Найти тему

Отказ частной медорганизации пациенту в обслуживании из-за неподписания согласия на обработку данных

С таким запросом обратились ко мне за консультацией.

❗В данном случае действия сотрудников медучреждения незаконны.

📍Мед. организация не вправе отказывать, тк действующее законодательство не предусматривает дачу письменного согласия в качестве обязательного условия для оказания мед.услуг. Согласие дается добровольно, своей волею и в своем интересе. Любое принуждение запрещено.

🖍Согласно п.5 ч.1 ст.6 ФЗ 152 обработка данных допускается без согласия, если это необходимо для заключения / исполнения договора по инициативе субъекта перс.данных.

🖍В силу п.4 ч.2 ст.10 ФЗ 152 обработка специальной категории перс данных (состояние здоровья) может осуществляться без согласия в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских услуг при условии, что обработка осуществляются лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным сохранять врачебную тайну. Это касается всех медицинских организаций независимо от их организационно-правовой формы.

🖍Согласно ст.426 ГК РФ отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящий доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующую услугу НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

Изображение от mrsiraphol на Freepik
Изображение от mrsiraphol на Freepik

🖍Кроме этого, в силу ст.16 Закона о защите прав потребителей исполнитель не вправе отказывать потребителю в заключении ,исполнении договора в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, за исключением случаев, когда обязан предоставить такие данные в силу закона.
Напомню, обязанность подписывать согласие на обработку данных законом не предусмотрена. Это право субъекта давать согласия в своем интересе.

❗При предъявлении потребителем требования о предоставлении конкретных причин и правового обоснования, определяющих невозможность заключения, исполнения договора без предоставления перс данных, исполнитель обязан предоставить такую информацию в течение 7 дней со дня предъявления такого требования.

❗Если такое требование заявляется устно, ответ должен предоставляться незамедлительно.

НУЖНО
1.Довести эту информацию до сотрудников медицинского учреждения, до его руководства. Указать на ваше право в связи с этим обратиться в Роспотребнадзор по факту нарушения ваших прав как потребителя, в Росздравнадзор, в суд и пр.

2.Требовать письменный отказ.


3.Обратиться в контрольно-надзорные органы, а также в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных необоснованным отказом.

Нужно пресекать эту практику манипуляций согласиями.

Если уж по какой-то причине медицинская организация не может (что странно!) оказать вам услугу без согласия, требуйте внести изменения в это согласие, так как зачастую там используются расплывчатые и общие формулировки.
Требуйте конкретизировать кому и для каких целей будут переданы ваши данные. Согласие должно быть конкретным и обработка должна строго соответствовать заявленным целям.

Или, в крайнем случае, внесите сами изменения в согласие собственноручно и укажите исправленному верить или написано собственноручно, дата, подпись.