН "ПРОТОН" дренажные пары окислителя дают очень ТРЕВОЖНУЮ КАРТИНКУ типа пожара в хвостовом отсеке..."

Раньше изучению конвекции в газовой подушке бака уделялось очень мало внимания. В нынешнее время появился интерес к этой теме.

-3

Следующее возражение от этого же читателя:

Интересующийся

«//Прежде чем, выяснить который из них "солирует", а который всего лишь "подпевает", необходимо рассмотреть возможные варианты того, каким образом пары керосина смешались с гелием во внутреннем пространстве бака, свободном от горючего (газовой подушке)?//
В прошлом обсуждении мы выяснили, что оба не поют. Не вскипятить керосин в баке. Времени для этого мало.»

Для того чтобы повысить давление в газовой подушке до порога срабатывания дренажно-предохранительного клапана, совсем не обязательно «вскипятить керосин в баке». Необходимо, только лишь, нагреть поверхность керосина до 143°С. Это может произойти или при омывании зеркала горючего конвективными потоками нагретого гелия, или при забросе мелких капель керосина в верхнюю часть газовой подушки теми же конвективными потоками. А на это времени в одну минуту более чем достаточно.

Ещё одно, очень даже дельное, замечание от Интересующегося касается самой причины возникновения конвекции гелия в газовой подушке бака горючего:

«Тоннельные трубы, кстати, двойные, что после 10 км высоты является практически термосом. И никакого особого охлаждения ГП (газовой подушки) эти трубы не дают.»

Сброс гелия, насыщенного керосином, начался до того, как пламя пожара стало подниматься вверх по первой ступени. Он произошёл в промежутке времени от пролёта облаков до появления инверсионного следа. Ближе к моменту появлению следа в небе. Это заметно по кадрам кинохроники. В этот промежуток времени произошло сильное видоизменение реактивных струй двигателей первой ступени.

Старт! Стоп-кадр из видео Launch of Apollo 11 in 4k. https://www.youtube.com/watch?v=OWwXj5fImco
Старт! Стоп-кадр из видео Launch of Apollo 11 in 4k. https://www.youtube.com/watch?v=OWwXj5fImco
21 минута 17 секунд 14 кадр фильма Moonwalk One (1970). 77,9 секунда полёта. Хорошо видно, как под хвостовым отсеком ракеты уже горит огонь. Сопла ракетных двигателей окутаны пламенем. Передний фронт пламени расположен уже прямо под стабилизаторами. https://www.youtube.com/watch?v=9GVpoSrqMMg&t=1324s
21 минута 17 секунд 14 кадр фильма Moonwalk One (1970). 77,9 секунда полёта. Хорошо видно, как под хвостовым отсеком ракеты уже горит огонь. Сопла ракетных двигателей окутаны пламенем. Передний фронт пламени расположен уже прямо под стабилизаторами. https://www.youtube.com/watch?v=9GVpoSrqMMg&t=1324s

Короткое пламя ракетных двигателей с яркими бело-голубыми языками, говорящими о хорошей полноте сгорания топлива в двигателях F-1, превратилось в сильно вытянутый факел.

Длина факела, сразу после старта, равна высоте РН Сатурн-5. Видео: https://www.youtube.com/watch?v=OWwXj5fImco Добавьте описание
Длина факела, сразу после старта, равна высоте РН Сатурн-5. Видео: https://www.youtube.com/watch?v=OWwXj5fImco Добавьте описание
Начало образования инверсионного следа. Длина факела почти три высоты РН Сатурн-5. Видео: https://www.youtube.com/watch?v=OWwXj5fImco
Начало образования инверсионного следа. Длина факела почти три высоты РН Сатурн-5. Видео: https://www.youtube.com/watch?v=OWwXj5fImco
Здесь всё очевидно.
Здесь всё очевидно.
Длина факела составляет шесть высот РН Сатурн-5. Видео: "Apollo 11" https://www.youtube.com/watch?v=XuWesZxjU3s&list=TLPQMzEwNTIwMjIRY-pZu8-KrA&index=174
Длина факела составляет шесть высот РН Сатурн-5. Видео: "Apollo 11" https://www.youtube.com/watch?v=XuWesZxjU3s&list=TLPQMzEwNTIwMjIRY-pZu8-KrA&index=174
Фрагмент видео: "Apollo 11" https://www.youtube.com/watch?v=XuWesZxjU3s&list=TLPQMzEwNTIwMjIRY-pZu8-KrA&index=175
Фрагмент видео: "Apollo 11" https://www.youtube.com/watch?v=XuWesZxjU3s&list=TLPQMzEwNTIwMjIRY-pZu8-KrA&index=175

