Найти в Дзене
С Богом по жизни

ПОХВАЛЬБА ЯЗЫКА О ЕГО ВЕЛИКИХ ДЕЛАХ

«Братья мои! Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Вот мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. Вот и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!» (Иак. 3:1-5).

Несмотря на все благословения, которые мы имеем от Бога, всегда есть опасность злоупотребления любым из них. За примерами не нужно далеко ходить. Мы благословлены пищей. С ее помощью мы можем питать и укреплять свои тела, но мы также можем стать чревоугодниками. Вместе с благословениями приходит возможность злоупотреблений и страданий. Сказанное о пище можно применить и к любой другой сфере. Бог дает нам радость жизни в семье; но мужья, жены и дети могут обижать и оскорблять друг друга. Далее, сексуальное удовольствие может быть сведено до проституции или еще чего-то хуже. Этот список можно долго продолжать.

В качестве главного примера из всех даров, которые приносят как практически бесконечные благословения, так и бесконечные страдания, Иаков выбирает дар речи. Произносить самому и слышать слова других является отличительной характеристикой человека. Слова способны принести как невыразимое благословение, так и невыразимую боль. «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (Иак. 1:26). Чуть позднее он добавляет: «Ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3:2).

Книги Мудрости Ветхого Завета подтверждают сказанное Иаковом:

«При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен» (Прит. 10:19).

«Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует» (Прит. 12:18).

«Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда» (Прит. 13:3).

Слова обладают силой к исцелению и силой к причинению бесконечной боли. Слова могут объединять нас, и могут воздвигать стены, навсегда разделяющие братьев друг от друга. В том, что сказал Иаков о пользе и вреде языка, есть мудрость. И если мы желаем быть мудрыми, мы прислушаемся к нему.

ЯЗЫК — ЭТО ОПАСНАЯ ВЕЩЬ

Иаков желал предостеречь нас. Он был убежден, что нет иного дара, иной силы, которая бы так радовала людей, как сила слов.

В данном контексте, как раз перед тем, как поделиться словами мудрости об использовании языка, Иаков написал о вере и делах. «Дела» включают в себя многое: все, что мы делаем или не делаем. Чего мы не должны забывать, так это того, что слова также являются делами. Иногда люди своими словами делают зло, а иногда добро. В послании Иакова между главами 2 и 3 существует прямая связь. «Ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Дела, которые совершают христиане своим языком, намного важнее, чем мы привыкли о них думать.

Мы несколько удивлены тем, как Иаков начал свои размышления о силе слов. Он начал с того, что призвал своих читателей не стремиться быть учителями: «Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» (Иак. 3:1). Он не исключал себя, когда сказал: «Мы подвергнемся большему осуждению». Но разве Иисус не послал апостолов в мир, чтобы учить все народы? Если бы верующие не учили друг друга, христиане закончились бы уже в одном поколении. Почему же Иаков сказал, чтобы мы не стремились становиться учителями?

В том мире, где жил Иаков, учителя пользовались гораздо большим уважением, нежели в нашем. Быть учителем считалось честью. Слово «равви» означало учитель. Почитающие Иисуса называли Его «Равви». Иногда они говорили «Учитель». Такое впечатление, что Иаков говорит здесь о том, что поскольку учительство было в почете, некоторые люди хотели стать учителями ради похвалы и славы, которые они надеялись получить.

Иаков хотел, чтобы его читатели поняли, что быть учителем не просто. В процессе научения других, предупреждает он, существует риск согрешить своим языком. Учительство неотъемлемо от ответственности. Существует искушение стремиться к славе учителя, забывая при этом об ответственности учителя. Кроме того, сказал Иаков, учителей будут судить более строго, чем не учителей. Если учитель уводит людей от Бога вместо того, чтобы приближать их к Нему, ему придется ответить за это перед Богом. Иаков имел в виду, что не все христиане хорошо подготовлены, чтобы учить. Он не призывал тех, кто могут учить, к отказу от ответственности за научение. Однако, пожалуй, нет такой церкви, где не встречались бы люди, желающие славы учителей, при этом не имеющие для этого ни необходимых личностных качеств, ни знаний.

