145,6K подписчиков

Горный орел

52K прочитали
Фото сделано с помощью искусственного интеллекта
Фото сделано с помощью искусственного интеллекта

1941 год Северный Кавказ

Апа была младшим ребенком в семье и единственной дочерью. Три ее старших брата оберегали девушку и укрывали своим крылом, не позволяя никому ни словом, ни взглядом обидеть ее.

Когда ее мать умерла при родах вместе с младенцем в 1938 году, она стала единственной женщиной в семье.

Ее отец, Сахид, не спешил выдавать дочь замуж, он подыскивал самого лучшего жениха для своей красавицы. И вдруг как гром среди ясного неба - дочь влюбилась! Он сперва не понимал, чем вызвано ее поведение - то блестят глаза, то грустна она, то долго смотрит на звездное небо, то песенки напевает.

А потом он узнал, в чем дело - всему виной молодой парень Дмитрий, живший на соседней улице. Он лихо рассекал на своем коне по пастбищу, где паслись овцы и козы Сахида. Сахид дважды видел его возле своей дочери и ему это не нравилось.

- Что за молодой парень крутиться вокруг тебя? - спросил Сахид свою дочь.

- Отец, это Дмитрий, он с семьей год назад переехал из Астрахани в наши края. Его отец врач, а сам он агроном, занимается развитием сельского хозяйства в наших местах, - пояснила девушка.

- Парень умный, может быть, не спорю, но видимо, не знающий ничего о наших традициях, раз глаз с тебя не сводит.

Апа покраснела и засмущалась.

- Папа, мы ничего плохого не сделали. Когда он объезжал на коне местность, я как раз пришла туда со стадом и мы познакомились. Невежливо молчать, когда у тебя имя спрашивают.

- А потом что ему от тебя нужно было? Сегодня зачем он к тебе приблизился?

- Спрашивал, не можем ли мы сделать для его семьи козий сыр и не согласимся ли продавать молоко для его семьи?

- А ты что?

- Сказала, что у нас есть сыр и молоко, назвала адрес. А что здесь такого? - пожала плечами Апа. - Какая разница, продам я сыр на рынке или ему?

- Смотри, дочь!- грозно сдвинул брови Сахид. - Ежели чего непристойного увижу, дома запру и замуж за первого встречного отдам.

Сахид не знал, что дочь виделась и общалась с Дмитрием вот уже два месяца, ни к чему ему знать, что они часто разговаривают на лугу. Ведь того и гляди, не отпустит пасти коз и овец, а это единственная возможность увидеть этого смелого и красивого парня. Он разжег огонь в ее сердце, оттого глаза Апы блестели, но когда она начинала думать о том, что у них не будет будущего, ей хотелось плакать. Апа знала, что Дмитрий тоже в нее влюблен, сколько букетов полевых цветов ей пришлось прятать от братьев и отца, а как краснеет он и смущается, едва дотрагиваясь до ее руки...

Когда Дмитрий стал приходить за молоком и сыром, Апа виделась с ним чаще, а в минуты, когда отца и братьев не было дома, она могла разговаривать с ним обо всем на свете. Он был умный и многое знал. Сама же Апа только четыре класса школы окончила, дальше отец не позволил учиться, говоря, что кавказская женщина должна быть женой и матерью. Апа сперва спорила с ним, потом махнула рукой - отец старых взглядов, с ним договориться сложно. У него есть мечта - выдать дочь замуж за хорошего горца и нянчить выводок внуков. Больше ему ничего не надо - тихая спокойная жизнь в окружении близких и родных, да хлеб с сыром и травяной чай с горных вершин.

И вдруг в мае Сахид подозвал Апу и сказал:

- Дочка, я нашел тебе хорошего мужа. Это Якуб, сын Галима Батегова.

- Отец, но я не готова к замужеству! - глаза девушки наполнились слезами.

- Как это не готова? - отец сверкнул глазами. - Да тебе уже девятнадцатый год! Дочка Зулькада твоя ровесница, а уже двоих родила! Вот когда мы с матерью твоей женились, мне было 17 лет, а ей пятнадцать!

- Ну и что? Отец как я могу выйти замуж за того, кого не знаю и не люблю?

