Найти тему
НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ

Бизнес будут штрафовать за навязанные услуги уже на этапе досудебных претензий

Оглавление

Бизнес будут штрафовать за навязанные услуги. Ранее потребитель мог добиться возвращения денег за проданные ненужные товары и услуги лишь через суд и нередко с привлечением Роспотребнадзора. Обновленный КоАП под угрозой санкций требует от бизнеса реагировать уже на этапе досудебных претензий и жалоб

    Бизнес будут штрафовать за навязанные услуги. Ранее потребитель мог добиться возвращения денег за проданные ненужные товары и услуги лишь через суд и нередко с привлечением Роспотребнадзора. Обновленный КоАП под угрозой санкций требует от бизнеса реагировать уже на этапе досудебных претензий и жалоб
Бизнес будут штрафовать за навязанные услуги. Ранее потребитель мог добиться возвращения денег за проданные ненужные товары и услуги лишь через суд и нередко с привлечением Роспотребнадзора. Обновленный КоАП под угрозой санкций требует от бизнеса реагировать уже на этапе досудебных претензий и жалоб

Госдума во втором чтении приняла закон об административных штрафах за навязывание потребителю дополнительных платных товаров, работ, услуг.

Взыскания за такое действо для должностных лиц составят от 2000-4000 рублей, для юридических лиц — от 20-40 тыс. рублей.

Кроме того, в КоАП вводится штраф за необоснованный отказ в удовлетворении требований потребителя, связанных с нарушением его прав: для должностных лиц — от 15 тыс. до 30 тыс. рублей; для юридических лиц — от 100 тыс. до 300 млн рублей.

Как навязывают дополнительные товары и услуги

Очень часто дополнительными услугами в России пытаются обвесить покупателей автомобилей. В договоры купли-продажи транспортного средства принудительно и за сверхстоимость включают букеты услуг.

Так, в феврале 2022 года житель Красноярского края приобретал автомобиль у дилера ООО «Ультра». За навязанные услуги мужчина выложил сверх стоимости автомобиля почти 400 тысяч рублей. Без соглашения с дополнительными пунктами в договоре покупателю попросту отказывались продавать авто. Так, он был вынужден согласиться с «допами» в виде юридической поддержки, помощи на дорогах в случае аварий и эвакуации.

Однако, когда автомобиль уже был приобретен, мужчина не растерялся и отправился в Роспотребнадзор. С помощью юристов государственного ведомства потребитель направил претензионное письмо компании-партнеру автосалона и исполнителю навязанных услуг — ООО «Север» об одностороннем отказе от дополнительных услуг и возвращении ему денежных средств в размере 392 тысячи 100 рублей.

ООО «Север» на просьбу не отреагировало, денежные средства не вернуло.

На этом этапе к кейсу подключилось Управление Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (Роспотребнадзор).

В результате проверки компании-продавцу автомобиля ООО «Ультра» выдано предписание об устранении выявленных нарушений при заключении договора купли-продажи. Помимо этого, ООО «Ультра» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП (за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, и навязывание дополнительных услуг) в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Вместе с тем, Роспотребнадзор выступил с судебным иском против ООО «Север» — о взыскании уплаченной за дополнительные услуги денежной суммы, компенсации морального вреда и штрафа за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя. Решением суда все заявленные требования Роспотребнадзора в защиту прав потребителя — покупателя автомобиля удовлетворены. С ООО «Север» за навязанные услуги взыскана уплаченная денежная сумма — 251 400 ₽, компенсация морального вреда — 10 000 ₽, штраф — 130 700 руб.

А еще автосалоны практикуют принуждение покупателей к заключению кредитного договора. Человек может заплатить за машину без заемных средств, но в автосалоне ему говорят — мол, если просто будете оплачивать через кассу, автомобиль выйдет дороже. А если возьмете технический кредит, хоть на пару дней, сделаем скидку. У автосалона партнерский договор с банком, и банк за привод клиентов выплачивает автодилеру комиссию. Но клиенту эти схемы вообще не интересны, поэтому услуга навязанная.

Инструкция к снегоходу за 300 тысяч

На днях жительница Екатеринбурга ушла из автосалона, где покупала подержанную Audi, с инструкцией к снегоходу за 300 тысяч рублей. Хотя снегохода у нее нет и покупать она его не планировала. Кроме того, еще некоторую сумму пришлось отдать за пластиковую карточку Terra Driver — по сути это проданная услуга по технической и юридической помощи на дорогах.

Как так вышло?

За машиной Audi Q5 девушка полетела из Екатеринбурга в Санкт-Петербург: там, в автосалоне «Рольф», она нашла подходящий вариант.

Покупательнице показали пластиковую карточку, по которой она якобы сможет получить дополнительные услуги и от которых при желании может отказаться. Она решила, что не хочет возвращаться в Екатеринбург без желанной машины, поэтому оформила кредит на услугу за 315 тысяч рублей.

Вернувшись домой и внимательно почитав договор, она поняла, что потратила деньги на инструкцию по управлению снегоходом на 22 страницах. Внутрь пластиковой карточки был встроен флеш-накопитель, на который и был записан этот документ. Загвоздка в том, что инструкция была представлена продавцом как «непериодическое электронное издание», которое не подлежит возврату.

