В процессе длительного формирования этнической территории коми в XVI в. сформировались следующие этнографические группы: емватас – вымичи, удорасаяс – удорцы, сыктылсаяс – сысольцы, лузсаяс – прилузцы, улысэжваса – нижневычегодцы, позже – вылысэжвасаяс – верхневычегодцы, печорасаяс – печорцы, изьватас – ижемцы.
Ижемские коми – изьватас. Этнографическая группа сформировалась в XVI-XVIII вв. в результате межэтнических историко-культурных контактов вымских и удорских коми, северных русских и ненцев, происходивших в бассейне реки Печоры; принадлежит к этнографическим группам смешанного типа. Формирование этнографической группы ижемцев, происходившее в зоне разноэтнических контактов, обусловило создание ярко выраженной специфики в антропологическом типе, языке (ижемский диалект коми языка), в материальной и духовной культуре.
Археологические данные свидетельствуют о достаточно древнем заселении бассейна р. Ижма – в VIII-III вв. до н.э., тем не менее, первое поселение – с. Ижма, центр расселения ижемских коми, появилось в 1567-1576 гг.
Ижемская слобода, в настоящее время с. Ижма, была основана выходцами из Усть-Цильмы (Филипповы, Хозяиновы, Рочевы и др.), с Выми, Удоры, Сысолы (Терентьевы, Артеевы, Семяшкины, Каневы, Истомины, Кожевины и др.) и ненцами (Валейские, Выучейские, Хатанзейские, Ванюта и др.).
До конца XVIII в. Ижемская слобода оставалась единственным коми поселением в бассейне р. Печора. В конце XVIII в. появились села Мохча, Гам, Сизябск, Бакур, Мошьюга, в начале XIX в. – первые поселения на р. Печора – села Щельяюр, Брыкаланск, Няшабож, Усть-Уса, Колва, Краснобор, Вертеп; во 2-ой пол. XIX в. – с. Кипиево, Мутный Материк, Чаркабож, Щельябож, Чаркаювом, Усть-Лыжа, Акись, Бызовая, Родь, селения по р. Усе – Колва, Абезь, Роговая, Петрунь.
В течение XIX в. ижемцы осваивали верхнее течение р. Ижма выше д. Мошьюга. В 1-ой пол. XIX в. появились д. Щелья, Картаель, Кедва, Порожск, Винла, Аким, Усть-Ухта.
В XIX в. ижемцы, освоившие и активно развивающие оленеводство, основали на Кольском полуострове с.с. Ловозеро, Краснощелье, д. Каневку, Ивановку, на р. Обь – с.с. Салехард, Мужи, Катравож, Питляр, Шурышкары, Горки.
Таким образом, ижемские коми в течение XVIII-XIX вв. основали поселения на реках Печора, Ижма, Уса, Колва, на Кольском полуострове, в бассейне р. Обь.
Являясь одной из самых мобильных, динамичных этнографических групп коми, ижемцы освоили значительные территории и в настоящее время живут в Ижемском, Усинском, Интинском, Ухтинском, Сосногорском районах Республики Коми, в Мурманской и Тюменской обл., в Ненецком автономном округе.
Изьватас – ижемских коми отличает мобильность, предприимчивость, упорство, что и позволило им выступить в важной роли субэтноса, освоившего пространство Европейского Севера от Лапландии до Урала и Сибири.
Отличительным признаком ижемских коми является диалект, именуемый ижемским диалектом коми языка, входящим в северную группу диалектов. Специфика данного диалекта обусловлена особенностью происхождения, включает черты материнских – удорского и вымского диалектов коми языка, севернорусского диалекта, ненецкого, хантыйского, вепсского языков.
Ижемские коми, живущие в зоне экологически допустимого предела для функционирования традиционного природопользования (земледелие, скотоводство, охота, рыболовство), включили в хозяйственный комплекс новую отрасль животноводства – оленеводство, заимствованную у ненцев. Таким образом, ижемские коми органично включили в территорию природопользования зону тундры и активно использовали природные ресурсы тундры, лесотаежной зоны. В хозяйственной деятельности ижемских коми значительную роль играло оленеводство, имевшее товарный характер.
Охота занимала и занимает большое место в жизни ижемцев. Сезон охоты начинался с Успенья 28 августа и заканчивался в феврале-марте. Охотились артелями либо семьями. Каждый промысловик имел охотничью избушку (вöр керка, букв.: лесная изба) со специальным амбаром (лобес) для хранения дичи. Основными орудиями охоты являлись ружье (пищаль), силок (лэч), капкан, слопец (чöстуй). Охотились на боровую дичь: глухаря (дозмер), тетерева (тар), рябчика (сьöла), куропатку (байдэг): на пушных зверей: куницу (кунича, тулан), белку (ур), лису (руч), ондатру, выдру (вурд), также на дикого оленя (кöр), лося (лола).
