На этой картине, также известной как «Моление о Чаше», изображена общая религиозная тема времени молитвы Иисуса Христа в Гефсиманском саду прямо перед тем, как он был взят в плен римскими солдатами в результате предательства со стороны одного из его уже бывших последователей – Иуды. В данной версии сюжета Христос в молитве преклоняет свои колени у каменного холма, а его ученики – Пётр, Иаков и Иоанн – спят на земле позади него.
В облаках над коленопреклонённым Иисусом виден ангел, держащий в своих руках чашу и металлический диск как символы грядущей и неминуемой жертвы Христа. За этими фигурами на переднем плане творения, вдалеке, петляя по дороге, уже бредут римские солдаты, возглавляет которых сам Иуда. Прекрасная религиозная притча Джованни Беллини (годы жизни 1430-1516) также является замечательным примером его уважения к природному ландшафту.
Топография этой картины напоминает нам редкую открытую сельскую местность северного итальянского региона Ломбардия. Беллини вырос в подобной естественной среде, и его огромная любовь к природе хорошо сочеталась с пылкими религиозными убеждениями художника. Несмотря на то, что он никогда в жизни не путешествовал дальше Мантуи, он, тем не менее, прекрасно знал об открытиях в перспективе и рисунках, сделанных во Флоренции, и всё благодаря путешествиям его родного отца – Якопо Беллини (годы жизни 1396-1470).
Это новое знание сильно вдохновило Беллини-младшего передать всем нам окружающий его мир природы с невиданным доселе реализмом и религиозной преданностью. И действительно, он предпочитал изображать на своих полотнах знакомые ему с детства пейзажи, а не воображать сложнейшие и идеализированные сцены.
Данную картину частенько сравнивают с более ранней работой на ту же тему, написанной его шурином Андреа Мантенья (годы жизни 1431-1506), чей пейзаж, по сравнению с этим, более драматичен, несколько тесен и густо населён ангелами и римскими солдатами, находящимися в непосредственной близости друг к другу. Беллини заменяет иерусалимские шпили Мантеньи на небольшие городки на вершинах холмов, которые в действительности намного ближе к поселениям, найденным в сельской местности вокруг Венеции той поры.
Редкость сельской местности позволяет отодвинуть процессию солдат ещё дальше на приличное расстояние, тем самым создавая сильное ощущение надвигающейся роковой судьбы Христа – те самые спокойствие и затишье перед бурей, когда грозовые тучи начинают собираться вместе неподалёку от вас.
Ещё одним замечательным аспектом этой картины является отображение Беллини дразнящего и мучительного предрассветного света. Розовое тепло восходящего солнца почти осязаемо, оно охватывает собой реку, скалы и вливается в широченную долину за пределами глаз зрителя.
Свет струится по спине на одежде Иисуса, переливаясь и ещё сильнее усиливаясь за счёт добавления к синему цвету золота. Продолжая таким образом использовать свет и цвет, Беллини и заслужил репутацию мастера создания атмосферы.
- Художник – Джованни Беллини
- Название – «Агония в Саду»
- Год создания – 1458-1460
- Размеры – 81 х 127 сантиметров
- Материал – Темпера на панели
- Место нахождения – Национальная Галерея Лондона (Лондон, Англия)