Стратегические планы часто бывают мокрые и солёные от слёз. И бросаться в бурное море стратегических перемен — это, в общем-то, противоречит принципам психологической самозащиты. Но иногда человек уже не может терпеть.
Прежде, чем решиться на резкие и масштабные повороты в судьбе, не мешало бы разведать, сколько у вас ресурсов, какие риски, да и полезно ли вообще прямо сейчас что-то менять. Только 5-10% людей реально пойдут по стратегическому треку. Остальные, даже если напишут стратегический план, просто его в рамочке на стену повесят, да и всё.
Но это и к лучшему. Потому что от хорошей жизни люди на стратегический трек редко переходят. Просто так, добровольно, мало кто меняет жизненный мир с улыбочкой. Обычно это слёзы и стиснутые кулаки, к сожалению.
Что толкает к переменам?
Тактический путь — это когда вам нравится ваш жизненный мир и ваши роли, но можно что-то кое-где улучшить. Нравится город, где живёте, но можно переехать в центр. Нравится ваш любимый/любимая, но надо чаще куда-то ходить вместе. Нравится ваша работа, но не мешало бы освоить более современные технологии.
Видите, да? Всё хорошо, но могло бы быть слегка получше. Не другим, не вообще новым, а просто получше.
А стратегия — это «Верхи не могут, низы не хотят». Это когда ну никак не получится делать вид, что «Всё и так хорошо». Это такие обстоятельства, что оставаться в старом жизненном мире и в старых ролях невозможно.
Практически никто из реальных людей не переходит к стратегическим изменениям, «потому что подумал и решил». Это бизнесу аналитики могут сказать, что пора меняться. Да и то, пока рынок не прижмёт — и бизнесы не меняются. А отдельные люди и семьи — тем более.
Для перехода от тактического планирования к стратегическому прорыву нужны не просто мысли. Нужны сильные чувства. На одной аналитике вы это точно не сделаете.
В психологии есть много классификаций эмоций и чувств, но давайте возьмём одну из самых простых, старую добрую систему — десять базовых эмоций по Кэрролу Изарду. Мне она нравится своей понятностью.
Так вот, десять базовых эмоций — это Интерес, Радость, Удивление, Горе, Гнев, Отвращение, Презрение, Стыд, Страх и Вина. Две положительные, одна — «ну, такое», и ещё семь — отрицательные. Все сложные чувства — это комбинация вот этих десяти базовых красок.
В каких же эмоциях люди оказываются перед тем, как решиться на стратегический переход? Как всё это реально бывает?
Удивление и интерес
Само по себе удивление — очень коротко живущая эмоция. Доли секунды. Мы не можем удивляться две минуты подряд, например. Удивление сразу переходит или в гнев, или в отвращение, или в страх. Но самое приятное и классное, если удивление переходит в интерес.
Вот пример. Наташа — кадровик в большой организации. Работает на подборе в очень специфической нише. Знает этот рынок труда хорошо, вакансий закрывает много, а платят ей мало. И платят фикс, не разгуляешься. Сдельной оплаты за закрытые вакансии у них нет.
На Наташу вышли коллеги из кадрового агентства. Предложили в выходные закрывать для них вакансии тоже.
Наташа долго переживала из-за возможного конфликта интересов, наконец согласилась, но не в той же самой нише работать, а в смежной. Чтобы основной работодатель не мог её ни в чём упрекнуть.
Так вот, очень сильно удивилась Наташа, когда получила оплату за первую же закрытую на подработке вакансию. Она поработала два выходных, а в итоге заработала, как за две недели на основной работе.
Удивление тут же переросло в интерес.
Ну вы поняли — у неё теперь есть не просто подработка, а стратегический план, как стать независимым агентом по подбору.
Она увольняться пока не будет, но внутренне не вернётся в исходную позицию, то есть не сможет развидеть, что её навыки на открытом рынке стоят намного дороже, чем её зарплата.
При попытке думать о том, чтобы и дальше жить на одну зарплату, у неё возникает теперь гнев. И этот гнев её дальше толкает. Не получится вернуться на старый трек.
Удивление, стыд, страх, вина
Никита работает в своём отделе лет пять, хорошо справляется. Начальник отдела, Александр Иванович — очень опытный человек. У них с Никитой отношения отличные, Александр Иванович стал наставником и в работе, да и в жизни. Когда старший коллега ушёл на пенсию, Никиту продвинули на освободившееся место.
Через полтора месяца Никита к наставнику в гости зашёл. С каким-то праздником поздравить, да и посоветоваться. Они же хорошо общались. И видит Никита, что старший товарищ ему рад, но к чаю может на стол поставить только булку хлеба и домашнее варенье. Не до разносолов. Ладно, что хоть чай есть.
Разговорились, и тут-то Никита и узнал размер пенсии коллеги, который всю жизнь работал, со своих 18 лет. На такие деньги прожить можно, конечно, но это очень непросто.
Никита как-то не задумывался раньше, а что его ждёт на пенсии. Вот вы спросите: ну как можно было не задумываться, ему ведь почти 40? А вот так. Не задумывался. Поэтому очень удивился.
