Госдума накануне приняла поправки в КоАП, которые установили штрафы для компаний за навязывание дополнительных услуг или товаров. Ожидаем подписания президентов и вступления в силу.
Внесли изменения в ст. 14.8 КоАП РФ — отдельно прописали штрафы за навязывание дополнительных товаров (услуг) и отдельно за отказ компаний рассматривать претензии потребителей.
Размеры штрафов в первом случае:
- на должностных лиц 2-4 тыс. рублей;
- на юридических лиц 20-40 тыс. рублей».
Во втором случае:
- на должностных лиц 15-30 тыс. рублей;
- на юридических лиц 100-300 тыс. рублей.
Что именно считается навязыванием, тоже раскрывается в новых поправках:
- предложение до заключения договора приобрести дополнительные товары или заключить иные договоры, обязательные при приобретении основных товаров;
- включения в договор условий, которые обусловливают приобретение основных товаров обязательным приобретением дополнительных или заключением иных договоров.
При этом само по себе предложение дополнительных товаров и услуг не является нарушением закона. Недопустимо ставить потребителя в условия, когда у него нет выбора.
В пояснительной записке к законопроекту депутаты расписали целые схемы того, как компании навязывают свои услуги или товары и отказываются затем возвращать деньги, даже если обязаны делать это по закону.
Особенно часто с этим сталкиваются, по мнению инициаторов законопроекта, покупатели автомобилей. От них часто требуют дополнительно оплатить услуги эвакуации, помощи на дороге, юридической поддержки и др. Эти услуги представляют совсем другие организации, нежели те, которые продают непосредственно авто.
Если покупатели автомобилей потом пытаются отказаться от ненужных услуг и вернуть деньги, компании, естественно, отказываются рассматривать такие обращения.
Как указывают депутаты, по подобным вопросам накопилась довольно большая судебная практика. А всё потому, что КоАП не содержит отдельного состава, предусматривающего наказание за навязывание доптоваров и услуг. (Ещё пока не содержит, т.к. поправки в КоАП не вступили в силу).
Которые применяются в данных случаях не носят предотвращающий и профилактический характер. По той же ст. 14.8 КоАП РФ за такие нарушения предусматривается штраф для должностных лиц до 2 тыс., для юрлиц до 20 тыс. рублей.
По сведениям инициаторов законопроекта, в среднем покупателям авто приходится переплачивать от 100 до 500 тыс. рублей, а иногда и до 50% стоимости автомобиля. Поэтому такие маленькие штрафы «явно недостаточны», указывают они.
Кроме того, навязывание дополнительных товаров и услуг само по себе вызывает рост цен. Приводится справка от ФАС, что в 2021 году рост цен на автомобильном рынке вызван в т.ч. действиями официальных дилеров автомобильных марок.
Например, такими — на сайте висит предложение приобрести автомобиль в определённой комплектации по определённой цене, однако в салоне увеличение цены составляло 10-30%.
Если же покупатель настаивал на более низкой цене, то он должен был приобрести дополнительное оборудование на сумму скидки. При этом стоимость оборудования значительно превышала цену аналогичного оборудования у независимых организаций.
Или вместо дополнительного оборудования предлагалось оформить какой-либо договор – на кредит, страхование (жизни, КАСКО) и др.
А если граждане требовали соблюдения законодательства, то получали отказ от рассмотрения своих требований. И продавец не нёс за это никакой ответственности.
Поэтому и было предложение установить в КоАП РФ самостоятельные составы административных правонарушений по этим правонарушениям.
Накануне мы писали, что банкам запретили навязывать «свои» страховые компании при оформлении кредитов населениям. Интересно будут ли их штрафовать за нарушения ещё и по новым положениям КоАП РФ.
Оригинал статьи на нашем сайте.
Ещё больше полезных статей о бухгалтерии и бизнесе на bereganevy.ru.