Банки и сотовые операторы тоже грешат навязыванием услуг

ЦБ на этой неделе сообщал о резко возросшем числе жалоб от клиентов на невозможность вернуть деньги за навязанные услуги по договорам о банковских займах.

Среди самых распространенных навязанных услуг — различные страховки к кредиту. Кроме того, банки часто предлагают подписки на онлайн-кинотеатр, услуги психотерапевтов, астрологов или ветеринаров! В одном из известных государственных банков, невозможно открыть накопительный счет по заявленной в рекламе ставке без перехода на предлагаемого ими сотового оператора. Таким образом, клиенты сталкиваются с необходимостью переплачивать.

По закону для клиентов банков после оформления кредита действует так называемый период охлаждения. Это период, когда есть возможность отказаться от дополнительных услуг. С января 2024 г. период охлаждения увеличивают до 30 дней.

Множество жалоб поступает от потребителей и на операторов сотовой связи. С целью увеличения прибыли компании принудительно изменяют клиентам тарифы. Менеджеры по телефону всяческими ухищрениями выбивают согласие на подключение безлимитного интернета, смс-оповещения, оформляют подписки на платные сервисы, в том числе порно-ресурсы. Всё это увеличивает абонентскую или обычную плату клиентов за сотовую связь. Сотовые операторы пользуются тем, что не все потребители услуг проверяют балансы, списки платных услуг в личном кабинете и не все заказывают детализацию трафика.

Деньги за навязанные услуги удаётся вернуть только через суд

Инициирование судебных процессов для возврата потерянных денег — процесс трудоёмкий. Не все готовы на долгие разбирательства, расходы на юристов и привлечение Роспотребнадзора. Поэтому недобросовестные продавцы продолжают практиковать этот «потребительский терроризм». Один из 10 дойдут до суда, а девять — не дойдут. Даже если придется заплатить один штраф, выручка с девяти «инструкций к снегоходам» всё равно покрывает издержки.

Обновленный КоАП РФ теперь признает навязанные услуги правонарушением и за это предусмотрены дополнительные санкции. И что важно — на огромный штраф недобросовестные продавцы напарываются уже на этапе «уклонения от рассмотрения законных требований потребителя, связанных с нарушением его прав» — то есть на этапе досудебной претензии.

«КоАП РФ до настоящего времени не содержал отдельного состава административного правонарушения, предусматривающего административную ответственность за навязывание дополнительных товаров и услуг, а применяемые до настоящего времени за включение в договор условий, ущемляющих права потребителей, размеры административного наказания в виде штрафа (по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ), не носили предотвращающий и профилактический характер», — излагает свою позицию Роспотребнадзор, указывая на то, что большинство административных штрафов за нарушение прав потребителей не повышались с 2001 года.

Часто навязывание услуг доходит до сумм в 100-500 тысяч рублей и достигает 50% от стоимости приобретаемого товара. При этом размер штрафа за данное нарушение составляет 2 тысячи рублей, а для юридических лиц — 20 тысяч рублей. Учитывая массовый характер таких правонарушений и множество обращений граждан в Роспотребнадзор и Федеральную антимонопольную службу, существующие санкции — явно недостаточны, — отмечают авторы законопроекта в пояснительной записке.

Кроме того,

Так, рост цен в 2021 году, в частности, на автомобильном рынке вызван не только изменением баланса спроса и предложения в результате введения в 2020 году карантинных мер, но обусловлен и действиями официальных дилеров различных автомобильных марок путем навязывания покупателям дополнительного оборудования и финансовых услуг, — отмечает в свое ответе на запрос Министерства промышленности и торговли РФ Федеральная антимонопольная служба.

Согласно информации, проанализированной ФАС России, нередко потребитель не может приобрести автомобиль и комплектующие по тем ценам, которые автодилеры указывают на своих официальных сайтах. Разница в цене на сайте и непосредственно в автосалоне может составлять порядка 10% — 30% либо на такую же сумму потребителя вынуждают приобрести дополнительное оборудование. При этом стоимость такого дополнительного оборудования значительно превышает стоимость аналогичного оборудования в других сервисных станциях. ФАС России также подтверждает готовность дилеров предоставить скидку на автомобиль в случае оформления кредита у банка-партнера либо покупки дополнительных услуг — к примеру, примеру, страхование (жизни, автомобиля).

В США борются с безальтернативными услугами

КСТАТИ, в США власти подали иск против крупнейшей торговой e-площадки Amazon. Компанию обвинили в создании монополии и навязывании безальтернативных услуг клиентам. Пока что от Amazon требуют только запрета некоторых практик, вроде гарантии самой низкой цены и снижения комиссий, которые берутся с продавцов. Но потенциально это дело может закончится миллиардными штрафами.

Ссылка на статью: https://newizv.ru/news/2023-09-28/naveshivanie-dopov-predprinimateley-nachinayut-shtrafovat-za-navyazannye-uslugi-420363