Всегда любимая, всегда дорогая, о Россия, иногда вспоминай о нём, кто так много думал о тебе…
Это надпись на его семейном склепе. Изначально адмирала Григоровича похоронили на русском кладбище во Франции, и только летом 2005 года прах флотоводца перевезли в Санкт-Петербург на Никольское кладбище Александро-Невской лавры. Почему такие сложности? А всё из-за той самой Родины, которую он так любил.
В 1917 Ивана Григоровича уволили с должности морского министра. Прославленный флотоводец устроился тогда научным сотрудником Морской исторической комиссии по изучению опыта Первой мировой войны. У него не было денег даже на дрова для отопления собственной квартиры и зимой он вынужденно жил в небольшой комнатушке своего старого друга. А потом начался НЭП и герой русско-японской войны стал художником-оформителем, расписывал витрины и упаковку для кондитерского магазина на Невском проспекте. Вот такая благодарность за долгую и верную службу! Видимо, многие забыли, что говорил Иван Константинович, будучи ещё военным человеком.
ГРИГОРОВИЧ: Одна из забот моих — это недостаток офицерского состава вследствие гибели многих во время Японской войны и ухода большого числа офицеров, не видевших в будущем ничего светлого для флота, в отставку. Осталось их на службе немного, и по большей части, это молодёжь, обязанная служить за полученное образование.
А вот следующую фразу адмирала как будто только что вырезали из современной газеты.
ГРИГОРОВИЧ: Русский флот должен воссоздаваться руками русских корабелов и меньше зависеть от западного импорта.
Не прислушались.
Григорович часто болел. Дважды перенёс воспаление лёгких. В 1924 ему всё-таки разрешили уехать во Францию на лечение. Жил адмирал бедно, чтобы заработать на пропитание продавал свои же картины, в основном морские пейзажи. И это последний морской министр Российской империи!
Всегда любимая, всегда дорогая, о Россия, иногда вспоминай о нём, кто так много думал о тебе…
Весной 2016 года в состав Черноморского флота вошёл новый фрегат «Адмирал Григорович». Корабль был назван в честь последнего морского министра Российской империи. На торжественной церемонии присутствовала внучка прославленного флотоводца Ольга.
ВНУЧКА ОЛЬГА: Я с нетерпением ждала этого момента! Если бы был жив дедушка, он бы обязательно проверил все уголки, все закуточки боевого судна, лично убедился бы, что корабль готов к спуску на воду. Поэтому его всегда и называли беспокойным адмиралом. Я всех благодарю за эту радость, за то, что настал этот долгожданный день для потомков и для России.
Беспокойный адмирал. Точно сказано. Иван Григорович был очень ответственным командиром. Его девиз: «Лишь бы всё для флота было хорошо и быстро сделано». Эти слова он произнёс после поражения в русско-японской войне:
ГРИГОРОВИЧ: Всем чинам Морского ведомства разобраться в ошибках и безотлагательно приняться за работу над воссозданием тех сил, которые нужны стране. Флот должен быть воссоздан в могуществе и силе, отвечающих достоинству и славе России.
Он работал без выходных, 24 часа в сутки. Под руководством Ивана Константиновича был создан Морской Генеральный штаб, сформулированы программы развития для Черноморского и Балтийского флотов. Удивительно, но факт, к началу Великой Отечественной войны в составе уже советского флота находились корабли, построенные ещё при адмирале Григоровиче: 100% всех линкоров, 40% крейсеров, и 30% всех эсминцев.
Многие капитаны кораблей не могли поверить, когда в 1917 году его уволили с должности министра. Сослуживцы адмирала утверждали, что это огромная потеря для всего русского флота.
СОСЛУЖИВЕЦ : Григорович с первого же взгляда вызывал к себе симпатии. Это был «морской волк» в лучшем значении слова. Высокий, статный, с белоснежными густыми волосами, широкоплечий, крепко скроенный, с раскачивающейся походкою, он выделялся среди окружающих своею незаурядной внешностью, исполненной достоинства и благородства.
В 1924 ему разрешили уехать во Францию на лечение. Но по воспоминаниям внучки Ольги, это не помогло. Расставание с любимой Родиной далось флотоводцу крайне тяжело.
ВНУЧКА ОЛЬГА: У него оказался рак головного мозга. Нужна была операция, он уже падал на улице в обморок, ноги были ослаблены, голод был и холод. И вот во Франции от разрыва сердца, сидя за столом, он и умер. От тоски.
За рубежом Иван Григорович жил бедно. Зарабатывал на жизнь, продавая свои картины. Французы предлагали ему, кавалеру орденов Почетного Легиона, заслуженную пенсию. Но адмирал отказался, рассказывала правнучка полководца Наталья.