Рыболовство было распространено повсеместно и имело большое значение в жизни ижемцев. Распространенными средствами ловли рыбы являются сеть (тыы, кулэм), рыболовные заграждения типа «морды» (гымга), сеть, натянутая на обручи (фетель). На малых реках в августе можно было лучевать (кыбны).
Наиболее распространенный тип поселения ижемцев – деревня. Преобладает прибрежно-рядовой тип застройки, при котором фасады домов обращены к реке, либо уличный – выстроенные в линии дома обращены фасадом друг к другу. Преобладающий тип жилища – дом-пятистенок (четырехстенный сруб, разделенный пятой капитальной стеной), дом-крестовик (сруб, разделенный двумя капитальными стенами с двускатной крышей). Наиболее часто встречается дом-связь, комплекс, включающий в себя жилую и хозяйственную часть, разделенную сенями. Хозяйственная часть имеет два этажа – нижняя часть включает в себя помещение для домашней скотины, верхняя – сеновал с взвозом, по которому могли подниматься лошади, запряженные в сани. Часто встречаются двухэтажные дома, иногда украшенные балкончиками, оленьими и лосиными рогами. Особое место занимает жилище оленеводов – чум (чом), заимствованное у ненцев, но значительно улучшенное и адаптированное к условиям кочевой жизни и работы оленеводов.
Одежда ижемских коми имеет ярко выраженную специфику и отражает как особенности генезиса этнографической группы, так и характер хозяйственных занятий – оленеводство, охоту, рыболовство.
Мужской костюм состоит из рубашки (дöрем), которую носили навыпуск, подвязывая поясом (вöнь), брюк (гач), заправленных в длинные шерстяные узорчатые чулки (сера чулки). На ногах в зависимости от сезона и видов занятий носили обувь из выделанной шкуры: невысокую наподобие тапочек с завязками обувь (чурк), длинные просмоленные сапоги (гöлян), обувь, сшитую из сукна и овечьей шерсти (гынъюр), пимы – высокую до пояса обувь из оленьих шкур. Мужчины-оленеводы носили малицу, сшитую из оленьих шкур мехом внутрь с пришитыми капюшоном и рукавицами (кепысь), сверху покрываемую чехлом из цветных плотных материалов - «кышöд»; совик, сшитый из оленьих шкур мехом наружу, надеваемый поверх малицы в холода; парку, легкую замшевую одежду.
Охотники носили «лузан», сшитый из сукна с капюшоном с наплечниками, завязываемый на поясе. Спереди и сзади находится мешок для еды и дичи. Сзади на спине пришита вешалка для топора – конъян. На ногах охотники носили сшитую из лосиных шкур короткую меховую обувь, приспособленную к ходьбе на лыжах (тöбеки). Головной убор шили из меха промысловых зверей – куницы, ондатры, белки, из шкуры молодого оленя пежгу – пыжик. Носили шапки с длинными ушами.
Женский костюм включает в себя нижнюю рубашку (улыс дöрем), юбку (юфка), верхнюю рубашку (сос), сарафан либо сарафанчик (более короткая сшитая из простой ткани), передник. Сарафан ижемок шьется из прямых полотен и на спине собирается во встречные складки. Подол украшается бахромой, либо 2-3 черными полосками ткани, иногда фабричными кружевами (вахрам). Девичий костюм состоял также из рубашки и сарафана, отличие в том, что девушка не носила передник, головным убором являлся сложенный в повязку платок. В холодную погоду ижемки носили шубу «пась» либо малицу.
Особый интерес представляет женский головной убор ижемок, меняющийся в зависимости от статуса (девушка – замужняя женщина)
Замужняя женщина носила «бабаюр», состоящий из легкой матерчатой шапочки (вöлэсник) и кокошника, которые покрываются простым, в праздники шелковым либо рипсовым платком. Волосы ижемки должны быть тщательно причесаны, заплетены в две косы. Каждая волосинка тщательно убрана под «бабаюр». Рипсовый платок является предметом особой гордости ижемок, передавался, как и сарафан, по наследству.
Ношение женского костюма, особенно праздничного, является особым искусством. Тщательно подбиралась цветовая гамма костюма, материалами для праздничного наряда, как правило, являлись дорогие материалы фабричного производства — бархат, тафта, шелк. Сарафан и нижние юбки создавали пышный костюм, удобный и при ходьбе, и в хороводе. (см. Филиппова В.В. Войвывса мадоннаяслон…). Ижемка должна быть стройной с гордо поднятой головой «тугъя коресь койд» («как пышный березовый веник»).
Одним из видов традиционного народного творчества является узорное вязание с использованием различных орнаментов. Искусству орнамента начинали обучаться с детства вместе с обучением вязанию. Ижемская традиция вязания реализовалась в основном вязанием на пяти спицах мужских и женских длинных чулок (сера чулки), коротких носков (латш), варежек (вачег).
Ижемский орнамент представлен преимущественно узорами в поперечную полоску, геометрическими мотивами – точками, крестиками, зигзагами. Женские чулки выполнены в основном в фиолетово-черной гамме, мужские – в черно-оранжево-красной гамме. В этой же цветовой гамме выполнены рукавицы. (см. Фотоальбом).
