Найти тему
Наша Психология

Пешки в эндшпиле

Оглавление

О том, что «вся наша жизнь – игра», знают все. Но вот о том, что эта игра – шахматная партия, а мы – фигуры, догадываются немногие. Помните вольную экранизацию «Трех мушкетеров» режиссера Юнгвальда-Хилькевича? В одном из эпизодов кардинал учит д’Артаньяна играть в шахматы, несколько двусмысленно соотнося правила игры с жизнью: «Это королева. Она ходит так, как угодно, и куда угодно». – «Кому угодно?» – интересуется мушкетер. «Тому, кто играет…» – поясняет кардинал. Мы тоже – шахматные фигуры, кто какая. Возможно, ты найдешь в нашем описании себя и своих близких.

ПЕШКА

Психология исполнителя. Жизненная позиция пассивная, инициативу не проявляет, творческое начало задавлено строгим воспитанием еще в детстве. Пешки послушны. В глубине души это так и не повзрослевший ребенок, который бессознательно ищет в окружающих родителя. Своей смиренностью пешка заслуживает одобрение. Она инфантильна, даже если старается сохранить серьезное выражение лица. Даже на шахматной доске пешка – самая маленькая фигура. Внешне пешки стараются не выделяться: это «серые мышки», стремящиеся слиться с толпой.

Всю жизнь пешка плывет по течению, ключевые выборы делают за нее близкие: где учиться, работать, на ком жениться (выйти замуж). Пешки обожают обращаться за советами, поэтому легко становятся жертвами афер: лжепсихологов, экстрасенсов-вымогателей и так далее. Именно пешки становились жертвами великого авантюриста Остапа Бендера. Но в глубине души некоторых пешек живет бунт против их участи. И если большинство пешек так и останется пешками, то некоторые станут ферзем, то есть достигнут вершин шахматной карьеры. Такие пешки пытаются все же что-то доказать своим родителям. Это человек, начавший с нуля и всего добившийся сам. Наша взрослая жизнь предопределяется нашим детством, и, будучи «взрослыми, независимыми и самостоятельными», на самом деле мы решаем наши детские проблемы… Пешка-ферзь жаждет признания от своих родителей. Но именно родители определенного склада привели к формированию такого психотипа. Они редко способны на одобрение.

Внешне пешка-ферзь может обладать дефектом, вернее некой особенностью, которую сама воспринимает как дефект, и это заставляет доказывать себе и миру свою полноценность. Так, известно, что многие великие полководцы были маленького роста.

Яркий пример – деревенский мальчик Сосо Джугашвили стал Иосифом Сталиным, главой империи. Но его мать сказала: «Лучше бы ты, сынок, стал священником». Одной фразой она обесценила стремление сына к власти.

ЛАДЬЯ

Человек-ладья уверен в себе и в своих взглядах. Его картина мира незыблема и однозначна, мир состоит из двух измерений, поэтому он плоский. «Черное или белое», «прекрасное или ужасное» – суждения ладьи категоричны. Компромиссы воспринимаются как предательство, тактичность как слабость, вежливость как неуверенность в себе. И психологически, и телесно это «тяжелый человек»: фигура плотная, походка медленная и уверенная. «У носорога плохое зрение, но это не его проблема» – весьма подходящий анекдот. Ладья вырастает в семье с жесткими правилами, не подлежащими обсуждению. Как в фильме «Дежа вю», когда герои оказываются в советской столовой: «К котлетам – картошка, к сосискам – макароны. Меняться нельзя!»

Конечно, у ладьи много подавленной агрессии, которая адресована строгим воспитателям из детства. Но истинная причина скрывается за теми или иными социально приемлемыми предлогами. Нередко ладья становится борцом за чьи-то права (обиженных лемуров Мадагаскара) или, наоборот, становится ярым борцом с кем-то (националистом). В обоих случаях ладья борется очень включенно, агрессивно и бескомпромиссно. Переубедить ладью сложно. Поэтому ладье нужно развивать психологическую гибкость.

Таковы все ярые революционеры и инквизиторы, которые во имя добра сделали много зла.

КОНЬ

Вечный подросток: прыгает, скачет, развлекается. Ему постоянно нужно самоутверждаться, ведь в глубине души он не уверен в себе и своей взрослости. Жизнь для него – приключение, он ничто не принимает всерьез. И не берет на себя ответственность за последствия. Этакий герой романа, но по сути – соблазнитель, забияка. Его родители нередко страдают попустительством и слишком мягко воспитывают ребенка. Им не хватает строгости, а она все же необходима. Поэтому конь вырастает своевольным, он любит играть по своим собственным правилам и не подчиняется законам.

Телесно это подвижный человек, легкий, с выразительной мимикой. Выглядит младше своего возраста, одевается молодежно. Любит приключения и авантюры, склонен к рисковому поведению: может увлекаться экстремальными видами спорта и так далее. Конь, как и в сказках, верный товарищ. Вот только безответственный. Он вряд ли предаст, но легко забудет о договоренностях между вами. Коню необходимо взрослеть, научиться брать на себя ответственность и думать о последствиях поступков.

КАК РАСПОЗНАТЬ?

