Найти тему

Получите ваше счастье

Оглавление

Медсестры отделения патологии новорожденных Ивано-Матренинской детской клинической больницы по тону плача младенца определяют, холодно ему, больно или он хочет есть.

И это – лишь один их пунктов «высшего пилотажа» медицинских сестер, работающих с новорожденными. Не теряться в любой ситуации, уметь взять кровь у младенца весом 600 граммов, поставить зонд и позвать врача, или просто успокоить малыша и спеть ему колыбельную. Все особенности работы в отделении патологии передаются «по наследству» – от опытных к новичкам, а умения и навыки отрабатываются строго в соответствии со стандартными операционными процедурами под контролем наставника.

В отделении патологии новорожденных и недоношенных детей сохранился старый советский фотоальбом в красной бархатной обложке. В нем черно-белые фотографии 70–80-х годов, листы оформлены брызгами гуаши, и красным фломастером аккуратными буквами выведены клятвы наставников и наставляемых: «Придавая большое значение воспитательной работе с молодыми кадрами, их политическому, культурному и нравственному воспитанию, мы принимаем на себя шефские обязательства: все свои знания и профессиональный опыт передавать молодому специалисту, считая себя ответственным за его отношение к труду, учебе, поведение в быту».

Спустя почти полвека смысл и принципы наставничества не изменились – после окончания обучения каждая медицинская сестра должна пройти полный курс «молодого бойца» по всем постам – от приготовления смесей и стерилизации посуды на молочной кухне до палаты интенсивной терапии, где ошибиться нельзя ни на миллилитр, ни на миллиметр.

«Отдаем, когда наел щечки»

На одном из снимков в альбоме – молодой специалист Марина Деринг. Фото датировано 1985 годом, когда вчерашняя студентка, получив диплом, пришла на работу в детскую больницу.


Марина Деринг во время пандемии работала в отделении функциональной диагностики. На снимке она только что вышла из красной зоны
Марина Деринг во время пандемии работала в отделении функциональной диагностики. На снимке она только что вышла из красной зоны

– В то время было два отделения: одно для недоношенных детей, второе – для новорожденных, – вспоминает Марина Викторовна. – После окончания медучилища при ИГМИ нужно было отработать три года. Распределили меня в больницу на Синюшиной горе, но ее только вводили в строй, и мы с подружками устроились в Ивано-Матренинскую. Моими наставниками в отделении недоношенных стали Наталья Круглова и Наталья Черкашина. Опыта общения с младенцами у меня не было, я даже не знала, как подойти к малышу.

В медучилище изучали теорию, а тут – практика. Пришлось учиться ставить уколы в крошечные ручки и ножки, кипятить шприцы, собирать капельницы…

– Через три года я ушла по личным обстоятельствам, а после декрета вернулась, – продолжает Марина Викторовна. – И через какое-то время меня назначили старшей медсестрой отделения.

И теперь уже она рассказывала новеньким медсестричкам, что ребенок никогда не плачет просто так: он голодный, ему больно, или дискомфорт чувствует. А тональность нужно чувствовать сердцем.


Фото 1985 года: Марина Деринг, вчерашняя студентка
Фото 1985 года: Марина Деринг, вчерашняя студентка

Старшей медсестрой Марина Викторовна проработала 10 лет, потом несколько раз пробовала уйти в другие отделения – УЗИ, функциональную диагностику, но всегда возвращалась в патологию новорожденных и сейчас продолжает работать там.

– Когда каждого пациента пропускаешь через себя, то настолько привыкаешь к нему, что потом даже жалко отдавать родителям, – смеется Марина Викторовна. – Пока он выздоравливал, наел щечки, потяжелел, стал практически родным. Особенно прикипала к малышам, когда у нас был ковидный госпиталь, и поступали тяжелые детки – дышат на кислороде, есть сами не могут, а потом – поправляются, и ты понимаешь, что кроме правильного лечения сыграл большую роль и твой правильный уход, то любишь их еще сильнее. И вот – выписка, отрываешь от себя, от сердца, отдаешь ребенка маме – получите ваше счастье!

Долгий путь в медицину

Марина Викторовна уверена, что «правильно любить» детей ее тоже научили наставники: безусловно, но не давать захлестывать эмоциям, иначе не справишься. Такой опыт через учебник не передашь – только лично, и это дорогого стоит.

– С нашей профессией любовь либо случилась – и тогда ты работаешь с горящими глазами, либо нет, – делится старшая медсестра отделения Елизавета Масленникова. – Хоть и устаешь так, что вечером без сил падаешь, но утром на работу бегом бежишь.


