Как думаете, что происходит ночью на кладбище, когда солнце прячется за горизонт, и смотритель закрывает ворота на замок, отправляясь к себе в сторожку? Если верить древней примете, Души похороненных выходят из своих могил и гуляют по территории кладбища, чтобы в предрассветный час вернуться на свои места. А что же живые? Если задержавшийся посетитель кладбища встретит прогуливающуюся Душу, то последний может забрать с собой на тот свет того, кто нарушил уединение и покой почивших. А может и подселиться в тело живого человека.
Верите ли вы в это? Я не знаю, но проверять я это точно не стану и не пойду ночью бродить по кладбищу. В нашем северном городишке городское кладбище расположено за городом, и чтобы до него добраться, нужно ехать на автомобиле. Там и в ясную, солнечную погоду жутко находиться, так как столетние сосны своими кронами закрывают небо, и, бродя по территории, ты словно ходишь в темном мрачном лесу. Только помимо деревьев, и растущих грибов, да ягод, кругом стоят памятники, кресты, оградки. Белки, зайцы, пробегая, шуршат травой, и ты вздрагиваешь от неожиданности. Да вороны с совами издают периодически такие звуки, что хочется бежать оттуда со всех ног. А что же ночью там творится? Не знаю, что должно произойти, чтобы я ночью добровольно оказалась на кладбище?
Логично же, что должны быть места, как для живых, так и для мертвых. И не следует живым лезть туда, где нашли свой последний покой мертвые. Они не лезут к живым, так и живые оставьте мертвых в покое. В Афоне над кладбищенскими воротами висит надпись: «И мы такими были, как вы. И вы такими станете, как мы!» Или вот еще: «Друг, остановись и помолчи. Ты еще в гостях, а мы уже дома». И это правильные слова. Время стремительно несется, приближая каждого живущего на Земле к вечности. Еще недавно я шла с отцом за ручку к стоматологу, и очень боялась боли. А папа меня утешал и давал мне свою защиту и опору. И вот уже много лет, как нет его. И я сама уже защита и опора для своих детей. Когда между нами и Богом никого не остается, потому что предыдущие поколения уходят друг за другом, их уход не становится для нас чем-то внезапным и неожиданным. Уходят незаметно и навсегда…
А знаете, как хоронят монахов в Афоне? Само кладбище насчитывает не больше десяти могил. Рядом находится пещера, в которой хранятся черепа умерших монахов. Каждый череп подписан именем и датой смерти монаха. Остальные кости сложены в специальной костнице. Умершего монаха закапывают в землю ровно на три года. Кладут в землю без гроба, а, чтобы череп не повредился, его обкладывают камнями. Через три года тело монаха выкапывают из могилы и смотрят какого цвета его кости. Если они светло-желтого цвета, то их моют вином и водой и переносят в костницу, где кости раскладывают по кучам, согласно их названиям. Череп подписывают и складывают к остальным в отдельную пещеру. Светлый цвет костей умершего монаха свидетельствует о его праведной жизни на Земле. Бог доволен его земными деяниями, и земля приняла его. Если же останки покойного за три года не до конца разложились, то тело повторно закапывают еще на три года. Земля не приняла усопшего. Не совсем богоугодную жизнь вел монах при земной жизни. Его братья теперь в течение трех последующих лет будут ежедневно молиться за упокой его Души. А через три года снова раскопают его могилу. Опустевшая могила занимается под захоронение следующего монаха. На ней ставится тот же крест, только меняется имя и дата. Вот поэтому на этом кладбище всего несколько могил, несмотря на богатую историю монастыря.
Жизнь сама по себе ничтожна. А чтобы познать жизнь вечную, любой человек должен для начала умереть для этого мира. Умереть на всю жизнь.
Но мы отвлеклись от прогулок по кладбищу.
Вот и подоспевшие истории
«Подрабатывая на кладбище, приходилось мне несколько раз ночевать там. С женой у меня на тот момент были некоторые разногласия, поэтому работал я, как говорится, от зари до зари, да и домой ехать не особо хотелось. Спится летом на кладбище нормально. Да и работа мне нравилась. Укладываешь себе спокойно плитку, никто над тобой не стоит. Единственное, чтобы дождя не было. И вот такой случай со мной произошёл. Уже на дворе стояла поздняя осень, но ночных заморозков еще не было. Вечерами начинало холодать и рано темнеть. Я решил, что пора заканчивать с подработками. Мне оставалось совсем чуть-чуть, и я торопился доделать, пока совсем не стемнело. Вдруг чувствую чье-то присутствие рядом, прям спиной почувствовал чей-то взгляд. Оборачиваюсь, лисенок чудной в нескольких сантиметрах от меня работу мою оценивает, смотрит внимательно своими хитрыми глазами. Я работаю, он сидит и смотрит, не уходит. Когда закончил работу, я как обычно, обратился к хозяину могилы, мол, так и так, вот примите работу. Смотрю на памятнике фамилия: Лисенков. В случайности я не верю. В совпадения тоже. Так и решил для себя, что в образе лисенка сам покойный приходил и внимательно наблюдал, как я работаю.»