- Тоже мне, беда какая!- усмехнулся он и сложил руки на коленях. - Я с матерью твоей на свадьбе познакомился, и ничего, прожили душа в душу.

Глаза его наполнились слезами, когда он вспомнил о своей любимой жене Сафие.

Апа подошла к отцу и обняла его.

- Папочка, помнишь, ты обещал мне, что я буду счастлива в браке?

- С Якубом ты будешь счастлива, дочка.

- Но как я буду с ним счастлива, если о другом думаю? - вдруг выпалила Апа и съежилась от страха. Она сама не ожидала от себя, что сможет это сказать, но слово не воробей....

- Уж не о Дмитрии ли ты думаешь? - он вскочил. Его подозрения были верны, не зря он так опасался этого знакомства. - Забудь, дочка! Парень он хороший, спорить не буду. И с отцом я его познакомился, хороший врач. И Дмитрий - гордость своих родителей, единственный ребенок в семье. Но он русский... Коли каждая черкешенка будет выходить замуж за русского, а черкес жениться на русской, так наш народ вымрет. Нет, за своего замуж пойдешь, нарожаешь мне черкесских внуков.

А молоко и сыр твой старший брат Бекир ему носить будет, на рынок будет ходить Заур, а за козами и овцами приглянет Инал. Твои братья прекрасно со всем управятся. Ну а ты займись приданым, дочка... Что касается Якуба, я возьму тебя с собой, когда поеду о свадьбе договариваться, думаю, к осени сыграем.

Оставив дочь в слезах, Сахид отправился к Дмитрию. Найдя его на поле, где он ходил с листом бумаги и карандашом, Сахид пригласил его присесть на траву.

- Слушай меня, сынок, скажу один раз и больше повторять не буду. О дочке моей забудь, Апа не для тебя. Впредь с Бекиром будешь дело иметь, он сам будет приходить к вам в дом. К нам не смей ходить, не терзай душу моей дочери. Замуж она выходит, за хорошего парня, за нашего...Положено у нас так, понимаешь? Традиции у нас свои есть и обычаи. Против тебя ничего не имею, был бы черкесом, выдал бы Апу замуж за тебя не раздумывая.

- Разве мы не в одной стране живем? Разве мы не граждане одной большой страны? - тихо спросил Дмитрий, а Сахид поморщился - сколько тоски и горечи было в этих словах. Ему даже стало жаль парня.

- Ты прав, сынок, в одной стране живем. Но так положено, понимаешь? Не могу единственную дочь отдать за русского, родня не поймет, братья ее не примут тебя. Найди другую девушку, хорошую, а о дочке моей забудь... - Сахид поднялся и пошел в сторону дома, оставив Дмитрия переваривать услышанное.

Его любимая выходит замуж.. Разве он может позволить, чтобы ее прекрасные глаза смотрели на кого-то другого? Чтобы кто-то другой к ней прикасался? Чтобы другому она ребенка родила?

Отец его, узнав о Апе, за голову схватился:

- Русских девушек тебе мало?

- Папа, но ведь сердцу не прикажешь.

- Оставь ее, сын, не нужны нам распри. Мы живем среди чужого народа и не дело это изменять их традиции и обычаи.

****

Сахид познакомил Апу с Якубом. Он был красив, на три года старше ее, темные глаза смотрели внимательно и чуть насмешливо, он ловко управлялся с саблей, лихо скакал на вороном коне и отплясывал народный танец с ее братьями. Но глядя на него, она думала о Дмитрии. Чем-то они похожи - у Димы так же были темные глаза, темные волосы, высокий и красивый. Но ведь Якуб- не он... Она всегда будет думать о своем агрономе...

И вдруг в конце июня 1941 со всех рупоров на горные поселения обрушилась страшная для страны весть, раскатившаяся по всему Советскому Союзу.

Братья пришли к отцу и, встав перед ним, заявили, что записались добровольцами.

- Все? А кто же останется здесь? Кто будет защищать поселение? Вы меня даже не спросили, не посоветовались со мной!- отец был в ярости и в глазах его читался страх.

- Отец, мы и уходим для того, чтобы не допустить прихода врага в наше население. Чтобы не ты, ни наша сестренка Апа даже в глаза не увидели тех, кто напал на страну, - подал голос Заур.

