Найти в Дзене
Онлайн-школа Neyrons

Как помочь детям полюбить чтение и при чем тут темперамент?

Оглавление

Вас приветствует онлайн-школа Neyrons!

Мы помогаем детям полюбить чтение. Чтение - это ключ к успешной учебе!

Мы точно знаем что нужно для того, чтобы Ваш ребенок с удовольствием читал и без труда пересказывал. Это позволит уберечь ребенка от излишних утомительных занятий.

Данная статья посвящена психологическим особенностям личности и темпераменту. "При чём тут чтение?" - спросите Вы. Давайте разбираться.

Термин «темперамент» происходит от латинского слова temperamentum,переводящегося как «устойчивая смесь». Устойчивость проявляется в том, что он не зависит от жизненного опыта, возраста, настроения и прочих временных или постоянных факторов.

Сам темперамент является определяющим фактором, от которого зависит настроение человека, его восприятие и реакция на происходящие события. И если характер и остальные особенности личности постоянно меняются, темперамент остаётся неизменным всю жизнь.

Темперамент – совокупность врожденных свойств психики. Он служит основой для формирования характера. Это то биологическое, что есть в человеке. Вместе с тем темперамент участвует в формировании личности. Как совокупность индивидуальных особенностей он влияет на динамику и эмоциональную сторону деятельности и поведения человека.

ОТ ТЕМПЕРАМЕНТА ЗАВИСИТ:

  • СКОРОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
  • УСТОЙЧИВОСТЬ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ;
  • ПСИХИЧЕСКИЙ ТЕМП И РИТМ;
  • ИНТЕНСИВНОСТЬ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ;
  • НАПРАВЛЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Кроме того, от темперамента зависит тревожность, импульсивность, эмоциональность, впечатлительность и другие свойства личности.

Первые проявления темперамента наблюдаются уже в младенческом возрасте. В зависимости от типа темперамента и взрослые и дети могут по- разному реагировать на одно и то же событие.

В случае несовпадения, контраста темперамента родителей и детей семья встречается с большими трудностями: требования взрослых не могут быть выполнены ребенком вследствие физиологических причин.

Однако некоторые родители воспринимают отказ подчиниться их приказам и просьбам как каприз, непослушание и только усиливают педагогическое воздействие на ребенка, особенно если подобный стиль воспитания оказался успешным со старшим сыном или дочкой.

Индивидуальный подход к обучению и воспитанию ребенка предполагает обязательный учет особенностей его темперамента. Знание особенностей темперамента ребенка позволит родителям и педагогам избежать многих ошибок в воспитании и развитии, в том числе при подготовке его к школе и дальнейшем обучении.

-2

ТЕСТ "Какой у тебя темперамент?"

1. Какой у вас характер?

А) спокойный, медлительный, обстоятельный, сдержанный, миролюбивый. Б) Робкий, застенчивый, обидчивый, впечатлительный, нерешительный.

В) Энергичный, неугомонный, шаловливый, горячий, задиристый.

Г) Жизнелюбивый, оптимистичный, компромиссный, общительный, склонный к риску.

2. Какие эмоции вы наиболее часто испытываете?

А) положительные, бурных реакций нет.

Б) Страх

В) Гнев, бурные эмоции

Г) Положительные эмоции, много смеюсь.

3. Какие игры вам нравятся?

А) уединенные, тихие, спокойные.

Б) уединенные, тихие; подвижные и шумные – только с близкими. В) азартные, шумные, подвижные, даже агрессивные.

Г) всякие, но чтобы было весело.

4. Как реагируете на наказание?

А) практически без эмоций

Б) негативно, с обидой

В) на словесные – спокойно, на другие – с бурным протестом.

Г) спокойно.

5. Как ведете себя в неожиданных ситуациях?

А) малоэмоционально

Б) пытаюсь избежать этой ситуации (инстинкт самосохранения)

В) пытаюсь сопротивляться (потребность борьбы)

Г) проявляю любопытство (выраженное позитивное отношение)

6. Насколько вы общительны?

А) предпочитаю уединение

Б) предпочитаю уединение, общителен только с близкими.

В) нуждаюсь в зрителях и сподвижниках

Г) люблю общество и взрослых, и детей, знакомлюсь быстро.

7. Какое положение вы занимаете среди сверстников, есть ли лидерские качества?

