В мире Вали, разговорчивой девчушки 8 лет, есть Рыцарь. У Рыцаря нет пола.
- Он же Рыцарь, - поясняет Валя. Он ни мужчина и ни женщина, он охраняет.
- Что же он охраняет?
- Чтобы в мир не прошло злое и не разрушило здесь дружбу.
Ещё в Песочной мире есть, конечно, принцессы, зайчики и собачки. Но посередине мира стол, а на столе властвует фигурка Смерти. Самой натуральной, чёрной, с косой.
И чтобы в Песочной мире не менялось, фигурка Смерти всегда остаётся на своём посту.
Она каким то образом связана с другой фигурой, той, что сбоку, за серьёзным забором. Там стоит массивная фигура из камня.
Смерть что то знает про эту фигуру. А вот я не знаю, не понимаю. Но любое действие в Песчаном мире заканчивается возвращением Смерти на исходную позицию - в центр всей композиции. Ясно лишь то, что вовсе не Рыцарь тут главный.
В семье девочки недавно умер дедушка. Об этом узнаем из разговора с мамой. Со свёкром у мамы отношения не сложились, и говорить о нём она категорически не хочет. Также не хочет называть его дедушкой своей внучки. О смерти дедушки Валя не знает, но...
... Но! В которой раз убеждаюсь, что семейная система не терпит тайн и искажений. Любое искажение в системе очень часто выравнивается за счёт сложного поведения ребенка. Дети очень чувствительны к искажениям. Могут не знать чего то наверняка, но бессознательное безупречно ведёт их правильным путём.
Так конфликты между родителями в семье выливаются в частые болезни ребенка. А потому что в этот момент родители объединяются и не конфликтуют.
Алкоголизм одного из родителей провоцирует навязчивые состояния у ребенка. Так ребенок защищается от неблагополучия, проводит некие ритуалы, которые выливаются в невротические реакции.
Можно лечить ребенка, и это будет работой с симптомом. А можно смотреть в причину и работать с причиной, но это будет работой с семейной системой и с родителями.
Поэтому в моих детско-родительских консультациях работа, преимущественно, ведётся с родителем.
Бессознательное Вали безошибочно определило табуированную тему и из раза в раз выдавало в песке фигурку Смерти. Валя проигрывала для себя то важное действие, о котором ничего не знает, но лишь догадывается. Валя прощалась с дедушкой.
Монументальная фигурка за забором - это фигура дедушки, а точнее памятник на кладбище. Смерть - это то, что связано с дедушкой. Валя сфокусирована именно на этом. А Рыцарь - сама Валя. Стоит на страже семейной системы. Так ребенок берёт на себя миссию быть взрослым, устанавливать справедливость и правила там, где взрослые из родительской позиции самоустраняются. Но это не задача ребенка. Это задача родителя.
С мамой проведена кропотливая и долгая работа по:
√ информированию о семейной системе и законах взаимодействия в ней;
√ разделению её взаимоотношений со свёкром и внучки с дедушкой. Для Вали дедушка остаётся дедушкой. Обиды мамы - это её личная история. Девочка, как может, защищает свои отношения с дедушкой;
√ отреагированию собственных чувств и эмоций в отношении свёкра. Это была терапевтическая работа, без которой дальше продвинуться было сложно. Потому что заблокированные эмоции постепенно начинают управлять человеком, его выборами и действиями. Кроме того, делают человека невосприимчивым к информации.
Какими бы сложными не были чувства, им стоит дать выход. Тогда вслед за ними, освобождается и сам человек.
- Наверно стоит поговорить с Валей о дедушке и рассказать о похоронах, - подытожила мама.
Про Смерть, семейную систему и бессознательное
28 сентября 202328 сен 2023
19
2 мин