Глаза отца стали печальными, но он лишь вздохнул. Да, это его воспитание, это его школа - брать в руки оружие, когда нужно защищаться.

- Отец, - Инал выступил вперед. - Хватит нам по горам шастать, пора свои навыки в деле применить.

Инал был страшим сыном, ему исполнилось 24 года, он был ранее женат, но его супруга скончалась от болезни. Он до сих пор ее оплакивал и о новом браке даже слышать не хотел. Детей у них с Мариам не было.

Второму сыну Зауру было 22 года, он должен был жениться на дочери его друга. Свадьбы было решено объединить - Заур и Дахе, и Якуб с Апой сочетались бы браком в один день.

Младший же, Бекир, учился в Пятигорске.

- А как же свадьба, сын? - Сахид посмотрел на среднего сына.

- Сегодня мы пойдем и скажем семье Дахе о том, что свадьба откладывается. Отец, я верю, что это ненадолго, вот увидишь, осенью наша свадьба будет греметь на всю округу.

****

Но его средний сын был не прав... Осенью они не вернулись, более того, ситуация была очень сложной. В августе призвали Якуба и Дмитрия.

До самого призыва Дмитрий и Апа продолжали общаться и обещали друг другу писать письма, передавая их через его мать Елену, которая была романтической натурой и решила не мешать влюбленным.

Первая похоронка пришла на Бекира. Это был январь 1942 года. Отец тогда закрылся в комнате и три дня не выходил. Он плохо ел, только трубку курил свою, да держал фотографию сына в руках. Апа все дела на себя взвалила, хотя тоже оплакивала брата, с которым они были почти ровесниками. А еще она перечитывала письма Дмитрия, которые украдкой забирала у его матери.

В июне 1942 года похоронка пришла и на Инала.

Получив вторую похоронку, Апа плакала вместе с отцом. Было страшно.. Было страшно и за Дмитрия, за Заура и даже за Якуба. Хотя и не желала она за него выходить замуж, но ей было страшно при мысли о том, что красавец-горец падет от рук врага.

Вместе с Дахе, невестой Заура, они трудились на благо фронта - заготавливая шерсть для фабрики и занимаясь вязанием.

И вдруг, в конце июня года, когда в очередной раз придя к матери Дмитрия, чтобы отправить письмо любимому, Апа увидела, что Елена и Андрей Степанович собирают вещи.

- Вы уезжаете? - спросила девушка.

- Да.. Немец движется к Кавказу и его трудно остановить. И пока есть возможность, мы хотим вернуться в Астрахань. Необходимые документы для перевода муж уже получил. Апа, - она бросила на кровать платье, которое собиралась сложить в мешок и обратилась к девушке. - Если с тобой что-то случится, Дмитрий никогда меня не простит. Никто не знает, что будет завтра, но вдруг... Поехали с нами.

- Но это невозможно! - девушка удивилась. - Здесь мой дом, отец, наше стадо...

- А что будет с тобой и с отцом, если немец сюда доберется? Что будет с вашим стадом? А не должны ли вы были его сдать государству, когда образовался колхоз?

- Мы сдали большую часть, а потом развели снова и никто нам и слова не сказал, все так живут, - развела руками Апа. - Время от времени мы сдаем поголовье, но оставляем добрую половину себе. Председатель прекрасно понимает, что мы хорошо понимаем в этом деле.

- Поговори с отцом, пусть и он едет с нами.

- Вряд ли он согласится...И как же Андрей Степанович? Он ведь всегда был против нашей связи с Дмитрием.

- Андрею Степановичу сейчас не до вас с Димой и не до ваших любовных писем. У него работы слишком много. Он уже давно смирился. Иди, Апа, поговори с отцом. Не хочу я потом перед сыном ответ держать.

****

Сахид был против:

- Я здесь родился, здесь и умру. Нужно будет, за оружие возьмусь.

- Отец... - Апе было страшно. - А если они сюда придут, что будет с нами? Что со мной будет?

- Ты предлагаешь мне бросить все и бежать? Мы никогда так не делали!

- Папа, я знаю, что ты человек гордый. Но не время сейчас для гордости!