Также произошло ещё одно видоизменение реактивных струй. Яркий бело-голубой окрас факела сменился на более тусклый красноватый оттенок, свидетельствующий о снижении температуры пламени и обогащении его продуктами неполного сгорания керосина.

Цветовой круг "факельного шествия Сатурн-5". Изменение цвета пламени в течении полёта хорошо видно в сравнение с белым эталоном (белая трапеция, окружённая фрагментами стоп-кадров, расположенных в хронологическом порядке по часовой стрелке).
Цветовой круг "факельного шествия Сатурн-5". Изменение цвета пламени в течении полёта хорошо видно в сравнение с белым эталоном (белая трапеция, окружённая фрагментами стоп-кадров, расположенных в хронологическом порядке по часовой стрелке).

Так пылает керосин, если в горючей смеси не хватает кислорода для полного его окисления.

Факел ракетных двигателей просто заливает керосином.

Что произошло?

Уменьшили соотношение компонентов топлива в камерах сгорания (поменьше кислорода, побольше керосина), чтобы снизить удельный импульс и тягу двигателей F-1?

Или во всех движках одновременно прогорели трубки рубашек охлаждения?

Нет, конечно же. Источник горючей смеси для этого факельного шествия находился не в двигателях, а в межбаковом отсеке. Это видно по дальнейшему продвижению огня вверх по корпусу ракеты к выходному отверстию дренажного трубопровода. Просто, вокруг раскалённых реактивных струй образовался дополнительный факел - длинный шлейф пылающего горючего RP-1, сбрасываемого вместе с гелием из бака в атмосферу.

По кинохронике исторического запуска Аполлон-11, срабатывание дренажно-предохранительного клапана произошло до появления инверсионного следа. Процесс нагрева поверхности горючего в баке, естественно, должен был начаться ещё раньше.

По этому факту можно установить до какой высоты произошло срабатывание дренажно-предохранительного клапана бака горючего первой ступени ракеты-носителя.

На широте пуска Сатурн-5 инверсионный след начинает появляться на высоте 13 километров.

-12

То есть до этой высоты произошло срабатывание дренажно-предохранительного клапана, а процесс нагрева керосина в баке горючего с участием конвекции начался гораздо раньше, на более низких высотах. И вариант с термосом «после 10 км высоты»... «можно отправить в корзину»?

Кроме того, причиной появления неоднородности массовой плотности в газовой подушке мог быть подвод тепла от набегающего потока (или отвод тепла в него) через боковые стенки бака горючего.

Итак, выяснив попутно, что сброс гелия, насыщенного керосином, произошёл до начала заползания огня вверх по корпусу первой ступени, продолжим дальнейший поиск первопричины пожа.. «Фаер-шоу Сатурн-5».

P.S. По кинохронике Launch of Apollo 11 in 4k инверсионный след появился на 84 секунде полёта.

То есть на высоту 13 км ракета-носитель Сатурн-5 поднялась за 84 секунды. По отчётам НАСА за это время полёта лунная ракета должна была достичь высоты 14 километров.

-13

Документальное кино про Аполлон-11 демонстрирует всему миру отставание ракеты-носителя Сатурн-5 от графика по высоте полёта.