Кризис на топливном рынке в России достиг таких масштабов, что уже привлек внимание президента, и он был вынужден высказаться на эту тему, показать, что знаком с проблемой и требует ее скорейшего решения.
Путин собрал отдельное совещание с представителями власти на тему подорожания бензина и дизеля, где негодовал по поводу роста цен и показательно раздавал указания министрам "разобраться со стоимостью бензина". Все это транслировалось в прямом эфире и попало во все СМИ.
Глава государства в своих высказываниях делал акцент на интересах потребителей, которым все равно, что снижаются оптовые цены на бирже, им нужно видеть снижение цен на АЗС.
Вот цитата, которую привели все российские СМИ:
Меры приняты, а цены растут! Что там происходит в этих других звеньях — это потребителя мало интересует. Потребителю же результат нужен.
Вице-премьер Александр Новак, который выступал главным докладчиком по данному вопросу со стороны правительства, проникся пожеланиями президента и предложил, что можно сделать еще.
Я напомню, что неделей ранее правительство запретило экспорт нефтепродуктов, не считая ряда исключений.
После этого оптовые цены на бензин и дизель на Санкт-Петербургской бирже заметно упали.
Но, во-первых, данного падения, как я написал в вышеупомянутой статье, недостаточно, т.к. цены упали только до июльского уровня, а в июле АЗС уже торговали топливом в убыток. А во-вторых, эффект от него если и будет, то его можно будет наблюдать только через какое-то время, я его оцениваю в 2 недели - 2 месяца.
Соответственно, за первую неделю после принятых мер просто никак не могло что-либо измениться. А президент уже сейчас громко требует снижения цен.
Тогда г-н Новак предложил снова повысить компенсации нефтяным компаниям по механизму топливного демпфера, которые с 1 сентября были снижены в 2 раза. Такая мера уже обсуждалась и ранее, но теперь вынесена, так сказать, на президентский уровень.
Проще всего, конечно же, было изначально не снижать эти выплаты. А теперь их по плану уже нет в бюджете, и если возвращать все как было, то нужно откуда-то брать эти деньги. А это могут быть дополнительные около 100 млрд рублей в месяц - сумма немалая. Откуда их взять - никто не смог предложить что-то внятное.
Есть и другие нюансы. Согласно действующему законодательству, изменение демпферных выплат может вступать в силу спустя не ранее 2 месяцев после принятия нововведений. То есть, если их принять сейчас - не ранее декабря. Собственно, сентябрьские изменения тоже были приняты еще в мае.
Новак предложил и еще одну меру - повысить экспортную пошлину с 20 до 50 тыс рублей за тонну для "перекупщиков", серых экспортеров. Это такие фирмы-прокладки, которые не производят нефтепродукты сами, а покупают их у НПЗ, а затем перепродают на экспорт.
Как и для чего были созданы такие фирмы? Они были созданы сами же властями (ну, с их одобрения и даже рекомендации) для обхода санкций. Чтобы не подставлять "под удар" крупный нефтяной бизнес. Чтобы эмбарго нарушали никому не известные "однодневки", а не какой-нибудь "Лукойл" или "Роснефть".
И теперь, получается, устанавливать заградительные пошлины своим же "детищам"? Ну, это было бы как-то странно. А еще более странно, что этот серый экспорт до сих пор производится, несмотря на то, что уже неделю как действует запрет. И даже об этом открыто говорят на правительственных совещаниях.
В общем, насоздавали сами серых экспортных схем, а теперь оказалось, что из-за них растут цены на внутреннем рынке.
Также было в очередной раз предложено лицензировать топливных экспортеров. Простыми словами - разрешать экспорт только "своим", а всех "не своих" просто убрать с рынка, отказав в выдаче лицензий.
В общем, Новак все это рассказал, все прониклись и ушли в раздумья. Стоит полагать, что в ближайшее время могут последовать еще какие-то нововведения, направленные на снижение цен на АЗС. Ведь если президент требует...
Дзен не показывает все публикации в ленте даже подписчикам. Чтобы читать все мои статьи - заходите непосредственно в канал.
Ваш лайк и подписка - это необходимая поддержка каналу!