Особым видом искусства ижемцев являются орнаменты из меха, используемые при изготовлении одежды – малицы, обуви – пим и бурок, предметов быта оленеводов – тучу и падку (кожаных мешочков для хранения предметов рукоделия и др.) (см. Фотоальбом).
Традиционная система питания ижемских коми непосредственно связана с особенностями среды обитания и природопользования — охотой, рыболовством, оленеводством.
Мясные блюда готовятся в виде первого блюда («шыд») из дичи – глухаря, тетерева, рябчика, куропатки, утки, либо из мяса оленя, лося. Деликатесными считались блюда из внутренностей – печени, легкого. Специфическим блюдом ижемских коми является строганина (айбарч) из оленины либо лосятины. Особое место в рационе питания занимает рыба: язь (сын), хариус (ком), сиг (кебес), налим, щука (сир), семга (лель), зельдь, нельма, окунь и другая мелкая рыба. Рыба обычно подавалась в жареном либо отварном виде. Широко известна рыба печорского засола — слабосквашенная рыба, содержащая витамины. По такой же технологии готовилась мелкая рыба - «ес».
Оригинальной выпечкой ижемцев является колобок (рача), шаньга – (вöсни шаньга), калитка – пирог с крупой, каравай (тяпыш), пирог с брусникой (пууя пирог). Популярностью пользовался «вира блин» - блины из крови животных
В рацион повседневного питания включали обычно хлеб из ячменной муки (ид нянь) и ржаной хлеб (рудзег нянь). Праздничным блюдом являлся рыбник (кулебака).
Традиционно на зиму заготавливали ягоды: клюкву, бруснику (пуу), морошку (мырпом).
Средствами передвижения являлись сани (додь), специальные сани для езды кашава (кошевка), либо рöзваль (розвальни). Популярными были гоночные либо прогулочные санки для 1-2 ездоков (кора додь). Для езды по рекам в старину использовались плоты (пур).
Большинство мужчин умели строить пассажирские и грузовые лодки (пыж), длиной 6-10 метров. В печорских селах строились специальные лодки (шняга). Часто для перевозки грузов использовался особый способ передвижения - «вöла бечева»: лодка, которую по берегу тянула лошадь.
Оленеводы использовали для передвижения оленью упряжку (дадюу). Для перевозки грузов и пассажиров использовали различные виды саней — «дадь» (нарты), вандей, баба дадь (женские сани), утiча (грузовые нарты).
Многообразие явлений и форм традиционной духовной культуры ижемцев проявляется в верованиях, предписаниях, в фольклорных формах, в различных обрядовых комплексах (См. раздел «Справочные материалы по фольклору»). Музыкальная культура представлена достаточно скромно. Инструментальный ряд ижемских коми, по мнению музыковеда П.И. Чисталева, включает мембранофоны («сынан гудэк» – гребенка-гармошка или расческа с натянутой поверх тонкой берестой или бумагой) и аэрофоны («сюмед киль» – берестяная пленка; «пипу лист» – осиновый лист; «турун» – трава, которая прижимается большими пальцами и при резком выдыхании издает пронзительный звук). Особой популярностью и в настоящее время пользуются дудочки, изготовленные либо из ивы (бадьпу чипсан), либо из пустотелого дудника (гум чипсан).
Ижемская традиция представлена фольклорными жанрами и произведениями, характерными и для других локальных традиций. Вместе с тем, спецификой традиции являются импровизации, приуроченные к различным этапам годового земледельческого цикла, к созданию различных культурных объектов, к смене времен года. Особенность традиции проявляется и в заклинательных песнях, исполняемых при проводных (очистительных) обрядах – изгнании клопа и чертополоха. В условиях межэтнических контактов в полиэтнической среде оленеводов возникли эпические песни, именнуемые ижмо-колвинским эпосом. Оригинальностью обладают некоторые мотивы и персонажи, характерные для несказачной прозы, детского фольклора, причитаний.
Ижемские коми (изьватас) – субэтнос, имеющий самобытную материальную и духовную культуру, сформировавшуюся в зоне межэтнических контактов. Именно ижемцы представляют коми этнос на севере России – Мурманской, Архангельской, Тюменской областях.
Историко-культурные контакты ижемцев с другими этносами – русскими, ненцами, ханты, манси, саами способствовали формированию особого менталитета. Способность в условиях «встречных течений» включать в свою культуру иноэтническое и генерировать новые явления является яркой чертой ижемцев. «Пассионарность» ижемцев способствовала созданию в контактной зоне более прогрессивных моделей жизнедеятельности.
Посмотрите другие странички:
"Старые фото Ижма" - Старые фотографии Республики Коми и Ижемского района
"Залей фото Ижма" - Фотографии природы, людей Коми и Ижемского района
"Вахта, вакансии, объявления" - Работа вахтой, вакансии, объявления Ижма