Она уговаривала его, приводила доводы, но Сахид уже и сам понимал - он не может подвергнуть опасности свою красавицу дочь... Она ведь сможет стать добычей для этих изуверов...Он содрогнулся, представив это себе.

- Я сам пойду к нашему врачу и потолкую с ним...

Ранним утром отару выпустили из загона и погнали в сторону колхоза. Сахид оставил стадо и, развернувшись, поскакал на своем коне обратно к дому. Через полчаса подъехала санитарная машина и Сахид с Апой погрузили в нее вещи, которые решили взять с собой.

Сахид и Андрей сперва молчали по дороге, Елена и Апа тоже молча смотрели на своих мужчин.

- Мы не будем обузой для вас. Как доберемся до Астрахани, я найду работу и жилье. Вас объедать не будем. - Это были первые слова Сахида, обращенные к Андрею Степановичу.

- Не одни вы, черкесы, славитесь гостеприимством. Неужели вы считаете, что мы не найдем угол для вас? - возмутился Андрей Степанович.

- Но это ничего не меняет. - Сахид посмотрел внимательно в глаза собеседнику. - Моя дочь не выйдет замуж за вашего сына, она выйдет замуж за черкеса.

- Меня меньше всего сейчас волнует брак вашей дочери. Я лишь делаю то, о чем просил меня сын в письме. Именно он написал про продвижении немцев на Кавказ и он же попросил позаботиться об Апе... Когда все закончится, разберемся. Сейчас, самое главное, спасти наших женщин.

Услыхав слова Андрея Степановича, Сахид лишь вздохнул. Парень и правда любит его дочь, да так, что даже на расстоянии он переживает за нее, волнуется. А вот Якуб... Тот ни в одном письме не спрашивает про невесту. Пишет отцу и матери, а ни словечка про его дочь-красавицу. Эх, ну почему же Дмитрий не черкес? Такой бы зять ему по нраву пришелся бы.

*****

Они пробыли в Астрахани до весны 1944 года. Андрей Степанович работал в госпитале, куда свозили раненых, ведь линия фронта проходила всего в ста километрах от города.

Апа и Елена помогали ему в госпитале, были санитарками и дежурили у постели больных. Сахид устроился на железную дорогу, разгружал вагоны. Жилистый и сильный горец, казалось, не знал усталости. А он работал на износ, чтобы не думать о погибших сыновьях и не опускать руки от отчаяния.

*****

Весной 1944 года Сахид и Апа вернулись в родные края, которые сперва не узнали - дома были разрушены, и их тоже в том числе. Половины жителей не было, кладбище пополнено свежими могилами.

Увидев подругу Дахе, Апа заплакала.

- Ты жива, Дахе, жива.. - она обняла ее.

- Мы выжили, Апа, но как нам было трудно.. - вспомнив, через что им пришлось пройти, Дахе заплакала. - Мы прятались в горах, в холодных пещерах. Мой младший братик Зураб умер, сестренка Мариам слабая, мы всей семьей боремся за ее жизнь. Всех овец и коз наших угнали, мы лишь несколько голов смогли с собой взять. Если бы не козье молоко, мы не выжили бы. Как хорошо, что вы уехали, хотя и обидно мне было, когда ты ничего не сказала.

- Мы практически бежали, - ответила Апа со слезами на глазах. - Спасибо Андрею Степановичу, он сам с председателем разговаривал и у нас хотя бы на руках документы были. Не знаю уж, как ему удалось уговорить наши местные власти, но мы выехали вовремя.

- Но почему тайком? - изумилась Дахе.

- Председатель наказал, чтобы мы молчали и не сеяли панику среди населения. С Андреем Степановичем они были друзьями, вот почему он нас отпустил.

- Он умер, наш председатель. Теперь нового назначили, из местных. Так что он вряд ли задаст вопросы. Апа... - Дахе с тоской посмотрела на подругу.

- Что-то еще случилось?

- На Якуба похоронка пришла, через месяц после того, как вы уехали. А когда немцы здесь были, то они не оставили в живых никого из семьи Батеговых.

Апа погрустнела. Она не желала становиться их невесткой, но Батеговы были хорошими людьми, ей нравилась мать Якуба, простая и миловидная женщина.

Отец тоже тяжело переживал утрату друга, чувствуя за собой вину.

