Поддержанию рациональной траты времени и здорового образа жизни среди советского студенчества 1920-х годов препятствовал целый комплекс факторов, среди которых сложные бытовые условия, незавидное финансовое положение, учебные и общественные нагрузки.
Молодёжь более активна, сильна, готова к восприятию новых идей и зачастую склонна к ревизионизму культурных и поведенческих норм старших поколений. Поэтому неудивительно, что она стала той частью общества, на которую новая революционная власть возлагала свои надежды на построение социализма.
Долгое время в вузах, имевших дореволюционную историю, существовало активное сопротивление властным установкам как со стороны старой профессуры, так и части учащихся, так называемых «белоподкладочников». Новый советский студент должен был кардинально отличаться от своего дореволюционного коллеги — не только происхождением, но и убеждениями, повседневными привычками, манерами, формами досуга. Он не мог противопоставлять себя трудящейся молодёжи, но должен был являться её частью. В связи с этим в том числе и на студенчество было обращено внимание специалистов, занимавшихся изучением распределения времени. Их целью было добиться его рационализации, увеличения социальноценного расхода, оздоровления труда и быта.
Перегрузки не могли не сказываться на здоровье учащейся молодёжи. Исследования фиксировали чрезвычайно высокий уровень заболеваний, напрямую или косвенно связанных с ними. Более чем 180 осмотренных (около 60% юношей и 40% девушек) имели повышенную нервную возбудимость. Росту числа заболеваний способствовала активная общественная работа.
Основным средством борьбы с подобным положением дел должно было стать занятие физической культурой и спортом. В частности, с этой целью 19 июля 1929 года было принято постановление Совнаркома РСФСР, делавшее преподавание физической культуры в высших учебных заведениях обязательным. До начала подобного навязывания достойного места в жизни студента физкультура так и не заняла. Это вызывало живую обеспокоенность со стороны специалистов.
Существенным изменением послереволюционной эпохи был колоссальный рост числа девушек в вузах, которым царская власть серьёзно ограничивала доступ к высшему образованию. Отличительной особенностью их распорядка дня обычно была большая трата времени на самообслуживание, уборку и уход за собой.
Специалисты были едины в требованиях скорейшей нормализации условий жизни и труда учащейся молодёжи, однако решить эту проблему так и не удалось. Впрочем, студенты не были исключением: во многом схожие картины демонстрировали результаты изучения бюджетов времени и других категорий населения. Идеал «Восемь часов для труда, восемь для сна, восемь свободных» в 1920-х годах так и не стал реальной повседневной нормой.