Найти тему
Don Carcharo

Garbage Collector. Французское поле экспериментов (Раритеты #1)

Новую рубрику, посвящённую малоизвестным, позабытым или целенаправленно андеграундным группам и проектам былых времён, начнём с шумных и нестандартных французов из восьмидесятых — Garbage Collector. Актуальная пресса вешала на них ярлык французских подражателей Sonic Youth и Swans, но спектр влияний, под которыми находились Garbage Collector, был поистине исключительным, и все они получали наглядное отражения в музыке коллектива. Об этом далее.

1987 год. Премьерный концерт в Нанси, Франция
1987 год. Премьерный концерт в Нанси, Франция

Первый прообраз Garbage Collector (тогда ещё под названием Rocksuckers) появился в 1986 году в промышленной комунне Лонгви в Лотарингии. И с одной стороны, группа варилась внутри французской пост-панк/колдвейв-тусовки. Но с другой, уже тогда тяготела к инструментальной имитации шума окружавших их сталелитейных заводов, наследуя тем самым традиции британо-немецкого индастриал-движения.

Вскоре из чисто инструментального коллектив станет многоголосым, вокальные обязанности будут делить меж собой басист Фрэнк Дюпон да гитаристы Стефан Андре и Мо. Затем в группу втянут и вокалистку Армель Клефферт, подружку Стефана. Подобно вокалу будет принято решение «раздвоить» и ударные. К барабанщику Филиппу Т на подмогу пришёл Дэвид Соро, с которым также были сколочены перкуссии из «останков» оборудования близлежащих заброшенных фабрик. «Собиратели мусора» приняли свою классическую форму секстета.

1988 год
1988 год

Но Garbage Collector были не просто группой, а своеобразным дискуссионным клубом с регулярными ожесточёнными дебатами на темы кинематографа, изобразительного искусства, литературы, философии и, разумеется, музыки. А уж в музыкальных предпочтениях участников было не так и много пересечений. Фрэнк увлекался американским хардкором, а также британским анархо-панком в лице Crass, Flux of Pink Indians, Conflict, Subhumans и Amebix, а позднее с головой окунулся в артовые пост-панковые коллективы, вроде Wire, The Fall, Gang of Four и Pop Group. У Стефана было классическое музыкальное образование, он интересовался шумовым искусством и звуками окружающей среды, «рок-н-ролла» же, наоборот, всячески сторонился. Мо целиком отдавался немузыкальным экспериментам, которые только можно было сотворить с гитарой. Дэвид был ярым фанатом поп-музыки семидесятых, к которой относил и ранний панк. Армель же глубоко не погружалась в баталии парней вокруг разных сортов авангардного шума и просто нахваливала Кейт Буш. Ну а Филипп просто молчал, выражаясь только через свою барабанную установку.

И весь этот клубок увлечений отразился на единственном полноформатном альбоме 1988 года. Да, грязный механический звук напоминал Swans тех лет или совсем ранних Sonic Youth. Вот только истоки саунда Garbage Collector лежали не столько в американском ноу-вейве, сколько в тяжёлом абразивном пост-панке, когда-то созданном Killing Joke. Сверху были водружены перкуссионные скрежетания по найденному металлолому и звонкие колдвейвовые мелодические ходы в сопровождении мягкого женского вокала. В самых пиковых моментах Garbage Collector уходили в хардкор-панк или краст, подобный дебютнику Amebix, с соответствующим агрессивным рёвом. Место находилось и архаичным панковым политическим декламациям, и многослойный диссонансным структурам, и танцевальной ритмике, утопающей в нойзовом грохоте. А завершался альбом и вовсе индустриальным хип-хопом на треке «Intro», на тот момент группа была под сильным впечатлением от только-только заявивших о себе Public Enemy.

Garbage Collector «1988» (Permis De Construire / State Of Mind)

В последующие годы коллектив покинут оба ударника, Филипп и Дэвид, а также гитарист Мо. Их заменят гитарист Фабрис Розачи и барабанщик Филипп Соро, брат Дэвида. В обновлённом составе в 1990 году группа записывает одноимённый миньон, после чего окончательно разбегается, кто куда. Мини-альбом будет издан лейблом Permis De Construire самостоятельно только в 1993 году, но найти его сейчас крайне проблематично. Участники же Garbage Collector засветятся только в коллективах совсем локального пошиба: Фрэнк Дюпон и Дэвид Соро в Tuscaloosa, Стефан Андре в Grill. Однако, именно с наследием Garbage Collector иногда связывают целый бум французских экспериментальных нойз-рок и индастриал-рок групп, массово выпускавшихся в девяностые годы: Deity Guns, Bästard, Sister Iodine, Hems, Condense и самые известные из них Kill The Thrill.

1989 год
1989 год

Ссылки:

Интервью Фрэнка Дюпона вебзину Perte & Fracas

Bandcamp-страница альбома «1988»

Смотрите также:

Блог теперь в ТГ: t.me/doncarcharo