Век джаза, ревущие двадцатые, сумасшедшие двадцатые.
После Первой мировой войны в США произошел бум потребительского кредитования. Люди тратили больше, чем зарабатывали, что накачивало экономику ненадежной массой денег, которая потом рухнет на головы заемщиков, взорвавшись как огромный мыльный пузырь.
Бум потребления обеспечивал запуск серийного конвейерного производства, самыми впечатляющими темпами росло производство автомобилей Форда.
Автомобили потянули за собой автодороги, заправки, ремонтные мастерские, а следом и более широкое покрытие для связи и радио. Все, что поначалу было дорогим и элитным стало доступно массовому покупателю, вооруженному послевоенными пособиями и кредитами. Панамский канал открыл быструю связь между западным и восточным побережьями, люди потянулись в города.
Дамы с короткими волнистыми прическами, платья с заниженной талией, блеск, фокстрот, чарльстон, линди хоп, рэгтайм, джаз, кино получило голоса, ар-деко…
Новые технологии, новая мода, новые искусства, новые деньги.
На киноэкране блистали звезды: Рудольфо Валентино, Чарльз Чаплин, Бастер Китон, Грета Гарбо.. Век джаза принес славу Луи Армстронгу, Дюку Эллингтону, Бингу Кросби. Писатели «потерянного поколения» Хемингуэй, да и сам Фрэнсис Скотт Фицджеральд, автор "Великого Гэтсби"..
Этот период истории романтизируется и плотно вошел в популярную культуру. Сколько тематических вечеринок/корпоративов было организовано в стиле 1920-х, а то и прямо в стиле «Гэтсби», неизвестно, пожалуй, никому.
Выход экранизации даже спровоцировал звезд организовывать свои вечеринки в таком стиле, например, Пол МакКартни отпраздновал таким образом свой день рождения. CNN опубликовал даже целый ряд ценных указаний о том, как родителям правильно организовывать детские праздники в стиле Гэтсби.
Такое отношение объяснимо, хотя, возможно и далеко от авторского отношения Фицджеральда: одних пленяет подъем в искусстве и новые формы (как героя Оуэна Уилсона в фильме Вуди Аллена "Полночь в Париже"), других завораживает резкий подъем богатства, третьих — романтика гангстеров и сухого закона, а иным достаточно красивых нарядов и коротких причесок и грома джаза.
За скобками остаются последствия, которые делают этот набор еще более романтичным. Избыточность, разгул и блеск сменились Великой депрессией — полным и жутким крахом для миллионов людей, оказавшихся без денег, в долгах, да еще и перед лицом новой мировой войны.
Великий Гэтсби
Фрэнсис Скотт Фицджеральд написал свой роман в 1920е годы. В 1925 году он вышел. По словам автора, он ориентировался по форме на роман Достоевского «Братья Карамазовы». В мире кино существует, как минимум 5 экранизаций этого романа, о двух из которых пойдет речь.
Сюжет таков.
Золотое побережье в пригородах Нью-Йорка, роскошные особняки. Те самые ревущие двадцатые. Загадочный богач организует регулярно бурные многолюдные вечеринки. Сам хозяин почти не показывается на публике, отчего его личность приобретает загадочный ореол и порождает массу слухов. В итоге оказывается, что все из-за любви некой Дэйзи. Сюжет закручивается драматично и приводит к трагическому финалу.
Гэтсби — 1974
1974 год.
Режиссер Джек Клейтон снимает в США достойную экранизацию с Робертом Редфордом, Миа Фарроу и Брюсом Дерном. Автором сценария выступил Фрэнсис Форд Коппола.
Фильм отметили на премиях, но исключительно в роли номинантов и по большей мере в технических аспектах: костюмы, музыка, операторская работа. Актеров отметили, но лишь второго плана.
На главную роль рассматривали Марлона Брандо, но его требования по гонорарам превзошли возможности создателей.
Гэтсби Клейтона надежно снят. Прекрасное начало, где в пустых роскошных комнатах фантомом звучит музыка и гул вечеринки. Замечательно поставлены танцы, пышно и щедро сделаны костюмы, хорошо выбраны локации. Сама история тоже рассказана ясно от начала и до конца. Редфорд в роли Гэтсби красив и выразителен. Миа Фарроу — сладкая, эмоциональная и пустоватая (как вероятно и должно быть).
Стоит ли смотреть этот фильм? Думаю, да, если Вам нравится эстетика двадцатых или по душе роман Фицджеральда.
Гэтсби — 2013
В главных ролях фильма База Лурмана играют Тоби Магуайр, Леонардо Ди Каприо и Кэри Маллиган. Для популярной ныне Элизабет Дебики кинолента стала американским дебютом и вторым фильмом в карьере.
Идея создания экранизации пришла в голову Лурману в начале 2000-х в путешествии по Транссибу.
Баз Лурман во всех своих фильмах очень театрален.
Картинка всегда избыточна, всего чересчур, через край. Планы, визуальные эффекты, монтаж. Еще чуть-чуть и можно «сломать себе глаза», но Базу Лурману, по моему мнению, удается балансировать, возможно, потому что у него есть вкус и свой стиль, который среди прочего воплощается в самоцитировании и осмысленных цитатах любимых кинолент.
Например, начало фильма с героем Тоби Магуайра очень похоже на сцены с героем Юэна Макгрегора в «Мулен Руж». Есть и отсылки на классику Билли Уайлдера «Бульвар Сансет», но это для финала.
Во всех фильмах База Лурмана важное место играет музыка. В этом фильме сделана ставка на рэп, даже скорее мэшап рэпа с джазом. Решение смелое, но на любителя. Хотя не все композиции саундтрека таковы. Лично мне нравится Лана дель Рей («Young and beautiful” /Молода и красива), Florence + the Machine ("Over the Love") и электронный инструментал от The xx.