А) авторитета и качеств лидера не имею

Б) не лидер, авторитет имею в узком кругу друзей

В) сам себя выдвигаю лидером, но сверстники по-разному к этому относятся

Г) прирожденный лидер, душа компании


8. Особенности памяти

А) Запоминаю медленно, но запоминаю и почти не забываю целое (хорошая долговременная память)

Б) запоминаю по-разному, больше вникаю в мелочи (неуверенность в себе мешает долговременной памяти, а то, что много отвлекаюсь, - кратковременной)

В) быстро запоминаю детали, но быстро забываю (кратковременная память хорошо развита, долговременная – в зачаточном состоянии)

Г) быстро и легко схватываю целое и долго помню (хорошая долговременная и кратковременная память)

9. Как усваивается новое?

А) медленно, зато обстоятельно

Б) зависит от обстоятельств

В) схватываю на лету, но быстро забываю

Г) быстро и легко

10. Утомляемость:

А) очень низкая, почти не устаю

Б) высокая, любая деятельность вызывает упадок сил

В) иногда средняя, а иногда высокая, зависит от моих эмоций Г) средняя, устаю соразмерно деятельности

11. Особенности речи:

А) медленная, без жестов, невыразительная Б) тихая и неуверенная, но выразительная

В) речь эмоциональная, отрывистая, быстрая, постоянно переходит в крик; тараторю, глотаю слова и слоги

Г) с жестами и мимикой, выразительная, живая

12. Движения:

А) солидные, неторопливые, нерасторопные Б) суетливые, неточные, неуверенные

В) резкие, порывистые

Г) ритмичные, точные, уверенные

13. Привыкание к школе:

А) боязнь нового, нежелание перемен, долгая адаптация Б) долгое привыкание, трудная адаптация

В) легкое привыкание к новой обстановке, неохотное подчинение требованиям взрослых

Г) адаптация легкая и быстрая

14. Особенности сна:

А) засыпаю быстро, сплю спокойно, состояние после сна вялое, сонное

Б) укладываюсь спать долго, но засыпаю быстро, после сна состояние веселое

В) засыпаю долго и трудно, сон беспокойный, после сна состояние самое разное: от самого плохого, до самого хорошего

Г) засыпаю быстро, сон крепкий, после сна состояние веселое.

-3

РЕЗУЛЬТАТЫ

Подсчитайте, сколько раз вы выбрали ответ «а», сколько «б», сколько «в» и сколько «г». Теперь каждую из полученных 4 цифр умножьте на 5. Вы получите процентное содержание ответов.

Например:

«а» — 7 раз * 5 = 35%

«б» — 10 раз * 5 = 50%

«в» — 2 раза * 5= 10%

«г» — 1 раз * 5 = 5%

* В нашем примере доминирует тип «б» — сангвиник (50%). Определите свой доминантный тип.

Ваш результат:

«а» — тип холерика - раз * 5 = %

«б» — тип сангвиника - раз * 5 = %

«в» — тип флегматика - раз * 5 = %

«г» — тип меланхолика - раз * 5 = %.

Чистых темпераментов практически не бывает. Каждый человек имеет сочетание двух темпераментов, один из которых - основной, а другой дополнительный. Но постоянное проявление только основного и дополнительного темперамента - скорее исключение, чем правило. Каждая личность содержит в себе все четыре темперамента,

но в разной пропорции. Каждый из них выходит на первый план, в зависимости от ситуации. Основной, ведущий темперамент проявляется на близкой психологической дистанции (в знакомой обстановке, с близкими людьми) в комфортной психологической атмосфере.

Дополнительный темперамент ярче проявляется в напряжённой и (или) конфликтной ситуации. Например, защищая свои личные интересы, отстаивая своё мнение и т.д.

Третий тип темперамента проявляется в официальной обстановке, на далекой психологической дистанции (в отношении с руководством,подчиненными или партнерами из других организаций, просто незнакомыми людьми). Этот тип темперамента можно назвать ролевым, т.к. человек в такой ситуации скован условностями, и, приспосабливаясь к обществу, играет определенную социальную роль.

Четвертый тип темперамента, проявляется наиболее редко. Как кратковременная реакция на стрессовые ситуации (крах фирмы и неожиданное увольнение, тяжелая болезнь или смерть близкого человека, какое либо стихийное бедствие: пожар, наводнение и т.д.).

