Первое русское посольство: почему молчит Повесть временных лет
Разумеется, сам факт первого русского посольства, а именно к франкам – событие всё же довольно-таки известное. Цитирование по источнику, в данном случае Бертинским анналам, можно встретить во множестве публикаций, однако дальше цитирования дело практически не идёт. Вернее, далее начинается такое поле гипотез и домыслов, что у неподготовленного читателя голова идёт кругом.
Но в данном случае интересно то обстоятельство, что об этом событии молчат русские летописи и в частности Повесть временных лет (далее ПВЛ). При этом она сравнительно хорошо помнит посольства Олега Вещего, Игоря, Святослава, не говоря уже о договорах с Византией Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Из этого вытекает непреложный вывод, что история Руси (или русов) ранее Х века, а скорее всего и ранее его середины русским летописям известна крайне плохо. Что само по себе странно, если следовать мнению, будто Повесть временных лет это самый информированный источник о начале Руси.
Вернемся к посольству, его составу и целям для которых оно было послано и совершило весьма продолжительный маршрут. Вот отрывок из Бертинских анналов свидетельства об этом посольстве: «Прибыли также греческие послы, отправленные императором Феофилом… Император (франков – прим. автора) с почётом принял послов 18 мая в Ингельгейме (одна из резиденций франкских императоров – прим. автора). Их посольство вело переговоры о подтверждении договора и мира, а также вечной дружбы и любви между обоими императорами и их подданными; он также прислал с ними неких людей, которые говорили, что «их народ, называют рос, что их король по имени хакан, послал их к нему (Феофилу), как они заявляли, дружбы ради. Он (Феофил) просил в упомянутом письме, чтобы насколько можно, они по милости императора имели бы разрешение и помощь безопасно возвратиться через его империю, потому что путь, по которому прибыли в Константинополь, они проделали среди варварских народов, ужаснейших, отличавшихся безмерной дикостью».
И так, данное посольство «росов» перед тем как отправится к франкам отправилось к императору Восточной римской империи Феофилу. Это второй византийский император (829—842) из Аморейской династии. А зачем вообще «росы» отправились к византийскому императору, какие события этому предшествовали?
Феофил в интересующее нас время вёл войны с Халифатом. Первые походы Феофила в Сирию против багдадских халифов Аль-Мамуна (831 год) и Мутасима (837 год) были удачны; но затем Мутасим, справившись с другими врагами, жестоко отомстил Византии. Его вождь Афшин разбил Феофила, едва спасшегося от плена; сам Мутасим осадил и разрушил в 838 году византийскую твердыню в Малой Азии Аморий, родину императора, перебив и забрав в плен множество христиан. Гибель родного города и поражение христиан сильно повлияли на Феофила; он тяжело заболел. Интересно, что к указанному периоду относится и малоизвестное нападение руси на Византию.
Имеется в виду набег русов на Пафлагонию, византийскую территорию у южного берега Чёрного моря — единственное летописное упоминание, о нападении содержится в «Житии Св. Георгия Амастридского»: «То, что следует далее, и еще более удивительно. Было нашествие варваров, руси [βαρβάρων τῶν ῾Ρῶς], народа, как все знают, в высшей степени дикого и грубого, не носящего в себе никаких следов человеколюбия. Зверские нравами, бесчеловечные делами, обнаруживая свою кровожадность уже одним своим видом, ни в чем другом, что свойственно людям, не находя такого удовольствия, как в смертоубийстве, они — этот губительный на деле и по имени народ, — начав разорение от Пропонтиды и посетив прочее побережье, достигли, наконец, и до отечества святого, посекая нещадно всякий пол и всякий возраст…"
Любопытно словосочетание «руси, народа, как все знают». То есть уже все близлежащие страны знали, что этот народ существует и он известен? Первый издатель русского перевода текста (1893) академик В. Г. Васильевский, опираясь на стиль изложения, считал, что автором памятника был известный агиограф Игнатий Диакон (770/780 — после 845). Исходя из этого, он датировал набег между 820 и 842 годами, то есть 2-м иконоборческим периодом. Учёные, придерживающиеся этой точки зрения, отмечают стилистическую близость жития к другим произведениям Игнатия и органичность пассажа о росах в тексте. Текст жития рассматривается не в виде отдельных фраз, находящих аналогии в других памятниках, а исследуется в сопоставлении с традицией византийской агиографии того времени. Кроме стилистической близости Жития с сочинениями Игнатия историки усматривают ещё один характерный признак эпохи — молчание об иконах. Иконоборческий период продолжался до смерти императора Феофила в 842 году, что определяет верхнюю границу написания Жития.
Логично предположить, что нападение руси на византийские владения было связано с войной императора против арабов. Возможно, арабы заплатили русам за помощь в войне. Возможно, что и сами русы преследовали вполне определенные цели. Ранее, аналогичное нападение на Константинополь русы провели совместно с аварами (626 г.), от которых кстати мог быть заимствован и титул «каган» для их правителя, от лица которого послы «росов» отправились в своё путешествие в обе империи.
Само посольство, прибыло к франкам в мае 839 г., до это побывав при дворе императора Феофила. Последнее могло случится не ранее осени 838 г., когда император потерпел поражение от арабов в Малой Азии и нуждался в перемирии. Ради заключения мира, с обещанием выплаты дани (аналогично посольству от Вещего Олега) это посольство и посетило ромейского императора. Однако по какой-то причине, путь назад посольству был перекрыт некими «варварскими народами», «отличавшихся безмерной дикостью». Предполагают, что этими народами могли быть племена венгров/угров, заканчивающих на тот момент свое переселение в Центральную Европу. Поэтому русское посольство вынуждено было искать обходной путь обратно, посетив франков. И собственно благодаря этому, мы и узнали об этом посольстве, поскольку византийский текст об этом не сохранился.
Возвращаемся к главной теме нашей статьи: почему об этом (или этих событиях) участия руси (как народа) молчит главная русская летопись. Несмотря на то, что русское летописание имеет (должно иметь) давнюю историю, первые тексты для летописных сводов начали писаться не ранее середины XI века, то есть спустя двести лет после данного посольства. Это так называемый «Древнейший свод» согласно выводам академика Шахматова. А сама же ПВЛ была создана и вовсе в начале XII в. К тому же оригиналы даже тех текстов до нас недошли. Наиболее древние летописи дошли уже в следующих редакциях:
- Лаврентьевский (1377 в.),
- Радзивилловский (конец XV века),
- Московско-Академический (конец XV века),
- Ипатьевский (начало 1420-х годов),
- Хлебниковский (конец 1550-х — начало 1560-х годов).
И так, на первое место как будто выходит причина – утрата сведений о ранней истории руси. Казалось бы, это вполне реально, но ещё одна проблема возникает из-за того, что идентификация этой «руси» пославшей данное посольство, весьма затруднена. И вопрос этот не так прост, как кажется. Ведь даже сама ПВЛ имеет двоякое мнение на происхождение этнонима «русь»: дунайское и варяжское. О происхождении разных «Русий» мы продолжим разговор в следующих статьях.