В ту весну я посетила много храмов. Был определенный график, по которому я на каждый третий день ехала в новую церковь. Меня что тогда, что сейчас нельзя назвать особо верующей. Вернее не так, в высшие силы, в том числе в Богов, я искренне верю, уверена, что они существуют. Но при этом сказать, что выделяю какую-то одну религию в качестве приоритетной - было бы неправильно. На тот момент мне было близко православие, именно там я находила то, в чем нуждалась.
Церкви, встреченные мне в паломничестве, были совершенно разные, я побывала тогда и в маленьких часовня и в больших храмах. И каждое такое посещение вызывало самые разнообразные чувства и ощущения.
Я много пишу о своих ощущениях, но для меня они по жизни как бы являются еще одним способом восприятия реальности. Сколько себя помню – всегда было так, что мир я не только видела и слышала, но и ощущала, складывая из этого свою картину. И порой именно ощущения давали достоверную информацию, тогда как глаза и уши вполне могли обмануться. Мне всегда казалось, что все люди способны так же чувствовать окружающую реальность, просто некоторые почему-то не позволяют себе этого.
Среди храмов, которые я посетила тогда, часто встречались теплые, «живые» церкви, заходя в которые казалось, ты попал домой, к близким, где тебя очень ждали, где готовы помочь со всеми бедами, поддержать, даже если ты оступился. Там легко дышалось и горечь отступала, словно кто-то очень родной гладил тебя по голове со словами: «и это пройдет, и все будет хорошо».
Были строгие церкви, заходя в которые казалось, что ты попал под прицел микроскопа, что тебя пристально рассматривают, решая твою судьбу. В таких храмах было зябко, но и там я брала свечи, зажигала их и шепотом рассказывала о случившемся, готовая к любому приговору.
А еще мне запомнилась красивая церковь, в которой ничего не почувствовалось. Это было очень странно, я из всех сил пыталась «услышать», почувствовать хоть что-то, но встречала лишь пустоту. Там я просто молча поставила свечу, постояла немного и ушла, так ничего и не ощутив.
Еще очень важным оказались люди, помогающие или работающие в храмах. Две церкви, с абсолютно разным подходом к посетителям, ярко запомнились мне.
В первой, на мою попытку поставить свечу, ко мне подлетела женщина с гневным:
- Что это ты собралась делать?! Не видишь что ли, служба уже закончилась.
- Да я всего лишь свечу хотела поставить, просто постоять.
- Нечего тут делать! Я уже все убрала, что я ждать что ли тебя буду.
- Но ведь до закрытия храма еще более двух часов, - растерялась я от такого напора.
- И что? Служба закончилась и нечего тут свечи ставить, мне потом все убирать!
Я огляделась и с удивлением отметила, что действительно в храме нет ни одной горящей свечи, даже огарка ни одного нет.
- Если хочешь – можешь отдать мне свечку, я завтра зажгу ее, когда начнется служба.
- Да мне бы самой зажечь… Я хотела постоять с ней рядом, пока горит.
- Еще чего! Купила свечу – все, считай ты уже обратилась к Богу, и неважно, кто ее потом зажжет.
- Нет, спасибо, - я развернулась к выходу, - я в другой церкви ее поставлю. До свидания.
- Иди уже! – донеслось мне вслед.
Я обернулась на пороге, и почувствовалось мне такая беспомощность и неловкость, исходящие от храма, что я задержалась, всматриваясь вглубь церкви, где продолжала ворчать выгнавшая меня женщина.
- Все хорошо, - шепнула я, - благодарю тебя, Боже. Видимо и этот урок для чего-то мне был нужен, - я склонила голову в прощании и вышла.
А вот во втором все оказалось совершенно наоборот. Я опоздала и пришла действительно незадолго до закрытия.
- Можно я просто поставлю свечу, - уже робко спросила я на входе у женщины.
- Конечно, милая. И поставить можешь и помолиться, - улыбнулась она мне.
- Я быстро. Извините.
- Не спеши, милая. Это Божий храм, здесь тебе всегда будут рады. Проходи. Помочь тебе?
- Нет, спасибо, я сама.