-4

ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА

01 САНГВИНИК

– эмоционален и отличается отличной работоспособностью. Он довольно быстро ориентируется в незнакомой обстановке, инициативен, оптимистичен, за короткое время входит в коллектив, создает вокруг себя положительный микроклимат, сравнительно легко переживает неудачи.

Вместе с тем, избегает острых проблем, часто упрощает поставленные задачи.

Сильные стороны – активен, полон энергии, легко берется за новое дело. Легко переживает неудачи, легок в общении, быстро становится душой компании. Из него получится хороший руководитель или оратор.

Слабые стороны – нередко поверхностен в общении. Очень зависим от новых впечатлений, без них он станет вялым и безразличным.

02 ФЛЕГМАТИК

– спокоен даже в сложнейших ситуациях, невозмутим, стабилен и последователен в стремлениях и отношениях. Придерживается выработанного распорядка, стремится к системе, нетороплив и основателен. Вместе с тем он инертен, медленно переключается с одной работы на другую.

Сильные стороны – надежный, уверенный в себе, упорный и настойчивый, может качественно выполнять даже самую монотонную работу.

Стрессоустойчив и уравновешен.

Слабые стороны – очень ранимый, глубоко и долго переживает любые конфликты. Медлителен, долго принимает решения. Плохо относится к переменам.

03 ХОЛЕРИК

– отличается быстротой действий и решений, частой сменой настроения, повышенной возбудимостью. Во взаимоотношениях нередко излишне резок, прямолинеен в оценках. Часто неуживчив, не умеет себя сдерживать, обладает влиянием на окружающих, быстро переходит от одного дела к другому. Любит быть в центре внимания.

Сильные стороны – Прирожденный лидер, который страстно отдается своему делу, вкладывая в него всю силу и энергию. Обладает сильным самоконтролем в критических ситуациях. Творчески подходит к решению любых проблем.

Слабые стороны – часто не доводит дело до конца, т.к. пытается делать несколько дел одновременно и быстро истощается. Неуравновешен, порой агрессивен. Характерны частые смены настроения.

04 МЕЛАНХОЛИК

- быстро утомляем, не уверен в себе, тревожен и мнителен. Хорошо разбирается в оттенках чувств, осторожен и осмотрителен. Скрытен и застенчив, сильно переживает по малейшему поводу. Трудно приспосабливается к новым людям.

Сильные стороны – имеет глубокий внутренний мир. Обладает высокой чувствительностью. Хорошо справляется с интеллектуальной деятельностью. Достигает значительных успехов в творчестве.

Слабые стороны – чрезвычайно ранимый. Долго и тяжело принимает решения, постоянно сомневается. Податлив по отношению к внешним взаимодействиям.

-5

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПО ТИПАМ ТЕМПЕРАМЕНТА

01 САНГВИНИК

Ребенок-сангвиник легко приспосабливается к новым условиям жизни, общителен. Его легко увлечь новым делом, в том числе и работой по красочным рабочим тетрадям.

Он быстро включается в работу, быстро отвечает на вопросы взрослого и реагирует на изменившиеся инструкции, легко переключается с одного вида работы на другой. Для кипучей активности сангвинику надо предоставить поле деятельности, потому что, лишенный общения и интересного дела, он может капризничать или чрезмерно бурно проявлять свои эмоции. Нежелательна для ученика-сангвиника монотонная работа. А поскольку переключение с одного вида деятельности на другой проходит для него безболезненно, лучше разнообразить занятия с ним. В арсенале родителей и педагогов, обучающих ребенка-сангвиника, должны быть интересные игры, головоломки, задания и упражнения.

В перерывах между занятиями с сангвиником полезно поиграть в подвижные игры, использовать физкультминутки. Если в процессе занятий его постигла неудача, очень важно предоставить ему возможность проявить себя в другой деятельности.

Стремление к лидерству, смелость, находчивость сангвиников педагоги могут использовать в деле сплочения детского коллектива. Однако существует опасность, что впечатлительность, гиперактивность таких детей приведет к неточному, поверхностному выполнению порученного им дела. Поэтому ребенка-сангвиника приходится проверять, контролировать, иначе он может пообещать выполнить учебное задание (как правило, он стремится решать задачи повышенной сложности), но, утомленный монотонной деятельностью, бросит начатое. Сангвиник гораздо успешнее решает задачу, стоящую перед ним, если она разбита на более мелкие, решение которых не требует длительных усилий.

