Данную статью-исследование, написанную вместе с коллегой, даже удалось опубликовать в сборнике студенческого журнала МГПУ, а почему хотелось бы разместить её здесь скорее для дискуссии и поиска новых взглядов на данную проблему. Поскольку по основному образованию я являюсь преподавателем в начальной школе и преподавателем английского языка, то данная статья написана была изначально для поиска более успешной методики преподавания иностранного языка.
В статье рассматривается взаимосвязь феномена полимодальности восприятия и усвоения учебного материала младшими школьниками на уроках английского языка. Актуальность данной темы обусловлена особенностями формирования ведущего типа модальности у младшего школьника в период обучения. Кроме того, стоит отметить современную тенденцию к виртуализации образовательной среды, в которой у человека могут усилиться сенсорные способности и потенциал, могут произойти нарушения в формировании картины мира за счет асинхронии в развитии типа модальности. Основной целью нашей работы стало выявление взаимосвязи феномена полимодальности восприятия и усвоения учебного материала младшими школьниками на уроках иностранного языка на уровне формирования учебных заданий для создания более эффективных моделей учебного материала и проводимых уроков.
Наличие той или иной структуры полимодальной перцепции у человека определяет ведущий путь его познания окружающей среды. Большинство людей склонны опираться на ведущий канал восприятия информации, что, в свою очередь является как преимуществом, так и недостатком для развития индивида. В психологии выделяют три основных типа модальности: визуальный, аудиальный, кинестетический. К основным типам также добавляют еще один канал перцепции – дискретный (дигитальный), но исследователи, все чаще связывают эту модальность с более старшим возрастом, не рассматривают в рамках обучающихся начальной школы.
Модальность восприятия определяет главный анализатор, через который каждый человек получает информацию. Так и в процессе обучения для визуального типа это — глаза, для кинестетического типа — движения тела, для аудиального типа — слух. Дискретный канал восприятия связан с логикой, то есть важным для человека с преобладающим дигитальным типом будет анализировать факты, опираться на статистику.
Как показывают работы А.Р. Лурии, в основе развития типов модальности лежит генетический компонент механизмов взаимодействия сенсорных систем. Ассоциативные структуры обеспечивают комплексную целостность многомодального процесса восприятия. Опуская подробное описание ассоциативных уровней, заключим, что основная идея А.Р. Лурии состояла в том, что комплексный подход способствует проявлению составляющей интегративной целостности полимодального восприятия.
Обращаясь к работам и исследованиям Б.Г. Ананьева, отметим, что ученый особенно выделял значение ощущений для формирования самосознания человека, его индивидуальных отличий и регуляции поведения. Кроме того, Б.Г. Ананьев рассматривает сенсорно-перцептивную систему как основу развития личности и, более того, субъекта деятельности. Заложенный в человеке потенциал трудоспособности напрямую зависит от процессов, происходящих в сенсорно-перцептивной системе. Таким образом, чем выше сенсорные способности человека, тем выше его производительность, соответственно, чем ниже сенсорные способности, тем ниже показатель продуктивности труда и ниже удовлетворенность своей деятельностью
Исходная гипотеза нашего исследования построена на попытке выявить наличие прямой связи между типом модальности младшего школьника, учебным материалом и успешностью восприятия младшим школьником данного материала.
Объектом исследования является феномен модального восприятия младших школьников, предметом исследования - взаимосвязь модального восприятия младших школьников и степени усвоения ими учебного материала. Необходимо подчеркнуть, что в нашем случае мы стремимся выявить взаимосвязь ведущей модальности не с успеваемостью, выраженной оценками, а скорее со способностью оперирования учеником полученными знаниями и применением их в условиях реальной жизни. Такой выбор предмета исследования обусловлен тем, что некоторые школьники обладают высокоразвитой долгосрочной и краткосрочной памятью, однако не в полной мере способны понять материал, что может привести к трудностям при выполнении заданий, связанных с чтением и анализом прочитанного.
Для того, чтобы более подробно рассмотреть понятие восприятия в целом, обратимся к учению И. П. Павлова об анализаторах, в котором ученый определил анализаторы как «совокупность нейронов, участвующих в восприятии раздражения, проведении возбуждения, а также анализе его свойств клетками коры большого мозга». Далее ученый выделил ряд сенсорных систем, в том числе зрительную, обонятельную, слуховую, вкусовую, кожно-двигательную. Таким образом, анализаторы являются каналами для поступающей информации из окружающей среды в мозг, где происходит ее анализ. Любой анализатор будет задействован только тогда, когда активируется восприятие рецепторами внешней физической или химической энергии, вследствие чего эта энергия трансформируется в нервные сигналы и их дальнейшая передача в мозг посредством цепи нейронов с образованием уровней.
Соответственно, без стимуляции мозга информацией, поступающей из внешней среды, прекратят осуществляться простые и сложные рефлекторные акты, в числе которых - психическая деятельность человека.
Предложенный нами новый подход заключается в дополнении структуры урока иностранного языка упражнениями, которые учитывают одновременно от двух до трёх типов модальности, что, в свою очередь, увеличит вовлеченность и успешность восприятия младших школьников учебного материала и способствует равномерному развитию всех типов модальности.
