Пермская деревянная скульптура невероятно трогательная. Коллекция храмовой деревянной скульптуры в Пермском музее насчитывает более 500 экземпляров. Лучшие из них привезли в Третьяковскую галерею Москвы.
На выставке вы найдете разные по размеру деревянные фигуры ангелов с золотыми опахалами-рипидами, евангелистов Матфея и Марка. Их фигуры сочетают в себе благочестие, наивность и высокую духовность. Все их лица разные, они похожи на тех людей, которых резчики по дереву видели перед собой. В этих лицах можно угадать черты татар, удмуртов, коми-пермяков, всех тех народностей, которые заселяли территорию Пермского края в 17-19 веках.
Большинство исследователей относят зарождение пермской деревянной скульптуры к традиции резьбы по дереву коми-пермяков, того коренного населения, что жило в лесах и ваяло своих языческих богов.
С 16 века (как раз в это время сюда прибывает семья Строгановых) в пермской местности массово распространяется христианство и коренное население начинает вырезать фигуры христианских святых. Хотя скульптуры были и деревянные, но отношение было к ним прежнее: им делали подношения, отмечали праздники.
Перед приездов в эти края семьи Строгановых, царь дал ей предписание охранять эти земли от набегов. Сюда начали тянуться русские переселенцы, налаживая торговые пути. В ту пору Пермский край вошел в состав Российского государства.
Строгановы строили на новых землях монастыри, храмы, церкви. И все эти сооружения необходимо было украшать, заказывая иконы и церковное убранство у лучших мастеров.
Скульптуры, которые приехали на выставку в Третьяковскую галерею, восходят к традициям деревянной храмовой скульптуры 17-19 веков, в то время, когда под влиянием стиля барокко создавался ее выразительный стиль. Пермские мастера эти веяния передавали каждый по-своему.
Искусствовед Николай Серебренников будучи еще совсем юным (23 года) во время своих экспедиций по селам и деревням Пермского края в 20-е годы 20 века спасал художественные произведения из церквей и монастырей, которые в те годы уничтожались.
Например, у каких-то скульптур не хватает деталей (копья или ступни), хотя они все равно выглядят совершенными и законченными и не возникает сомнений, что они выполнены великими мастерами.
Но имена этих мастеров не известны, потому что в то время неприлично было ставить свое человеческое имя рядом с образом бога.
Выставка продлится до 25 февраля следующего года.