Медицинские сестры (слева направо) Анна Михайлова, Елизавета Масленникова, Анна Перебоец
Медицинские сестры (слева направо) Анна Михайлова, Елизавета Масленникова, Анна Перебоец

Елизавета Викторовна в медицине уже 10 лет. Пришла в больницу по совету подруги – та рассказала, что в одном из отделений есть такой классный хирург! И девушка сначала устроилась санитаркой, а потом, после окончания обучения, перевелась в медсестры.

– Меня тоже Наталья Васильевна Круглова обучала, «от и до», – делится Елизавета, – и только потом я сделала выбор в пользу процедурной медсестры.

Правая рука старшей медсестры отделения патологии новорожденных и недоношенных детей – Анна Перебоец. Девушки учились в параллельных группах, а теперь и работают вместе. Обычно в медицинский колледж поступают после девятого класса, но у Анны путь к мечте оказался чуть длиннее:

– О медицине я мечтала еще в школе, а поступила учиться только в 33 года, вместе со своей младшей сестрой, – улыбается Анна Митрофановна. – До этого у меня был свой бизнес. Во время учебы работала здесь санитаркой, потом перевелась медсестрой. Первое впечатление от моей работы – дети плачут, и я вместе с ними, и очень хотелось уйти. Потом поняла, что детский плач – это нормально. Меня поставили процедурной медсестрой – брать кровь, делать уколы, ставить венозный катетер и так далее. Моим наставником стала Мария Владимировна Панина, премудростям работы в палате ПИТ учила Анна Алексеевна Михайлова – это пеленание, кормление, уход, санирование, постановка назогастрального зонда…

Теперь и у Анны Митрофановны есть свои наставляемые – Кристина Ломовцева, Адриана, Мария Луковникова, Полина Солодухина. Ее первые воспитанницы уже работают наравне с ней. Медсестра Екатерина Лескова вспоминает, как три года назад, когда она готовилась сдавать выпускные экзамены в колледже, к ним с презентацией приехали представители Ивано-Матренинской детской клинической больницы – главная медсестра медучреждения Наталья Степанова и медсестра отделения патологии новорожденных и недоношенных детей Анна Перебоец. Из колледжа пришли работать девять человек, осталось трое.

Без права сна

– Мы на той встрече нашли друг друга, – улыбается Екатерина Алексеевна. – Я была на практике в грудном отделении и поняла, что хочу работать только с маленькими детьми. У меня два младших брата, один на 10 лет младше, поэтому страха перед пациентами не было. Считаю, что главное в профессии медсестры – не только научиться всему, а наработать такой опыт и отрепетировать манипуляции, чтобы в любой ситуации не растеряться, включить мозг, собраться и выполнить то, что нужно.

Это касается не только умения ставить внутривенный катетер, но и знать, где он лежит, чтобы практически «на автомате» достать нужный размер. Не запутаться, потому что у недоношенных одни особенности ухода, у доношенных – другие.

– По нашей Кате можно картины писать, – говорит о девушке Анна Перебоец. – Она так проникновенно прижимает к себе пациентов, чтобы успокоить, и при этом так светится ее лицо, что сразу понятно – этот человек на своем месте.

Наставник Кати Лесковой – Анна Михайлова, медицинская сестра с 13-летним стажем, рассказывает, что остаются работать в отделении далеко не все пришедшие:

– На практику приходят потоком, на работу – уже меньше. Стоишь с ними сутки (ночное дежурство у медсестер без права сна, даже на пять минут нельзя), и, бывает, даже через одну смену бегут.

– Это только кажется, что у нас самая милая работа на свете, – смеется Елизавета Викторовна. – Она трудная: спать нельзя, здесь надо стоять, спасать, кормить, менять памперс и еще много чего делать вовремя и профессионально. Причем кто уйдет, а кто останется, в большинстве случаев видно сразу.


Мария Луковникова, палатная медицинская сестра
Мария Луковникова, палатная медицинская сестра

Одна из тех, кто выдержала – Мария Луковникова. Первый год она работала на молочной кухне младшей медицинской сестрой.

– Вы когда-нибудь пробовали развести 50–60 бутылочек разной смеси разным объемом и быстро, с соблюдением всех мер безопасности, и натянуть на них соски? – спрашивает Мария Александровна. – Я целый месяц не могла привыкнуть. Сложно, что на тебя сваливается много информации, которую нужно усвоить до автоматизма.

– На самом деле первое, чему мы учим – чистота рук. Только коротко остриженные ногти, никаких искусственных ногтей, даже гель-лака, – рассказывает Анна Перебоец. – А если очень хочется, то либо ждем отпуска, либо красим ногти на ногах так ярко, чтобы лак через носки просвечивал.

Сейчас Мария Луковникова – палатная медсестра. Переключиться было непросто, и поначалу девушке казалось, что она задает слишком много вопросов своему наставнику.