Для учета модальности младшего школьника, важно обратить внимание на типичные возрастные и психолого-педагогические особенности этой группы. В дошкольном возрасте основной ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. С поступлением в школу ребенок меняет свой социальный статус, меняется и тип ведущей деятельности на учебную, что также сильно влияет на последующее усвоение информации ребенком. У младшего школьника постепенно меняется и расширяется круг общения, формируется учебная мотивация, увеличивается объем памяти и объем информации, который необходимо усвоить в процессе обучения. Таким образом, необходимо учесть, что у обучающихся начальной школы в большинстве своем ведущим будет кинестетический тип модальности, который будет непосредственно взаимодействовать с другими типами (визуальным и аудиальным в большей или меньшей степени). Важно помнить, что ведущий канал перцепции может интегрировать, меняться с течение времени у каждого обучающегося (связано это со сменой ведущей деятельности, с возрастными и психологическими особенностями младшего школьника).
Что нам, как будущим учителям английского языка, даст знание типа модальности учеников в классе? Как это знание может помочь нам при планировании урока младших школьников? Полимодальный подход, поможет нам создать насыщенную и комфортную среду, в которой обучающиеся получают широкий спектр стимуляторов, позволяющих им зафиксировать изучаемый материал в памяти на чувствительном уровне. Этому и будет способствовать представление одного и того же материала в различных формах, то есть акцент на звуковом, визуальном и тактильном уровне восприятия. Для этого учителю необходимо научиться варьировать изложение информации во всех видах модальностей. Это не только поможет сделать упор на основной канал перцепции каждого обучающегося, но и позволит ученикам развить наименее используемые ими ранее виды модальности при изучении материалов урока.
Существуют определенные виды деятельности, рекомендуемые для использования при проведении уроков английского языка для младших школьников, при преобладании определенного канала восприятия. При преобладающем визуальном типе восприятия наиболее подходящим видом деятельности будет, например, демонстрация изображений, текстовых фрагментов. При преобладающем аудиальном виде восприятия наиболее подходящим видом деятельности будет, например, проговаривание вслух хором слов, фраз, предложений. При преобладающем кинестетическом типе восприятия наиболее подходящим видом деятельности будет, например, выполнение ритмичных движений руками, ногами и головой в такт слов или при произнесении новой лексики.
Для учета всех модальностей восприятия и донесения максимального количества информации до обучающихся, нам кажется возможным совмещение всех вышеперечисленных видов деятельности.
Мы провели анализ следующих пособий УМК Spotlight, УМК Starlight и рассмотрели представленные в учебниках упражнения. Отдельно были выделены упражнения, позволяющие педагогу повысить уровень вовлеченности младших школьников в выполнение заданий.
Так, например, в упражнении 2 учебника УМК Starlight для второго класса на 69 странице, которое сформулировано следующим образом: “Послушайте запись и пронумеруйте действия в том порядке, в котором их произносит диктор.”, сделан акцент на визуальное и аудиальное восприятие. Учебник УМК Starlight для третьего класса содержит не так много упражнений, которые могли мы развить одновременно кинестетический и визуальный тип модальности, однако среди них мы выделили упражнение 4 на странице 65, имеющее следующую формулировку: “Make a birthday card with your friend.” Чем примечательно данное задание? Во-первых, упражнение направлено не только на развитие письма, но и на визуальный и кинестетические типы восприятия. Исследуя упражнения, сочетающие в себе направленность на аудиалов и кинестетиков, мы выделили одно из упражнений - упражнение 3 на странице 7 учебника УМК Spotlight 3 класс, сформулированное следующим образом: “Let’s play: Everyone with … change seats!”. Ученики не только учатся наблюдать за окружающими, (в классе - за одноклассниками) пробуя описывать их на английском языке, но и внимательно слушают речь других учеников, совершая при этом передвижения в пространстве.
Мы постарались проанализировать существующие задания и разработать новые, учитывающие все типы модальности восприятия младших школьников. Представляем три упражнения, которые, по нашему мнению, могут быть использованы при проведении урока английского языка. Все упражнения проводятся на английском языке.
Упражнение 1. “Mystery bag”.
Суть игры состоит в том, что ученики по очереди на ощупь угадывают предмет в мешке (кинестетический тип), затем демонстрируют предмет классу (визуальный тип) и называют его (аудиальный тип).
Упражнение 2.“Crocodile”.
Игра заключается в том, что ученики по очереди показывают одно из животных, которые представлены на картинке (визуальный тип), имитируя характерные черты и звуки (кинестетический тип), в то время как остальные обучающиеся в классе пытаются отгадать животное, назвав его (аудиальный тип).
Упражнение 3. “Video phonics”.
Ученикам демонстрируется видеоматериал, в котором к каждой букве алфавита подобран стишок или песенка со словами, начинающимися на эту букву (визуальный тип). При прослушивании дети подпевают, стараюсь воспроизвести звук (аудиальный тип) и показывают определенные движения (кинестетический тип).
На начальном этапе обучения (при встрече с новым классом) педагог не имеет точного представления о присущем ученикам данной группы основном типе восприятия, что делает использование, разработанных нами, универсальных упражнений наиболее предпочтительными. На этапе, когда педагог уже владеет знаниями об особенностях восприятия своих учеников, он может использовать эту информацию для организации эффективного обучения, выстроить методический план, который позволит каждому ребенку найти подходящий канал овладения навыками и умениями, заложенными в рамках учебной программы по английскому языку. Учитель, подготавливая "разномодальный" материал, стимулирует основные каналы перцепции, реагируя на которые, ученики максимально вовлекаются в образовательный процесс. При подготовке к уроку важно учитывать возраст и тип модальности обучающихся, предлагать разные задания, что позволит создать наиболее благоприятную языковую среду для успешного изучения английского языка.