Женщина кивнула и вернулась к своим делам, а я, зажгла свечу, поблагодарила и Бога, и храм, и людей в нем, пожелав всем благополучия и здоровья. Там было настолько тепло и хорошо, что даже после того, как свеча догорела – уходить оттуда не хотелось.
Одним из самых удивительных моментов во всем моем паломничестве была встреча с Отцом настоятелем одного из храмов.
- Что у тебя случилось? – услышала я тихий вопрос и, обернувшись, увидела на лице вопрошающего искренний интерес и желание помочь, - ты можешь рассказать мне, если хочешь.
В первые мгновения я растерялась, а потом перепрыгивая с одного на другое, сумбурно стала рассказывать о своей боли, о том, что не могу понять причин случившегося, что видимо я что-то не так сделала, что это моя вина, я виновна в потерях.
Священник внимательно слушал, при этом как-то пристально вглядываясь в меня, словно что-то искал, пытался рассмотреть.
- Не осуждай себя, - сказал он, когда я, наконец, выдохлась и замолчала, - ты здесь ни при чем. Это не твоя вина. Все дело в доме, в твоем доме. В нем причина. Тебе бы…, - священник ненадолго задумался, - тебе бы освятить дом. Это должно помочь.
Я смотрела на него широко раскрытыми глазами не в силах поверить в услышанное.
- Не вини себя, - повторил он, - займись домом, чтобы случившееся не повторилось.
Я потрясенно поблагодарила его, а он, благословив меня, попрощался и, развернувшись, ушел.
По дороге домой мысли мои были о том, как выполнить все сказанное им. Я была твердо намерена сделать все, что он мне посоветовал. Однако, переступив порог дома, совершенно забыла об этом. Просто забыла… И вспомнила, только тогда, когда полностью съехала из квартиры.
Еще был удивительнейший храм, о котором я готова говорить бесконечно, - Церковь Иоанна Златоуста в с. Годеново. Он был последним в моем паломничестве. И там, стоя напротив Животворящего Креста Господня, я почувствовала, как моя боль, мой страх и ужас, мое горе и моя растерянность и непонимание, как дальше жить, уходят. Это было страннейшее ощущение, я словно физически чувствовала, как это все покидает меня, каждую клеточку моего тела, души и сердца. Словно кто-то спросил: «что ты хочешь, чтобы я забрал?» - и я ответила, а он кивнул и… забрал.
Вышла я оттуда, села в машину и сначала не могла понять, что изменилось. Какое-то время сидела, прислушиваясь к себе, но разобраться в мешанине чувств так и не удалось. Казалось, что все стало по-другому. Вот только как именно по-другому – было непонятно. И только подъезжая к дому до меня дошло – исчез груз на плечах, на душе и на сердце. Стало легче не просто в душе, а так, словно действительно было нечто лежащее на плечах, склонявшее к земле и не позволявшее распрямиться. А сейчас я смогла, наконец, выпрямиться во весь рост, вдохнуть полной грудью и отпустить все. Случившееся вспоминалось теперь не едкой, острой болью, а тихой печалью, с которой уже можно жить дальше.
Если кто-то запутался в жизни, заблудился в лабиринте нескончаемых дел и забот , не знает, как дальше жить, если ощущает на плечах непосильный груз бед и проблем – съездите в этот храм. Постойте возле Креста, зажгите свечу, мысленно или тихим шепотом расскажите о своих бедах, откройте свое сердце и душу, потом сходите во вторую часть храма, а после вернитесь и еще раз обратитесь к Кресту. Поблагодарите его перед тем, как покинуть церковь. Уверена, что вы обязательно почувствуете себя лучше и, пусть не сразу, но увидите выход. Только будьте искренни.
Настоящие верующие, наверно, могут сказать, что я все сделала и рекомендую сейчас неправильно. Что есть определенные правила и ритуалы при посещении храмов. Но… мой жизненный опыт подсказывает, что правила и ритуалы это вторично. Главное – это искренность, открытое сердце и душа. И уважение. К Богу и тем силам, что нам недоступны. И тогда есть хороший шанс, что вас услышат и, возможно, придут на помощь.
Поддержать автора или наше большое семейство можно по ссылке или на карту 2204 1201 0396 7176