В каком-то смысле нельзя быть христианином, не будучи учителем. Однако помимо слов есть и много других способов учить. Человек учит тем, каким он есть, как он себя ведет, как он живет. Научение на личном примере, возможно, не является таким почетным, как научение словами, но оно более действенно. Такое научение Иаков отождествляет с мудростью: «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушна, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак. 3:17). Человек научает всему этому тем, какой он есть, а не только тем, что он говорит.

При всей осторожности мы осмелимся сказать, что Иаков не пытался отговорить от того, чтобы учить христианскому посланию. Он знал, как важно, чтобы каждый христианин был учителем. «Обративший грешника от ложного пути его спасет душу его от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5:20). Чтобы обратить грешника к покаянию, необходимо научить его. Иаков начинает гл. 3 своего послания с краткого комментария об учителях в целом, а затем переходит к сути того, что хотел сказать о важности ответственного и взвешенного отношения к словам: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3:2).

ЯЗЫК — ЭТО СИЛА

Сначала для иллюстрации своей мысли Иаков использует образы коня и удил. Конь является большим животным, и все же с помощью малых удил всадник направляет коня, куда ему нужно. В качестве второй иллюстрации Иаков приводит пример корабля и его руля. Руль является малой частью корабля; но с его помощью кормчий направляет огромное судно туда, куда пожелает. Иллюстрации удил и руля довольно интересны, однако, когда мы начинаем о них размышлять, то видим, что они не совсем соответствуют языку. Разве язык действительно управляет всем телом человека, подобно тому, как удила направляют коня? Если здесь идет речь о контроле и власти, то примеры Иакова неудачны. Язык не решает за нас, что нам делать, однако Иаков говорил не об этом. Его основная мысль заключалась в том, что малые вещи способны на большие дела. Удила или руль небольшого размера, как невелик и язык, и все же они могут совершать большие дела.

Иаков хотел донести до своих читателей, что наши слова могут сделать много хорошего, но они также могут причинить огромный вред. Брат Господа был не первым человеком в Библии, кто тревожился из-за разрушительной силы языка. «Господи! Избавь душу мою от уст лживых, от языка лукавого» — сказал псалмопевец (Пс. 119:2). А другой произнес: «Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим, буду обуздывать уста мои…» (Пс. 38:2). Иногда люди говорят, что они даже не осознавали, какое воздействие имели их слова. Но незнание не является оправданием. Никто из читавших Библию или живущих в реальном мире не станет сомневаться в силе слов. Слова имеют значение.

Если вы заболели и пошли к врачу, то скорее всего, первым, что он вам скажет, будет: «Позвольте взглянуть на ваш язык». Подобно тому, как состояние языка может быть важным показателем физического здоровья, оно может быть важным показателем и здоровья духовного. Когда мы судим друг о друге (судить в смысле давать оценку), мало что значит так много, как наши слова. Слова человека отражают его характер. Эзоп, древний баснописец, рассказал следующую историю: Однажды осел нашел львиную шкуру. Он надел ее на себя и отправился в путь, пугая зверей. Вскоре на дороге показался лис, и осел попытался напугать и его. Но лис, услышав голос осла, сказал: «Если ты хочешь напугать меня, то тебе следует скрыть свой противный крик». (Басни Эзопа, «Осел в львиной шкуре»). Мораль Эзопа в следующем: одежда может скрыть сущность осла, но его слова выдают ее с головой. Иисус сказал об этом так: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста» (Лк. 6:45).