- В чем ты, отец, виноват? - спросила его Апа.

- В том, что я бежал, спасая свою шкуру, а Батеговы разделили участь своего народа.

- Но если бы мы не сбежали, то возможно, были бы захоронены рядом с ними.. - содрогнулась Апа.

- Я понимаю все, дочка.. Но на сердце камень лежит.

****

 1941 год Северный Кавказ  Апа была младшим ребенком в семье и единственной дочерью.-2

Год прошел в хлопотах - восстанавливали разрушенные дома, поголовья не хватало и требовалось еще много времени на его развод. С утра до ночи они работали в колхозе, где хотя бы кормили работников.

И каждый день с тоской Сахид ждал письма от Заура, которые перестали приходить в январе 1945 года.

Дмитрий тоже не писал письма в поселение и Апа не знала, жив он или нет.

Но вот долгожданная весть в мае месяце. Победу праздновали все. Только Сахид мрачно смотрел на горы, оплакивая своих сыновей и с тоской на сердце думал о Зауре.

И вдруг июньским вечером во дворе послышался шум. В дом ворвался Заур. Апа не сразу его узнала, она смотрела во все глаза на молодого парня, пытаясь понять, что с ним не так.. Но как же.. Его темные волосы посеребрила седина, а на всю щеку был уродливый шрам. Но все же это был ее брат Заур.

Увидев сестру, он подхватил ее на руки и закружил.

- Апа, моя маленькая храбрая сестренка! Ты жива! Как я боялся за тебя и за отца!

- Брат мой, Заур! - она весело рассмеялась и крепко обняла его.

- Отец где?

- Здесь я! - Сахид вышел к сыну и, плача, обнял его крепко, по-мужски.

- Отец, я не один приехал.

- А с кем?

- Брат! - громко позвал Заур и Сахид содрогнулся. Неужели Инал или Бекир живы?

Когда тот, кого позвал Заур, вошел в дом, Апа вскрикнула от неожиданности - перед ней стоял Дмитрий.

- Отец, ты его знаешь, это Дмитрий. Теперь он мой названный брат.

Сахид едва смог скрыть свое разочарование. Но видя глаза сына, понял, что ему есть что сказать.

- Здравствуйте, Сахид Иналович, здравствуй, милая Апа, - обратился к ним Дмитрий, гордо подняв голову.

Сахид жестом указал на стол, приглашая их присесть.

Апа тут же налила молоко и поставила перед Дмитрием и Зауром лепешки, вспомнив о том, что она хозяйка. И тут же села рядом с ними за стол, вопросительно на них глядя.

- Отец, вижу по глазам, что ты хочешь задать вопросы. - Заур весело посмотрел на отца, одной рукой обнимая сестренку. - Почему я назвал Дмитрия своим братом? Потому что так и есть. Он спас мне жизнь, вытащив с поля боя на себе и протащив несколько километров. В то время, когда меня все бросили, думая, что я не жилец. Я лежал в госпитале, вот от чего не писал. А потом Дмитрий прикрывал меня, сколько раз он спасал мне жизнь, когда я с горячей головой бросался вперед, чувствуя приближение победы. Мы рука об руку с ним шли вместе до самого конца! - он протянул руку Дмитрию и тот ответил рукопожатием, скрепив ладони в знак дружбы, на груди у обоих звенели медали.

- Я благодарен тебе, Дима, за жизнь моего сына. Оставайся у нас, гостем будешь. - Сахид с теплом посмотрел на парня. - Заур остался единственным сыном у меня, спасибо тебе, храбрый юноша.

После разговоров Заур и Дмитрий отправились осматривать окрестности, по которым скучали все четыре года. Апа чувствовала биение сердца - Дима рядом, он выжил! И отец не смотрит на него косо, сыном называет.

Когда Заур и Дмитрий вернулись, они принесли с собой кувшин вина.

- Отец, садись, поговорить надо.

Сахид сел рядом с сыном и тот, налив ему вина, произнес медленно и осторожно.

- Отец, Дима для меня братом стал, верно?

- Судя по вашим словам, так оно и есть, - Сахид не понял, куда клонит сын.

- Если он брат для меня, значит он тебе сын, так?