ПРАВНУЧКА НАТАЛЬЯ: Не только французы, но и английское правительство предлагало пособие за участие в Первой мировой войне в качестве союзника. Но это было бы для него предательством. Родина для него не пустой звук. Флот — святая святых. Он предпочел нищенское существование.
Скончался русский адмирал в 1930 году. Его перезахоронили в Санкт-Петербурге только спустя 75 лет.
ВНУЧКА ОЛЬГА: В газетах писали, что такого скопления адмиралов не видела Россия никогда. Все они пришли проститься со своим товарищем: и прежние, и настоящие — все. И с палочками, и седые.
Потомственный дворянин из военной династии, гардемарин, мичман, начальник штаба Черноморского флота, морской министр России. Он был женат на Марии Шемякиной, троюродной сестре Владимира Ленина. В семье адмирала было две дочери — Наталья и Мария. Отца девочки видели редко — служба есть служба.
ВНУЧКА ОЛЬГА: У него вся жизнь была — флот, и все для флота. Не зря же он стал почетным гражданином Севастополя, Николаева, Ревеля, Таллина. А его девиз был: чтобы в России строились корабли только руками русских корабелов. Он всегда всё проверял, ходил на все закладки новых боевых судов. Его даже прозвали «некабинетный адмирал».
Современники говорили о нём:
Флот существует, и заслуга в том Григоровича — бесспорна!
В 1911-ом году он обратился ко всему русскому флоту:
ГРИГОРОВИЧ: Первого сего ноября я удостоился получить от Его Императорского Величества Высокомилостивейшую телеграмму следующего содержания: «Прошу Вас, Иван Константинович, не обращать внимания на нападки на Вас лично и на Морское ведомство. Продолжайте твердо и неуклонно порученное Вам дело…»
После проигранной войны с Японией престиж нашего флота резко упал, да и техническое состояние кораблей было очень плохим. Григоровичу пришлось начинать практически с нуля. Ему удалось убедить правительство и Госдуму выделить на строительство новых боевых судов 500 миллионов рублей золотом.
ГРИГОРОВИЧ: Я планирую построить линейные корабли «Император Николай Первый», два легких крейсера типа «Адмирал Нахимов», восемь эсминцев и шесть подводных лодок типа «Лебедь».
Но и тут Ивану Константиновичу пытались помешать. Сразу несколько «доброжелателей» уговаривали морского министра разместить хотя бы часть заказов за границей, а одна из американских компаний даже предложила Григоровичу взятку в миллион рублей. И чего они добились? Получили от ворот поворот.
ГРИГОРОВИЧ: Я убежден, что русский флот нужно строить руками русских рабочих, из русских материалов и на русской территории.
И он работал. Почти круглосуточно. Себя не жалел, не жалел и подчинённых. На первом месте — русский флот, вспоминал генерал от инфантерии Александр Редигер.
РЕДИГЕР: Григоровича я узнал во время нашего осмотра заводов и поездки на юг. Это был человек иной морской складки — самоуверенный, но интересный собеседник, и у меня с ним установились хорошие отношения. Он оставался министром почти шесть лет, до революции 1917 года, и судостроение при нём шло весьма и весьма успешно.
Он был контужен дважды. В первый раз в 1904 году в Порт-Артуре во время русско-японской войны. Газеты того времени сообщали:
Ночью 27 января, после внезапного нападения вражеских миноносцев, наш броненосец «Цесаревич» был подорван на рейде. Броневая и противоминная переборки выдержали. Боевой корабль, имея крен в 17 градусов, оставался на плаву и всю ночь отражал атаки неприятеля. Командир броненосца Григорович в этом бою был контужен разорвавшимся снарядом.
Вторая контузия — террористический акт в Севастополе. До наших дней сохранилось сообщение и об этом жутком происшествии.
14 мая 1906 года, во время церковного парада по случаю коронования императорских высочеств Николая Александровича и Александры Федоровны, начальник штаба Черноморского флота Григорович был тяжело ранен в голову. Возле Владимирского собора террорист попытался метнуть бомбу в коменданта, но она взорвалась у него в руках.
Тогда погибли 6 человек, а ещё 37 мирных жителей были ранены. Григорович уцелел. Но, вероятно, именно эти две контузии стали впоследствии причинами страшной болезни флотоводца — опухоли головного мозга.
Сильная армия, мощный флот — вот о чём мечтал адмирал Григорович. Он понимал, после поражения в русско-японской войне, необходимо срочно восстанавливать вооружённые силы страны. Да, не сразу, а постепенно, но это нужно делать.
ГРИГОРОВИЧ: Наша задача — наряду с правильной постановкой сухопутной обороны, соорудить и флот, соответствующий по своей численности и боевым качествам потребной.
Слушайте программу «Адмиралы русского флота» на Радио ЗВЕЗДА