То, что мы говорим, имеет далеко идущие последствия. Большинству из нас было бы полезно поразмышлять о том вреде, который люди причиняют своими словами. Например, люди лгут. Мы не можем полагаться на лжеца. Мы должны научиться доверять друг другу, говоря правду. Другие люди прибегают к словам, чтобы ложно клясться именем Бога. Одна из Десяти заповедей гласит: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх. 20:7; Втор. 5:11). Начиная от использования слов, невзирая на великого Бога, имя которого они произносят всуе, и до использования грубых и грязных слов, люди демонстрируют свое неразумие и неуважение к Богу и другим.

Ближе к бытовой среде слова становятся инструментом распространения слухов и сплетен. Произнесенные слова невозможно отменить. Древние люди приписывали словам особую силу. Однажды произнесенное, слово считалось способным совершить то, что означало. В этом есть определенная истина. Мы говорим сейчас о самоисполняющихся пророчествах. Мы с равным успехом можем подбросить в воздух мешок с перьями и затем пытаться собрать их, как и забрать свои слова обратно, словно никогда их не говорили. Слова имеют силу.

Слова могут быть пустыми или лживыми. Люди могут использовать слова, чтобы манипулировать другими. Иногда люди дают обещания и вселяют надежды. Они не хотят лгать намеренно, но при этом несерьезно относятся к тому, что говорят. Слова мало значат, когда не подкрепляются делами. Нам всем нравится слышать эти три желанных слова «Я тебя люблю»; но когда они становятся орудием контроля других, когда их произносят, чтобы получить для себя выгоду, они мало значат.

ЯЗЫК — ЭТО БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Мне не хотелось бы заканчивать тему слов на минорной ноте. Слова действительно могут использоваться не так, как должно. Но также истинно и то, что слова способны совершать невыразимое добро. Если мы контролируем свои слова, мы можем контролировать и все наше тело (Иак. 3:2). Библия содержит немало тому примеров. «Есть золото и много жемчуга, — сказал мудрец, — но драгоценная утварь — уста разумные» (Прит. 20:15). «Золотые яблоки в искусных серебряных сосудах — слово, сказанное прилично» (Прит. 25:11). Слова становятся добром, когда они используются для прославления Бога. Когда мы поем или молимся, когда мы открываем Божье слово для научения, мы учимся и возрастаем посредством слов. «Слово Христово да вселяется в вас обильно, — пишет Павел, — со всякой премудростью, научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, в благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол. 3:16). Словами мы можем ободрять и укреплять друг друга: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4:29).

Большинство из нас испытывало такие времена, когда мы нуждались в ободряющих словах. Слова могут быть инструментом служения друг другу. Предостережения Библии касаются того, чтобы мы обдуманно выбирали слова, которые собираемся сказать. Иногда мы можем обидеть, даже если того не желаем. Один древний иудейский мудрец как-то сказал: «Человек может оговориться, не желая того. Кто [никогда] не согрешал своим языком?» (Сирах, 19:16).

Бог дал нам великое благословение, наделив способность к говорению. Однако, как и в случае с другими благословениями, мы можем обратить этот дар в горечь. Мы можем использовать этот благословенный дар слов, чтобы причинить боль другим людям. Более всего остального, нам следует научиться тому, чтобы наши слова были искренними, но при этом взвешенными. Просто одной искренности недостаточно. Слова также должны быть осмысленными и осторожными. Наши слова, по сути, показывают, какие мы есть на самом деле. Человек может когда-то обмануть; но, если он хороший человек, его слова покажут это. Если он безрассудный и грубый, его слова также покажут это. Однажды я услышал, как один человек сказал другому что-то, что и сам не считал правильным. Его собеседник поднял свою руку большим пальцем вверх и сказал: «Предположим, я назову свой большой палец мизинцем, сколько у меня тогда мизинцев?» Первый человек ответил: «Два». На это второй сказал ему: «Правильный ответ: один. Не имеет значения, как мы назовем это палец. Мизинец остается мизинцем». Мы можем называть себя по-разному, но наши слова показывают, кто мы на самом деле.

Ад и Геенна | С Богом по жизни | Дзен