Нашла этот фильм случайно, когда захотелось отвлечься от классики. Испания, как страна производства, показалась дополнительным плюсом - я несколько раз смотрела испанские детективы, и помимо прочих их достоинств нужно отметить, что интересен, как правило, не только сюжет, но и непривычная нам картинка, бытовые подробности. Согласитесь, тихие английские деревушки, американские небоскребы и даже скандинавские мрачные ландшафты все же попадаются в онлайн-кинотеатрах гораздо чаще, чем испанские пейзажи.
И это тот случай, когда в правильности выбора я уверилась буквально через несколько секунд. Первое же имя в титрах - Ричард Армитедж! Да, тот самый Джон Торнтон из сериала "Север и юг" по одноименному роману! (Но это, конечно, не единственная его заметная роль - вы и сами знаете!)
Второй сюрприз - фильм снят по роману Артуро Переса-Реверте "Кожа для барабана, или Севильское причастие". И роман этот я читала (правда, признаюсь, давно). Надо сказать, что с Пересом-Реверте у меня сложные отношения: читать его я люблю, но почти всегда читаю очень медленно. Сейчас вот "Капитан Алатристе" еле продвигается. Хорошо, что там семь небольших отдельных произведений, а не один огромный роман! Почему так - не могу понять. Сюжеты интересные, язык хороший, переводы качественные. "Севильское причастие" тоже шло непросто. Но я помню: дочитав, почувствовала, что все это было не зря. Я бы сказала, что роман оставляет хорошее послевкусие, да и поразмыслить после прочтения есть о чем.
Стоит заметить, что роман написан в 1995 году. Действие фильма перенесено в наши дни. Впрочем, на основную линию повествования это не влияет. А вот антураж более современный: священники Ватикана работают сплошь за новенькими тонкими ноутбуками и пересылают сообщения на смартфоны. Картина, на мой взгляд, занятная.
И при этом рядом ведут свою традиционную деятельность кардиналы!
Завязка сюжета такова: компьютерную сеть Ватикана взламывает хакер, и отправляет Папе Римскому сообщение: "В Севилье торговцы угрожают церкви Пресвятой Богородицы, слезами орошенной, и она убивает, чтобы защитить себя. Умоляю Ваше Святейшество защитить самых безропотных овец вашего стада".
В Севилью отправляется падре Куарт. Бывший военный, ставший священником, но не утративший свои навыки и даже вполне успешно их применяющий. Сам он рассказывает: "Я поступил в семинарию, потом Ватикан предложил мне дипломатическую карьеру, и вот я веду себя дипломатически". Но мы понимаем: в Ватикане есть своя служба безопасности, и именно здесь работает падре Куарт. Ему и его коллегам предстоит расследовать, кто стоит за этими происшествиями.
Здание церкви Пресвятой Богородицы, слезами орошенной (Nuestra Señora de las Lágrimas) было построено знатной испанской семьей герцогов дель Нуэво Экстремо более 300 лет назад в самом центре города. В 21 веке квадратный метр под зданием церкви стоит целое состояние.
Сейчас герцогиня дель Нуэво Экстремо, ее дочь Макарена и муж дочери Пенчо Гавира, вице-президент банка «Картухано» (почти бывший муж - но развод для католички дело небыстрое) явно не сходятся в мнении по поводу того, как распорядиться этим богатством.
Итак, герцогиня с дочерью борются за здание церкви и семейную историю, в то время как хваткий бизнесмен уже подготовил сделку, чтобы на месте, где стоит церковь, построить деловой квартал. Согласие епископа Севильи на отчуждение церкви от церковного имущества банком давно получено... Но у старинной испанской семьи есть свой козырь в этой игре.
Работами в здании заведует архитектор Грис Марсала - она, кстати, монахиня, хоть и находится в отпуске из ордена (интересно, как это организуется и что означает помимо отсутствия "отпускницы" в стенах монастыря?). На стороне герцогини и ее дочери также старый священник падре Ферро, который регулярно проводит здесь службы.
А еще за падре Куартом следят какие-то сомнительные личности. В номер ему подбрасывают старинную открытку...
Как это все связано, что произошло в церкви и останется ли она на своем историческом месте или здание снесут - ответы на эти вопросы можно узнать после просмотра. По понятным причинам, в обзоре детектива писать о концовке я не буду. Отмечу только, что никакой мистики здесь не будет - для тех, кто не любит смешивать жанры, это важная информация.
Почему же я назвала фильм недетективным детективом? Потому что отсутствует привычная линия расследования: мы видим беседы и встречи падре Куарта с различными людьми, но классического "рассмотрел улики, проанализировал, поговорил со всеми причастными, которые дали ответы на его вопросы, и назвал преступника" - здесь нет. Да и "главного злодея" тоже. Но есть приключения (слежка и погоня), немного собственно детектива, много внутрицерковных интриг, с которыми не всегда просто разобраться.
Но в конце, что прекрасно, будут даны ответы на все вопросы!
P.S. Надо сказать, что роман, по которому поставлен фильм, я бы и вовсе не назвала детективом (несмотря на детективную завязку), потому что по прочтении скорее задаешь себе вопросы о том, что является верой для героев произведения, чем хлопаешь в ладоши от того, что узнал ответ на вопрос "кто главный негодяй". В фильме по понятным причинам пришлось выбирать более простой путь.
Если вы смотрели этот фильм или просто любите творчество Артуро Переса-Реверте, надеюсь, поделитесь своим мнением! Поклонники Ричарда Армитеджа - также желанные гости в комментариях!