«Всегда любил гулять по кладбищам. Там хорошо, спокойно и тихо. Вот хожу, разглядываю могилы. Есть могилы, которым по сорок и больше лет. И видно, что к ним давно никто не ходит. Наверно, и родственников уже не осталось. Читаешь фамилии, эпитафии и думаешь о том, как жил этот человек, о чем мечтал, какие строил планы, о чем переживал, кого любил, страдал, чему радовался. И вдруг понимаешь, что время стерло всё. Будто его и не было никогда в этом мире, никто про него не вспомнит! Такая жизнь. Сегодня есть, завтра не станет, послезавтра все забудут. Печально…»
Не стоит печалится. Душа вечная, а человеческое тело как старая одежда, по которой не плачут и не страдают. Мы приходим в этот мир не для кого-то и не для того, чтобы кто-то нас помнил. Мы приходим с определенной миссией, для опыта нашей Души, для прохождения уроков.
«Когда я навещаю покойного деда, я знаю, что кладбище – это земля мертвых и стараюсь долго не задерживаться. Поговорю с дедом, прочитаю молитвы, приберусь на могиле и всё. Часто не хожу, зря не беспокою. Зная, что покойные просто так не снятся, насторожилась, когда однажды мне приснился дед. Во сне он настойчиво звал меня прийти к нему. Сразу у меня не получилось это сделать, так он мне на следующую ночь снова приснился и попросил прийти. Когда удалось приехать на кладбище, я была ошарашена. К оградке дедовой могилы был прислонен неизвестный памятник. Кто-то видно менял памятник и не донес до мусорки, бросив его на чужой могиле. Деду это не понравилось. Вот так мертвые не допускают в свой мир чужих и проявляют заботу о своем покое. Так что вполне верю в то, что, если ночью нарушать тишину и покой на кладбище, то можно нарваться на неприятности.»
«Был у меня в детстве друг. Было нам тогда лет по двенадцать. И любил этот товарищ гулять ночами по кладбищу. Однажды увидел он заброшенную могилу с деревянным покосившимся крестом. Решил взять крест, чтобы людей пугать. Весело это ему показалось. Поиграл, да и бросил где-то. А ночью ему сон приснился. Видит он во сне девочку маленькую возле брошенного креста. Стоит голубка и плачет, просит, чтобы крест на место вернули. Утром, ни свет, ни заря, побежал с перепугу товарищ туда, где крест бросил. Понес назад, еле могилу нашел. Приладил крест, как смог. Заодно и на могилке прибрался. А ночью снова ему эта девочка приснилась. Уже не плакала, улыбалась и благодарила. С тех пор друг ничего с могил не берет.»
«Эту историю мне в детстве бабушка рассказывала. На месте старого кладбища, которое перестало существовать после Великой Отечественной войны, велись строительные работы. И чего только люди не находили. И вот один мужик нашел длинную женскую косу, забрал себе домой, да на стену повесил. Ночью во сне к нему пришла разгневанная девушка и говорит: «Отдай мою косу!» Так повторялось несколько раз. Мужик со страху отнес косу туда, где нашел и закопал в землю. Но все равно вскоре спился и умер. Вот такая история».
«Расскажу историю своего отца. Папа возвращался домой поле ночной смены в первом часу ночи на мотоцикле. Путь его пролегал мимо городского кладбища. Едет, и не доезжая до кладбищенских ворот, чувствует, что кто-то на ходу запрыгнул на мотоцикл. Отца сковал панический ужас, но он ехал и боялся даже дышать. Когда проезжал мимо ворот кладбища, этот кто-то спрыгнул. После этого случая, отец стал верить, что необъяснимое и нам неподвластное точно существует.»
«Я человек образованный, но не отвергающий непонятное, ибо, как и кем мир устроен до сих пор однозначно ни один ученый ум так и не смог сказать. Так вот, моя история. Как-то лет десять назад у меня с братом была такая фишка: после ночного посещения кабачка, мы покупали пиво и ехали на кладбище, где приходили на могилы родственников и подолгу там сидели. Мы курили, выпивали, много разговаривали. Иногда наводили порядок, разводя костер и сжигая мусор. Два раза все было нормально. Обычно мы сидели часов до трех ночи, потом все прибирали и уезжали. На третий свой поход на кладбище, купили пива, чипсов и по проторенной дороге заехали на территорию кладбища, вольготно расположившись возле одной из могил. Сидим, курим и разговариваем. Вдруг чувствую на себе взгляд такой сильный и страшный. Поднял голову перед собой, всматриваюсь в темноту и понимаю, что оттуда на меня кто-то пристально смотрит. Поворачиваюсь к брату, а он и сам уже замер. И смотрит туда же, куда и я. Потом меня спрашивает: «Чувствуешь, как на нас кто-то оттуда смотрит?» Я кивнул, и оба мы оцепенели. Затем мы быстро поднялись, запрыгнули в автомобиль и уехали. Жутко было. Спустя неделю нашел в себе только силы, чтобы зайти на кладбище. Подойдя к могиле, где мы сидели, увидел и пиво, и чипсы нетронутыми. Навел порядок, извинился перед покойниками и ушел. После этого случая мы с братом больше по ночам на кладбище не ходим. А однажды брат мне сказал: «А помнишь, как ночью за нами смотрели на кладбище? Так вот, это нас просто предупредили, понимая, что мы без злого умысла туда ходили, по глупости своей. А ведь могли ведь и наказать нас, оказавшись, и лежали бы мы с тобой, брат, в дурке периодически.» Вот такая история. Никогда не утверждайте, что нет того, что нам не дано понять, ибо может случиться беда.»