Внешне короля можно узнать по подчеркнуто красивой внешности, за которой он внимательно следит. Его красота очевидна, демонстративна. И конечно, его окружает все самое «брендовенькое». «Все лучшее – сразу!» – вот его девиз.

СЛОН

Фигура слона из мира шахмат не похожа на одноименное животное: он ходит по диагонали, символизируя психологическую гибкость. Поэтому слон – приспособленец. У него высокий уровень адаптивности. Такие люди находят решение в самых безвыходных ситуациях. Как в анекдоте: «Гестапо перекрыло все выходы, но Штирлиц ушел через вход».

Подобно Штирлицу, слон избегает прямых конфронтаций, при этом добиваясь своего. Он не ввязывается в противостояние, подобно ладье, и не ищет приключений, как конь. Движение к цели слона незаметно для окружающих и неочевидно, но эффективно. Слоны – хорошие стратеги. Они умеют видеть картину в целом, замечать существенные детали. Еще одно их достоинство – умение ждать. Слон не торопится, зато, когда действует, делает это быстро и эффективно.

Телесно этот человек также обладает гибкостью, сохраняя ее до весьма зрелого возраста. Его походка бесшумна и легка. Слон обладает даром не пачкать и не мять одежду, всегда выглядеть на все сто и не терять самообладание в сложных ситуациях.

КОРОЛЬ

Для него прежде всего важны статус и влиятельность, признание и внимание. Он обращает внимание на форму, но иногда забывает о содержании. По своему складу он достаточно эгоцентричен. Обычно это единственный ребенок в семье либо самый любимый. Но родители не просто любили его: они сделали его смыслом своей жизни, объектом самоутверждения и реализации своих собственных амбиций. Это называется «нарциссическим расширением»: ребенок используется для того, чтобы нарциссизм родителей был удовлетворен. Помните фильм «Черный лебедь»? Мать, не состоявшаяся балерина, мечтает сделать из своей дочки звезду балета. Поэтому ребенок с детства привыкает быть центром внимания и объектом любви, вот только любви не безусловной. Во взрослости ему постоянно хочется внимания, но он боится быть собой. И для того, чтобы добиться любви и признания, он вынужден кого-то из себя изображать и чему-то соответствовать. Поэтому во имя признания окружающих он отказывается быть самим собой. Недаром в шахматах король – самая беспомощная и ограниченная фигура. Но – самая главная.

За примерами далеко ходить не надо. Сколько «королей шоу-бизнеса» достигло высот славы… А за этим следовали алкоголизм, наркомания, суицидальное поведение. Вспомните короля рок-н-ролла Элвиса Пресли: за его взлетом последовало падение и нелепая смерть у унитаза.

ФЕРЗЬ

Серый кардинал. Вот кому принадлежит истинная власть, вот кто – главная фигура на шахматной доске. Но ферзь предпочитает пребывать в тени. По своему складу это властный контролирующий человек, недоверчиво относящийся к миру в целом и к людям в частности. Его детство нельзя назвать безоблачным. По тем или иным причинам ребенку было небезопасно: родители ссорились, были агрессивны. Нередко такой ребенок появляется в алкогольных семьях, в которых много насилия. У ребенка формируется небезопасная картина мира. Это называется «базовым недоверием к миру» и приводит к паранойяльным чертам. Что же ребенку делать? Чтобы выжить в этой нелегкой реальности, он решает (конечно же, бессознательно) стать самым главным. Тогда он сам будет всех контролировать и никто никогда больше его не обидит. В этом парадокс: на самом деле ферзь не любит власть. Он боится отсутствия власти.

Узнать ферзя можно по несоответствию между подчеркнуто невзрачной внешностью, скромным поведением и проницательным, тяжелым, контролирующим взглядом. От ферзя ничего не утаишь, он видит суть вещей – иначе бы он не выжил в трудных обстоятельствах его жизни.

Примером может служить уже упоминавшийся кардинал Ришелье: оставаясь за сценой, он руководил всем тем, что на ней происходит.

НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ

(1469–1529) – итальянский философ, мыслитель, политик, писатель и поэт, драматург, автор трактата «Государь». Его жизнь – образец удачной шахматной партии. Он родился пешкой – сыном простого адвоката в итальянской деревушке. Но стремился стать ферзем – и в итоге стал, заняв достойное место среди великих мира сего. Он шел к своей цели, как ладья: ему приписывается авторство афоризма «Цель оправдывает средства». Проявлял смелость коня: вел переговоры от имени своей родной Флоренции с самим Чезаре Борджиа. Гибкость слона: удачно находил союзников и избегал конфликтов в раздробленной тогда Италии. Но не было ему чуждо и тщеславие короля. На его кенотафе во Флоренции выбита надпись: «Никакая эпитафия не выразит всего величия этого имени».

Полезно? Поделись статьей в Вконтакте или Фейсбук в 1 клик!

Ирина Соловьева

Практический психолог, сертифицированный специалист по телесно-ориентированной психотерапии, биосинтезу (диплом Института биосинтеза, Швейцария), бодинамике (диплом Института бодинамики, Дания), по психосинтезу, работе с аддикцией (зависимостью и созависимостью), арт-терапевт, сертифицированный хакоми-терапевт (диплом International Hakomi Network), супервизор (диплом Института биосинтеза, Швейцария).