Перед ребенком-сангвиником надо ставить все новые и новые интересные задачи, постоянно включать его в деятельность. Нельзя забывать, что ему требуются похвала и одобрение.

Совместный просмотр телепередач (в том числе и познавательного характера), сочинение историй и сказок, фантазирование — все это поможет развить способности сангвиника и стать ему успешным в учебе.

02 ХОЛЕРИК

Для ребенка-холерика характерны преобладание возбуждения над торможением, большая жизненная энергия, чрезмерная подвижность и импульсивность. И если ограничивать его в движениях, его активность, возбудимость вследствие фрустрации (подавления) только возрастет, что приведет к непослушанию и капризам. Поэтому, занимаясь с таким ребенком, надо учитывать его ведущие потребности и давать ему возможность подвигаться во время урока.

Поскольку для холерика любая деятельность, связанная с плавными, спокойными движениями в медленном темпе, является затруднительной, не следует требовать от него долгого сидения за прописями и безупречного написания элементов букв и цифр. Требования переписать (иногда не один, а несколько раз) может вызвать у вспыльчивого холерика негативную реакцию: крик, слезы, грубость.

Чтобы направить энергию ребенка в нужное русло, лучше загружать его полезной работой. Если же эмоциональное напряжение уже появилось, лучше не настаивать на необходимости выполнить требование взрослого, а постараться переключить внимание ребенка или перевести все в шутку.

Будучи чрезмерно эмоциональным и чувствительным к эмоциям окружающих его людей, ребенок-холерик легко «заражается» чужими эмоциями. Поэтому взрослые рядом с ним должны контролировать свои эмоции, как отрицательные, так и положительные. И хотя ребенку-холерику необходима похвала, во время занятий желательно избегать бурного проявления эмоций — выражения восторга и одобрения.

Поскольку холерики подвижны и часто проявляют импульсивность, в период подготовки к школе необходимо уделить особое внимание социальному аспекту: объяснять и отрабатывать навыки взаимодействия с детьми и со взрослыми. Ведь в школе им тяжелее всего будет научиться отвечать только по просьбе учителя, не ссориться с соседом по парте, соблюдать правила поведения на уроке и перемене.

Ребенок-холерик, как и флегматик, речь о котором пойдет далее, очень чувствителен к отношению родителей.

03 ФЛЕГМАТИК

Ребенок-флегматик обычно спокоен, трудолюбив, работает добросовестно. Поэтому, если мама или папа совпадают с ним по темпераменту, этот ребенок будет вызывать их одобрение.

Однако родитель-сангвиник, как правило, возмущается и переживает по поводу медлительности ребенка, стараясь увеличить темп его работы. Но постоянные замечания, просьбы и требования делать что-либо быстрее только усугубляют положение: временные ограничения выбивают флегматика из колеи, снижая его работоспособность. Нельзя требовать от ребенка мгновенного ответа на поставленный вопрос, ему необходимо больше времени для обдумывания, чем другим детям.

Ребенок-флегматик теряется в новой обстановке, поэтому необходимо дать ему время на адаптацию. Постарайтесь на первых порах не ждать от него успехов, так как главное для него — социальная и физиологическая адаптация. В противном случае ребенок может замкнуться в себе, что приведет к тому, что он не проявит себя в полной мере и будет испытывать трудности в общении и в обучении. Еще до начала систематического обучения расскажите ребенку о принятых в школе правилах поведения и о том, чего от него ждут окружающие.

Для того чтобы флегматик эффективно трудился, надо заинтересовать его и постепенно вовлечь в работу. В учебную деятельность ребенок-флегматик включается медленно, но затем упорно трудится, внимание его при этом в меру устойчивое. Однако если во время занятия ему приходится несколько раз переключать внимание с одной деятельности на другую, у него могут возникнуть трудности. Поэтому желательно заранее, до начала урока, рассказать ему о том, чем ему предстоит заниматься на уроке. Причем очередной этап работы можно связать для ребенка с тем, что он уже делал, тогда он будет воспринимать новое задание как продолжение предыдущего, что, безусловно, облегчит работу.