– Когда мне сказали, что я правильно все делаю, стала получать больше удовольствия от работы, – говорит медсестра. – Непередаваемые ощущения, когда дети восстанавливаются, и когда их передаешь в руки родителям.

Рекорд Полины

Год стажа и у Полины Солодухиной. Одногрупница проходила здесь практику и рассказала ей, что нужны младшие медсестры.

– Я как раз работу искала, у нас с отделением случилась любовь почти с первого взгляда, – делится девушка. – Сейчас я палатная медсестра. Очень нравится работа, особенно когда пациентов мало, и каждому можно уделить побольше времени. Берешь малыша и не просто кладешь на пеленальный стол, чтобы переодеть, но успеваешь поговорить по дороге, прижать, покачать, и ребенок спокоен. А когда торопишься, дети это чувствуют и возмущаются, капризничают. Сейчас на одну палатную медсестру приходится пять и более пациентов.


Малыши поступают в стационар днем и ночью
Малыши поступают в стационар днем и ночью

Полина стала первой и пока единственной за всю историю отделения, кто усвоил всю программу и все алгоритмы по молочной кухне… за три дня! Это рекорд. Марии удалось это сделать за две недели, а еще одной младшей медсестре понадобился месяц. Конкретных сроков обучения нет – здесь понимают особенности каждого человека, главное – усвоение материала и безукоризненное выполнение правил.

Уровень ответственности

И вот тогда возможен переход на следующий уровень ответственности – понять в нужный момент, что ребенку нужна помощь, причем помощь врача, а не только медсестры? Как это сделать? Опытные медсестры понимают даже по цвету кожи.

– Учим так: ребенок кричит – подойди, посмотри, почему он кричит. Молчит? Подойди, посмотри, почему он молчит. Спит долго? Иди узнай, почему, – говорит Анна Алексеевна. – Помогает и аппаратный мониторинг витальных функций (дыхательной и сердечно-сосудистой), который ведется постоянно, и ты должна наблюдать за параметрами.


В отделении патологии новорожденных и недоношенных детей ОГАУЗ ГИМДКБ выхаживают пациентов, рожденных с весом от 500 граммов и выше
В отделении патологии новорожденных и недоношенных детей ОГАУЗ ГИМДКБ выхаживают пациентов, рожденных с весом от 500 граммов и выше

Степень вовлеченности медсестер в уход за пациентами можно посчитать по весу мешков с бельем, которые сдают в стирку, и мешков с мусором, где килограммы использованных памперсов.

Мамы не всегда лежат в отделении со своими малышами. Тех, кто госпитализирован вместе с ребенком, медицинские сестры обучают уходу за младенцем – именно с его особенностями. И вот тут включается еще одна обязательная функция медсестер, не прописанная в должностных обязанностях: вместе с врачами они «работают психологами», потому что ответственность они несут тоже за двоих.

– Чтобы малыш поправлялся как можно быстрее, нужно, чтобы все работали в унисон: врач, медсестра, мама и ребенок, – считает Анна Перебоец. – Врач с медсестрой всегда в паре, с ребенком договориться проще, а мамочкам стараемся донести любую информацию так, чтобы в отделении осталась комфортная обстановка. Даже просто ее успокоить, если она плачет. Малыша взял на руки, прижал, спел про волчка, и все, а с мамой приходится искать нужные слова, и морально это иногда гораздо тяжелее, чем целые сутки на дежурстве.

Кто давно работает в отделении, признается, что раньше с мамами разговаривать было проще. К советам соседки бабы Мани прислушивались единицы, а сейчас примерно многие мамочки доверяют интернету и форумам больше, чем реальным опытным врачам и медсестрам.

Коллектив отделения патологии недоношенных детей, 1987 год
Коллектив отделения патологии недоношенных детей, 1987 год

И все-таки найти общий язык получается всегда – ведь трое взрослых объединяются и отдают все свои силы и умения, чтобы помочь одному крошечному человечку, главному в этом квартете. Поэтому даже доска почета в отделении называется «Наши маленькие герои»: на ней размещены фото детей при поступлении в ОПН и спустя разное время после выписки. Сотрудники всегда рады получить новый фотопривет от своих пациентов, даже спустя много лет.

– Недавно около больницы встретила мальчика лет 15 с мамой, – рассказывает Марина Деринг. – Они здороваются, мама спрашивает, помню ли я их. Я честно призналась, что нет. «А мы у вас лежали в патологии новорожденных 15 лет назад!» Часто так бывает, часто делаю вид, что помню, чтобы не обижались, спрашиваю, как дела. Вы просто не представляете, как приятно видеть взрослыми детей, поступавшими к нам недоношенными с весом 500–600 граммов.