Найти тему
Зоя Belaya

Открытия выходного дня. Прогулка в Петропавловской крепости

Погода была хорошая, и мы отправились прогуляться в Петропавловскую крепость. На Иоанновском мосту нас встретил плотный людской поток, от причала слышались призывы взглянуть на достопримечательности с борта теплохода.

Кронверкский пролив
Кронверкский пролив

Не спеша мы пошли в сторону собора, послушали перезвон курантов и свернули в сторону Невской куртины. На стене увидели надпись «Выставочный зал» и неброскую афишу «Египетские мотивы в истории Санкт-Петербурга» и вошли в приоткрытую дверь.

Выставочные залы Невской куртины
Выставочные залы Невской куртины

В зале ни души, купив билет, начали осматривать выставку. Экспозиция оформлена просто и интересно, организаторам удалось показать, как влияла древнейшая цивилизация на облик столицы.

Условно на выставке три раздела, конечно, все надо смотреть в комплексе. В первом зале несколько экспонатов из коллекции Эрмитажа: уникальные книги, скульптура, гравюры. У входа посетителей встречает любопытный сравнительный рисунок соборов Европы на фоне пирамиды.

Сравнительный рисунок соборов Европа на фоне пирамиды (Рим, Лондон, Петербург, Париж)
Сравнительный рисунок соборов Европа на фоне пирамиды (Рим, Лондон, Петербург, Париж)

Арку в следующий зал охраняют два грустных и маленьких льва стилизованный под сфинксов. Пространство рассказывает о том, как египетские мотивы нашли свое отражение в архитектуре, мебели, декоративном искусстве.

У гравюры с обелиском «Румянцева победам» задержалась, оказалось, что это первый воинский памятник города, который был установлен на Марсовом поле, и уже позднее перенесен на Васильевский остров. Если в Египте обелиск – символ божественной власти фараонов, то в Российской империи он приобрел другое значение. Первым образом пирамиды стал самый многоводный фонтан Петергофа.

В центре Румянцевский обелиск. Гравюра конца 18 века, И.И. Колпаков
В центре Румянцевский обелиск. Гравюра конца 18 века, И.И. Колпаков

Рядом проект памятника защитникам Ленинграда в память прорыва блокады, который не был реализован.

Конкурсный проект памятника защитникам Ленинграда. А. А. Лейман, 1943 год
Конкурсный проект памятника защитникам Ленинграда. А. А. Лейман, 1943 год

В центре чудесная литография с изображением Египетского моста, каким он был задуман В.К. Третгером и Христиановичем. Впервые увидела фотографию обрушения Египетского моста, пусть не очень хорошего качества, но документальную.

В каждом зале присутствовал один из символов города – сфинксы из Фив на Университетской набережной.

Панно "Петербург" М.С. Принцева, 2005 год (шелк, бархат, парча, камень, перо, стекло)
Панно "Петербург" М.С. Принцева, 2005 год (шелк, бархат, парча, камень, перо, стекло)

В третьем помещении изображения сфинксов Шемякина, абстракция, панно, эскизы костюмов, афиши, книги Гумилева, Ахматовой, Блока.

Афиша к авиационной неделе 1910 год. Афиша Большого театра кукол. Ленинград, 60-е
Афиша к авиационной неделе 1910 год. Афиша Большого театра кукол. Ленинград, 60-е

Выставка продлится весь ноябрь, если окажитесь рядом и интересуетесь, - не проходите мимо.

Мы снова вернулись к собору, купили кофе и стали ждаться мелодию «Коль славен наш Господь», которая должна звучать каждый час. Рядом с Монетным двором группа китайских туристов активно слушала гида и дружно фотографировалась. Со слов кассира: китайцы стали приезжать только в сентябре, все лето их не было, но сейчас аншлаг.

Туристы из Китая на соборной площади
Туристы из Китая на соборной площади

Послушав куранты, пошла в очередной раз обследовать восточный фасад собора, где расположен маленький погост. Здесь похоронены коменданты Петропавловской крепости. Как не старалась, но надгробие первого коменданта крепости – Романа (Роберта) Брюса так и не нашла.

Комендантское кладбище
Комендантское кладбище

Коменданты менялись часто, за всю историю их было 32. У самой ограды надгробие Алексея Федоровича Сорокина, инженера-генерала, дважды награжденного золотой шпагой за храбрость.

У восточного фасада собора. Сорокин Алексей Федорович
У восточного фасада собора. Сорокин Алексей Федорович

Состояние участка оставляет желать лучшего, вероятно, продолжаются раскопки и со временем место погребений примет достойны вид.

Предполагалось, что публикация будет в формате поста, но последние фотографии Петербурга платформа форматировала по своему разумению. Внятного ответа от ТП не получила.

Спасибо, что прочитали!