Чтобы развивать образование необходимо вовремя улавливать тенденции рынка и индустрии. Мы поговорили с Ольгой Макиенко, экспертом и руководителем продакшн-команды и Дарьей Масловой, директором Центра разработки и сопровождения онлайн-курсов ИДО ТГУ о прогнозах тенденций в сфере онлайн-образования.
Ольга Макиенко, руководитель продакшн-команды Центра разработки и сопровождения онлайн-курсов ИДО ТГУ
— Как команда продакшна Института формирует представление о будущих трендах?
— Мы понимаем «куда дует ветер», исходя из результатов реализации проектов в прошлом году. Например, в 2022 году Coursera ушла из России, но запрос на онлайн-образование никуда не делся, значит в 2023 нам открыт путь новым онлайн-форматам – онлайн-магистратурам и дополнительным программам образования. Прошлый год мы начинали с активного производства именно магистерских программ, а конец года мы посвятили федеральному проекту «Содействие занятости» и записи коммерческих ДПО.
В следующем году программы дополнительного профессионального образования будут и дальше активно развиваться, особенно в IT-сфере. Российскому рынку необходимы специалисты, поэтому, скорее всего, будет много кейсов и программ, связанных с переобучением людей, которые хотят освоить новую нишу и профессию. В наших планах продолжить создавать курсы для Школы прикладного анализа данных, а также сейчас снимаем курс для Цифровых кафедр по алгоритмизации машинного обучения.
— На какой контент команда планирует сделать акцент в этом году?
— А тут – наша личная история – в этом году празднуется 145-летие Томского государственного университета и 25-летие нашего Института. Мы планируем выпустить 10 курсов, посвященных разным аспектам жизни университета. Их тематика разнообразная – от истории университета до актерского мастерства для преподавателей. Часть из них будет предназначена для внутреннего пользования, часть – публиковаться на Stepik, к примеру, курс для иностранцев про то, как поступить в российский вуз.
Дарья Маслова, директор Центра разработки и сопровождения онлайн-курсов ИДО ТГУ
— И что говорит образовательное сообщество в трендах в 2023 году?
— По словам многих российский компаний, в том числе IT-компаний, два главных новых направления, которые начинают входить в нашу жизнь и к которым стоит присмотреться внимательно — это искусственный интеллект и метавселенные.
Сервисов искусственного интеллекта сейчас гигантское количество – что-то тестируется, что-то уже готово и выложено в бесплатный доступ. Искусственный интеллект генерирует тексты, изображения, может компилировать из кодовых слов и заданных цветов структуру сайта. Финальный сгенерированный продукт может использоваться как идея, которую можно отредактировать и запускать в продакшн. Искусственный интеллект может писать тексты на основании базы материалов. Например, ИИ Достоевского пишет рассказ на заданную тему в стиле автора. Нейросети нас удивляют, это необычно, но из этого появляется проблема – мало кто умеет с этим работать.
Что касается метавселенных, их можно воспринимать по-разному. На самом деле, метавселенные – это не про «надеть шлем и делать то же самое, что и в реальности». Метавселенная – это дубликат реальной вселенной и и ее процессов, которые могут быть полностью или частично перенесены в виртуальное пространство. К примеру, виртуальные банки. Мы уже отвыкли ходить в банк, новый паттерн – нажать несколько кнопок и получить услугу. То есть финансы сейчас перешли в «цифру» – такой кусок метавселенной, к которой мы привыкли. Другое пример, это AR примерка одежды. Сейчас существует множество приложений, где можно примерить одежду или даже купить ее виртуальную версию.
— А как применить эти возможности в образовании?
Если говорить об искусственном интеллекте и онлайн-образовании – мы разработали курс по ИИ в лингвистике про способы перевода голоса в текст и наоборот и о том, как специалисты работают с этой задачей.
Способов применения ИИ много, в том числе появляются готовые продукты и проекты использования искусственного интеллекта в области образования. Например, преподаватель загружает все свои лекции, а студенты могут задавать ИИ вопросы, и на базе лекций генерируется ответ.
Метавселенные в образовании тоже могут интегрироваться, к примеру, онлайн-магистратуры реализуются по технологии вебинара, но представим, если всем студентам раздать шлемы виртуальной реальности, то они смогут находиться в одной метавселенной аудитории, использовать дополнительные функции: собраться в группу, устроить брейншторм, взаимодействовать друг с другом. Это только зарождающийся тренд, но уже есть кейсы виртуальных лабораторий Labster, где студенты-химики учатся смешивать реактивы. В метавселенной лаборатории они уже получают навык, который значительно упрощает работу в реальной лаборатории.
В этом году мы уже открыли онлайн-магистратуры по ИИ и не собираемся останавливаться. Подписывайтесь и узнавайте, как развивается рынок образования и EdTech в России. А вы бы хотели поучиться в аудитории в метавселенной?