С таким запросом обратились ко мне за консультацией.
❗В данном случае действия сотрудников медучреждения незаконны.
📍Мед. организация не вправе отказывать, тк действующее законодательство не предусматривает дачу письменного согласия в качестве обязательного условия для оказания мед.услуг. Согласие дается добровольно, своей волею и в своем интересе. Любое принуждение запрещено.
🖍Согласно п.5 ч.1 ст.6 ФЗ 152 обработка данных допускается без согласия, если это необходимо для заключения / исполнения договора по инициативе субъекта перс.данных.
🖍В силу п.4 ч.2 ст.10 ФЗ 152 обработка специальной категории перс данных (состояние здоровья) может осуществляться без согласия в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских услуг при условии, что обработка осуществляются лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным сохранять врачебную тайну. Это касается всех медицинских организаций независимо от их организационно-правовой формы.
🖍Согласно ст.426 ГК РФ отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящий доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующую услугу НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.
🖍Кроме этого, в силу ст.16 Закона о защите прав потребителей исполнитель не вправе отказывать потребителю в заключении ,исполнении договора в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, за исключением случаев, когда обязан предоставить такие данные в силу закона.
Напомню, обязанность подписывать согласие на обработку данных законом не предусмотрена. Это право субъекта давать согласия в своем интересе.
❗При предъявлении потребителем требования о предоставлении конкретных причин и правового обоснования, определяющих невозможность заключения, исполнения договора без предоставления перс данных, исполнитель обязан предоставить такую информацию в течение 7 дней со дня предъявления такого требования.
❗Если такое требование заявляется устно, ответ должен предоставляться незамедлительно.
НУЖНО
1.Довести эту информацию до сотрудников медицинского учреждения, до его руководства. Указать на ваше право в связи с этим обратиться в Роспотребнадзор по факту нарушения ваших прав как потребителя, в Росздравнадзор, в суд и пр.
2.Требовать письменный отказ.
3.Обратиться в контрольно-надзорные органы, а также в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных необоснованным отказом.
Нужно пресекать эту практику манипуляций согласиями.
Если уж по какой-то причине медицинская организация не может (что странно!) оказать вам услугу без согласия, требуйте внести изменения в это согласие, так как зачастую там используются расплывчатые и общие формулировки.
Требуйте конкретизировать кому и для каких целей будут переданы ваши данные. Согласие должно быть конкретным и обработка должна строго соответствовать заявленным целям.
Или, в крайнем случае, внесите сами изменения в согласие собственноручно и укажите исправленному верить или написано собственноручно, дата, подпись.