Не обесценивай сложности ребенка и ту тяжесть, которую он испытывает.
Часто мне приходится слышать, что «ой, да что он там делает – ничего, только в компьютере сидит», «ну и что, что сделал – перенапрягся что ли?», «а вот мне в моем детстве и не такое делать приходилось и ничего, выжила». Друзья, все эти слова и фразы – это худшее и одно из самых отвратительных видов ментального оружия против детей. Проснитесь же наконец, ну сколько можно! Или вы серьезно считаете себя пупом земли и абсолютно не воспринимаете окружающих близких и дорогих людей как ЛЮДЕЙ? Для ребенка одно из самых страшных явлений нашего, не побоюсь этого слова, дефективного воспитания – это непринятие его самого и непризнание его ценностей, результатов его работы, труда, творчества. Предлагаю сразу строить параллели с собой и своими ощущениями, чтобы было понятнее. Нередко тот процесс, который вы делаете – мало виден и даже понятен окружающим, но это вовсе не означает, что он не происходит или что вы его делаете «левой пяткой», абы как. Работа эта может быть умственная, эмоциональная, очень напряженная, а результаты ее – не всегда очевидны. И как же горько слышать от близких в такие моменты, что «ты ничего не делаешь, только какой-то фигней занимаешься!». Обидно и больно ведь, правда?
Ребенку - еще больнее, потому что он более тонок и восприимчив к этой оценочной черствости. Как можно, не разобравшись и не поняв всей глубины и тонкостей процесса, вешать такие жуткие клише на труд юного человека? Только вдумайтесь – разве это поспособствует развитию его дальнейшей мотивации и творческого огня? А вот это жуткое «а я в детстве и не так пахала еще и ничего - выжила/выжил» - вы это серьезно? Так и хочется ответить: «Оно и видно, что НИЧЕГО! Ничего хорошего, адекватного и взрослого по-настоящему не получилось, друг». И потом – простите, а что это за чудесный результат такой – выжила/ выжил? Опять же – это вы серьезно? Конечная цель была погибнуть «смертью храбрых» что ли? Ну, когда же разум вместо рефлексий включать начнем? Наши дети – это не мы, а сегодняшний мир, в котором мы УЖЕ изрядно отстаем – это их мир, с новыми технологиями и течениями и целями. И осуждать то, что мы, условно-взрослые, не видим и плохо понимаем – совсем не взрослая позиция, а наоборот: позиция тех, кого в свое время не поддержали, не подставили крепкую руку и надежный тыл, не поверили в то, что мы действительно можем все – все то, что делает мир вокруг нас прекрасным и ярким.
И теперь мы так же остервенело передаем этот дефективный «подарок» своим самым близким и дорогим – детям. Не страшно?