Вряд ли есть другая средневековая нация, которая оказала бы столь великое и фундаментальное влияние на историю целого континента. Кипчаки были одними из участников Уйгурского каганата, сменившего на исторической арене государство древних тюрок. Они вытеснили огузов на юг Средней Азии, а родственных им печенегов – из Восточной Европы за Дунай, навсегда изменив этнический состав этих обширных регионов. Они были влиятельной племенной группой в составе державы Хорезмшахов, одной из сильнейших мусульманских империй своего времени. Они являлись господствующим этносом Золотой Орды. Они составили основную часть предков таких современных тюркских народов, как казахи, ногайцы, каракалпаки; имели значительное участие в этногенезе татар, киргизов, узбеков, башкир, карачаевцев, балкарцев, азербайджанцев, болгар, венгров, грузин, молдаван, украинцев, русских. Благодаря их культурному влиянию многие из названных и неназванных народов иного происхождения в настоящее время говорят на кипчакском языке.
Давайте расскажем, как у них это получилось.
Предполагается, что изначальные предки кипчаков в начале раннего средневековья жили у границ Китая. В этническом плане они были близкими родственниками желтых уйгуров. Именно поэтому в русских источниках эту часть тюрок именовали половцами. На древнерусском языке слово «половый» означало «желтый».
Собственное их наименование установить сложно. В разное время кипчаки носили разные имена и имели собственные прозвища у соседних народов. Их величали сарами, куманами, кипчаками, кунами – но никто точно не знает, относились ли эти термины ко всему народу или к его части, и какое из племен было изначальным.
Точно так же есть разные трактовки значения этих слов: «колесо», «сухая степь» (подразумевается пустыня Гоби), «желтые», «крепость», «власть» и даже «злосчастные». Также, подвергается сомнению их изначально тюркское происхождение. Есть версии, что у них было монгольское этническое ядро.
В 4-7-х веках предки кипчаков кочевали в Западной Монголии, находясь в числе подданных Тюркского, а затем Восточно-Тюркского каганата. В ходе войн, последовавших за их падением, они были одними из основателей древней уйгурской державы. Но не поделили власть с доминирующими в ней племенами и были вынуждены откочевать.
С конца 9-го века кипчаки находились в составе Кимакского каганата. Тогда их владения располагались на северо-западе современного Казахстана и граничили с огузами на юге, булгарами – на северо-западе, кимаками – на севере и востоке, хазарами – на западе.
Со временем они заняли главенствующее положение в кимакском союзе, а еще позже другие члены конфедерации ассимилировались в их составе. Несколько столетий подряд кипчаки вели успешное наступление по всему периметру своих границ. Наивысшего протяжения их племенная территория достигла в начале 13-го века. На тот момент им принадлежали земли от Алтая и Иртыша на востоке до Дуная на западе. Русские летописи называли этот регион Половецкой степью, арабы – Дешт-и-Кипчак, что означает то же самое.
Кипчаки никогда или почти никогда не действовали, как единая сила – каждый хан заключал союзы и начинал войны в собственных интересах. Их высокая военная организация и неэффективные феодальные институты управления в соседних странах были причиной того, что для этих кочевников отсутствовала значительная внешняя угроза, а потому не было необходимости в объединении.
Одни из них воевали на стороне Венгрии, Болгарии, Грузии или Руси, другие нападали на владения этих государств. В среднеазиатской державе Хорезмшахов они были одной из двух ведущих сил, наряду с туркменами. Но даже на пике власти этого государства к северу от него существовало множество независимых племен.
То же самое касалось и их религии. Во время своего исхода из Монголии они являлись, по крайней мере, частично христианизированными. Однако, в эпоху высокого средневековья были среди них христианские (несторианские, православные, католические), мусульманские и тенгрианские кланы.
Наряду с традиционной для кочевников конкуренцией за пастбища, это приводило к сильнейшей политической раздробленности. А огромные размеры их территории препятствовали возникновению единого государства. В результате эту проблему решила внешняя сила.
Начиная, по крайней мере, с 1210-х годов, к завоеванию восточных кипчаков приступает монгольский царевич Джучи. До своего ухода из жизни в 1225-м (или в 1227-м) году он успевает добиться значительного успеха. Указом Чингисхана во владение его потомкам отдается весь Дешт-и-Кипчак. Но монголы только в 1236-м году сумели организовать полноценное вторжение, которое привело к подчинению или бегству основной части кипчаков.
В дальнейшем именно они составили большую часть тюркского населения Золотой Орды и совершенно ассимилировали пришлых монголов. Те кипчаки, которые были вынуждены оставить свою родину, стали причиной возвышения средневековых Сербии, Венгрии, Болгарии, Грузии.
Потомки кипчаков дольше других тюрок сохраняли приверженность к кочевому образу жизни, многие перешли к оседлости только в 19-20-м столетиях. Впрочем, благодаря ордынскому влиянию, некоторые тюркские народы стали говорить на кипчакском языке. Самым ярким примером являются казанские татары.