Погода была хорошая, и мы отправились прогуляться в Петропавловскую крепость. На Иоанновском мосту нас встретил плотный людской поток, от причала слышались призывы взглянуть на достопримечательности с борта теплохода.
Не спеша мы пошли в сторону собора, послушали перезвон курантов и свернули в сторону Невской куртины. На стене увидели надпись «Выставочный зал» и неброскую афишу «Египетские мотивы в истории Санкт-Петербурга» и вошли в приоткрытую дверь.
В зале ни души, купив билет, начали осматривать выставку. Экспозиция оформлена просто и интересно, организаторам удалось показать, как влияла древнейшая цивилизация на облик столицы.
Условно на выставке три раздела, конечно, все надо смотреть в комплексе. В первом зале несколько экспонатов из коллекции Эрмитажа: уникальные книги, скульптура, гравюры. У входа посетителей встречает любопытный сравнительный рисунок соборов Европы на фоне пирамиды.
Арку в следующий зал охраняют два грустных и маленьких льва стилизованный под сфинксов. Пространство рассказывает о том, как египетские мотивы нашли свое отражение в архитектуре, мебели, декоративном искусстве.
У гравюры с обелиском «Румянцева победам» задержалась, оказалось, что это первый воинский памятник города, который был установлен на Марсовом поле, и уже позднее перенесен на Васильевский остров. Если в Египте обелиск – символ божественной власти фараонов, то в Российской империи он приобрел другое значение. Первым образом пирамиды стал самый многоводный фонтан Петергофа.
Рядом проект памятника защитникам Ленинграда в память прорыва блокады, который не был реализован.
В центре чудесная литография с изображением Египетского моста, каким он был задуман В.К. Третгером и Христиановичем. Впервые увидела фотографию обрушения Египетского моста, пусть не очень хорошего качества, но документальную.
В каждом зале присутствовал один из символов города – сфинксы из Фив на Университетской набережной.
В третьем помещении изображения сфинксов Шемякина, абстракция, панно, эскизы костюмов, афиши, книги Гумилева, Ахматовой, Блока.
Выставка продлится весь ноябрь, если окажитесь рядом и интересуетесь, - не проходите мимо.
Мы снова вернулись к собору, купили кофе и стали ждаться мелодию «Коль славен наш Господь», которая должна звучать каждый час. Рядом с Монетным двором группа китайских туристов активно слушала гида и дружно фотографировалась. Со слов кассира: китайцы стали приезжать только в сентябре, все лето их не было, но сейчас аншлаг.
Послушав куранты, пошла в очередной раз обследовать восточный фасад собора, где расположен маленький погост. Здесь похоронены коменданты Петропавловской крепости. Как не старалась, но надгробие первого коменданта крепости – Романа (Роберта) Брюса так и не нашла.
Коменданты менялись часто, за всю историю их было 32. У самой ограды надгробие Алексея Федоровича Сорокина, инженера-генерала, дважды награжденного золотой шпагой за храбрость.
Состояние участка оставляет желать лучшего, вероятно, продолжаются раскопки и со временем место погребений примет достойны вид.
Предполагалось, что публикация будет в формате поста, но последние фотографии Петербурга платформа форматировала по своему разумению. Внятного ответа от ТП не получила.
Спасибо, что прочитали!