Флегматик редко проявляет инициативу, поэтому родителям желательно самим продумать заранее, какие виды работы и в какой последовательности предложить ребенку.

Дети-флегматики любят работать в одиночку, поэтому необходимо уделить особое внимание развитию навыков общения со сверстниками и взрослыми. Для этой цели полезны ролевые игры или моделирование ситуаций.

Время от времени флегматику требуется побыть в одиночестве, в тишине, поэтому на переменах у него должна быть возможность побыть одному, а не бегать со сверстниками по коридору.

Пытаясь убедить в чем-либо ребенка-флегматика, лучше всего оперировать фактами, конкретными доводами; эмоциональное воздействие вряд ли поможет вам добиться от него согласия выполнять то или иное дело.

04 МЕЛАНХОЛИК

Это сверхчувствительный ребенок, очень обидчивый и ранимый. Если занимающийся с ним взрослый не контролирует собственные эмоции, ребенок «заразится» ими, что затруднит или даже сделает практически невозможным усвоение учебной информации. Однако его повышенная эмоциональная чувствительность и способность реагировать на незначительные раздражители помогают добиваться успехов в музыке, поэзии, живописи.

Робкий, осторожный ребенок нуждается в сопереживании близких людей в процессе занятий. Такой подход может стимулировать ребенка к занятиям, задуманным вами.

Отрицательное влияние может оказать на ребенка-меланхолика неверно выбранный стиль общения с ним. Наиболее эффективным окажется мягкий, спокойный, доброжелательный стиль. Меланхолик очень болезненно воспринимает неудачи и наказания. Он часто переживает по поводу собственной неполноценности, неумения найти свое место в жизни, в классе, то даже иронические замечания сверстников и взрослых в его адрес могут вызвать негативную реакцию меланхолика. Если необходимо отметить недостатки работы или нежелательное поведение меланхолика, лучше всего это сделать в отсутствии остальных детей, наедине с ребенком. Грубость, резкость и даже повышенный тон в общении с меланхоликом недопустимы.

Ученики-меланхолики теряются на экзаменах, менее работоспособны, излишне эмоционально реагируют на трудности. Однако они более аккуратно выполняют порученную им работу. Чтобы повысить их эффективность, необходимо компенсировать их быструю утомляемость перерывами в работе. Прежде всего, следует исключить эмоциональные перегрузки. Если ребенок часто отвлекается, взрослый на первых порах сам проверяет выполненную работу, постепенно прививая ребенку навыки самоконтроля. В перерывах между занятиями можно предоставить ребенку возможность поиграть с домашними животными, с мягкими игрушками, порисовать или полепить из пластилина.

При подготовке ребенка-меланхолика к школе или занятиях с репетитором желательно, чтобы с ним занимался один взрослый, к требованиям которого он легче приспособится.

Таким образом, темперамент влияет на особенности восприятия и внимания, на скорость вспоминания и прочность запоминания, на характер протекания мыслительных процессов.

Многие родители считают тот или иной тип темперамента наиболее предпочтительным в условиях школьного обучения. Однако каждый из типов темперамента имеет свои преимущества. Так, флегматики оказываются успешнее других в выполнении медленных и плавных движений, в планировании деятельности, в ситуациях, требующих контроля. Им легче спокойно сидеть за партой, медленно и тщательно выписывать буквы, цифры и их элементы.

Меланхолики, которые стремятся к выполнению более простых

учебных задач, легче переносят монотонную работу, характерную для начальной стадии обучения, с удовольствием повторяют уже знакомые действия.

Итак, задача взрослых — выявить тип темперамента ребенка и постараться наиболее полно использовать его потенциал. При этом необходимо иметь в виду, что зачастую трудности обучения обусловлены не только особенностями ребенка, но и несовпадением типов темперамента обучающегося и обучающего, а также незнанием подходов к обучению детей разных типов темперамента.

ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ПОДРОБНО РАССМОТРЕТЬ ИМЕННО ВАШУ СИТУАЦИЮ ИНДИВИДУАЛЬНО И РАЗРАБОТАТЬ ПЛАН ДОСТИЖЕНИЯ ВАШИХ ЦЕЛЕЙ, ЗАПИШИТЕСЬ НА БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ НА САЙТЕ ИЛИ ОТПРАВЬТЕ СООБЩЕНИЕ.

С уважением, команда онлайн-школы Neyrons!