А вслед за удивлением пришёл страх за себя. Вот он отработает начальником отдела до пенсии, допустим. А на что потом жить будет?
И стыд перед наставником: как так вышло, что такой замечательный человек вынужден теперь жить впроголодь?
А вот так, дружочки. Такая вот реальность: пенсионер вышел за ворота родного завода, и больше его судьба никого на заводе особо не интересует. А если поинтересоваться — то сначала удивишься, а потом как ужаленный побежишь на стратегический трек.
Так что Никита-то наш, конечно, согласился на должность начальника отдела. Но понял, что на государственную пенсию рассчитывать не стоит. Надо самому создавать фундамент. И вот он теперь в этом очень неприятном осознании находится.
Думаете, вернётся в блаженное неведение? Думаете, поверит снова, что «всё как-то само образуется?» Нет, не поверит. Потому что с Александром Ивановичем они дружат, и тот не даст Никите забыть, что к чему.
Горе, страх, вина
Ох, друзья. Это самый грустный раздел. Я бы тут много примеров могла привести, но не стану вам нервы трепать. Просто отмечу, что может подтолкнуть к стратегическому треку. Не просто подтолкнуть, а такого пенделя дать, что люди очень быстро понимают — старый мир закончился, надо строить новый.
- Потеря безопасности
Приходится менять работу, иногда город, иногда страну, просто спасая жизнь и здоровье (свои или близких). Безопасности могут угрожать самые разные вещи — от экологических катастроф до политических событий, от диагноза у близкого человека до аварии на производстве.
Во всех этих случаях люди уже не сомневаются, а хватают детей и бегут с одним чемоданом. И оказываются или на стратегическом треке, или в большой беде. Не дай Бог, конечно.
- Предательство близких людей: членов семьи, компаньонов, друзей
Вот сколько раз твердили миру: если строишь бизнес с компаньонами, даже с друзьями, это рискованно. И что? Сколько таких случаев, когда бывший друг всё забирает? После этого не остаётся никаких вариантов оставаться в прежнем жизненном мире. Всё меняется.
А сколько женщин вынуждены были разводиться и разменивать квартиры, обнаружив вторую семью у мужа? Сколько мужчин с недоумением смотрели на результаты ДНК-теста и никак не могли поверить, что младший ребёнок-то не их? Как же так? Сколько людей вообще в другой город или стану уезжали, чтобы не сталкиваться с бывшими коллегами после судебных разбирательств
Тут волей-неволей выйдешь на стратегический трек. «Грустный, но свободный» — утешение так себе, скажу я вам. Это всё очень трудно.
А сколько семей, где во главе стоял «настоящий хозяин», вдруг обнаруживали после его внезапной смерти, что у них всё имущество заложено-перезаложено, невесть на кого зарегистрировано и непонятно кому завещано? А жена такая: «Я не вникала, я на него полностью полагалась».
Ну а теперь придётся строить свою стратегию, увы.
Отвращение
Эмоция отвращения очень часто приводит людей к смене жизненного мира. Так же часто, как горе и гнев, наверное. Одна из самых стратегических эмоций, я вам скажу. Почему? Потому что именно скука и отвращение появляются при выгорании.
Если много-много работать и мало-мало отдыхать, то в какой-то момент весь прошлый образ жизни просто рассыпается. Да, да. И человек уже не сможет дальше работать, как ни в чём не бывало. Его от своей работы буквально тошнит. И приходится строить стратегию, как из этого теперь выбраться.
И что же делать?
Зачем я вам всё это рассказываю? Чтобы снять сияющий ореол со слова «стратегия». Это прекрасно, это очень хорошо, это супер. Но это ещё и больно, камрадес. И стратегия (почти) всегда — не от хорошей жизни.
Помните Чёрную королеву из «Алисы в Зазеркалье»? Надо быстро бежать, чтобы оставаться на том же месте. А чтобы попасть в другое — надо бежать намного, намного быстрее.
Так вот. Тактика — это не «Лежать на диване, заниматься мелочами и нюхать розы». Тактика — это быстро бежать, чтобы оставаться примерно на том же месте. А стратегия — это бежать ещё быстрее, чтобы попасть в другое место.
Если сейчас ваш жизненный мир вызывает у вас эмоции умиротворения, тепла, любви, если вам нравится ваша работа, ваш дом, ваша семья — ура. Воистину ура! Стройте тактические планы и не заглядывайтесь на стратегический поворот, если жизнь не прижала.
Когда ваш жизненный мир станет вам тесен, вы это прекрасно почувствуете сами. Когда сильные эмоции выведут вас на стратегический трек, то вообще не останется вопросов типа «Могу ли я, магнолия».
Стратегия всегда говорит нам: «Дружок, любишь перемены? Нет? Жаль, ведь они уже здесь».
Так что если есть возможность оставаться на тактическом треке — вот правда, оставайтесь. Грейтесь, пока тепло.
Ну а если чувствуете, что уже на последнем гвозде ваш жизненный мир держится, скоро всё развалится — то всё равно справитесь, я думаю. Но придётся потрудиться.