- Выходит, что так...

- Значит он наш, не чужак, так?

- К чему ты клонишь, Заур? - Сахид непонимающе посмотрел на сына.

- Так давай Апу за него замуж отдадим! Ты не смотри, что он русский по крови, он настоящий горный орел! Саблей я научил его владеть, скачет на коне получше меня. А уж то, что сердцем храбрый, ты уже знаешь.

- Сын, я много раз говорил вам про наш народ, - Сахид растерялся.

- Отец, - Заур посмотрел на отца печально и покачал головой. - Он смелей, чем многие горцы. Знаешь, не хотел говорить про Якуба... Но погиб он по своей глупости и трусости. Испугавшись, в панике он вышел к немцам с поднятыми руками, да на мину нарвался. Вот тебе и горец...

- А ты что же молчишь? - Сахид посмотрел на Дмитрия.

- Мое отношение к вашей дочери вы знаете, - гордо вскинув голову, Дмитрий с вызовом посмотрел на Саида.- И если бы вы не согласились поехать с моими родителями в Астрахань и с ней что-то бы случилось, я бы обрушил небеса на головы тех, кто этому помешал. - Его темные глаза смело смотрели на Сахида. Тот лишь вздохнул - возразить ему было нечего. А Дмитрий продолжил: - Если бы Апа вышла замуж за Якуба, я бы ее украл. И пусть бы меня искали по всему Советскому Союзу, но я никогда никому ее не отдам.

- Ты так любишь мою дочь? - поразился Сахид.

- Я готов жизнь за нее отдать!- с жаром ответил Дмитрий.

- Ну что же, вижу я достойного сына перед собой. Только по уму все бы надо сделать.

- Мои родители вернутся в июле и все сделаем как нужно...Только дайте согласие. А нет, так украду, что хотите делайте со мной! Но за другого она не пойдёт!

Сахид усмехнулся и поднял кружку:

- Вижу , ты на многое готов ради моей красавицы. Ну что же, за тебя, мой названный сын.

Родители Дмитрия приехали в начале июля и Андрей Степанович с Сахидом обговорили свадьбу. Не то было время, чтобы гулять с размахом, но все же свадьбы справили. Заур женился на своей Дахе, а Дмитрий на Апе.

- А что, черкеса не нашлось для дочери? - спросил Сахида его двоюродный брат, прибывший на свадьбу и поглядывающий на Диму с неодобрением.

- О, брат, ты просто парня этого не знаешь - он настоящий горный орел, - с гордостью произнес Сахид. - Храбрый, сильный и упорный. Именно такой зять мне нужен, именно такого мужа я хотел для дочери. С Якубом ошибся, не показал он себя смелым юношей, там, где это требовалось, глупость совершил, страх возобладал над ним. А Дмитрий храбрец, каких поискать. Да и разве против любви пойдешь? Ничего хорошего не вышло бы из этого. Так что смирись, Али, будет у тебя русский племянник, а у меня русский сын. Если бы не он, и Заура бы потерял... Много раз он спасал его жизнь.

А еще я недавно помозговал немного и понял - это судьба.

- Как понял? - Али с улыбкой посмотрел на брата.

- Имя Апа у нашего народа означает "влюбленная в героя." Так оно и есть. И противиться судьбе не стану. За ним она будет как за каменной стеной.

- Говоришь, настоящий горный орел? - Али посмотрел на Дмитрия. - Ну что же, тогда за него и поднимем бокал. Пусть счастливы будут молодые!

Эпилог

Все вышло, как и хотел Сахид - он старел в окружении большой семьи. Семья сына и дочери регулярно пополнялась детишками. У Заура и Дахе родилось шестеро детей, а у Димы и Апы пятеро.

Глядя на семью, Сахид думал о двоих сыновьях, павших за Родину. И пусть она забрала у него двух мальчишек, но зато подарила ему сына Дмитрия, который сделал счастливой его дочь.

Я не всегда успеваю ответить на комментарии, но я благодарна каждому моему подписчику за то, что вы есть!!! За то, что вы меня читаете!❤❤❤Другие рассказы можно найти в НАВИГАЦИЯ ПО КАНАЛУ

Прошу прощения за ошибки и несоответствия, если они есть...