Найти в Дзене

ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ | ВСЕ СЕКРЕТЫ И ЛАЙФХАКИ ЗАДАНИЯ 15. Н-НН станет любимой темой любого школьника

Оглавление

"Правописание Н-НН" (ЕГЭ, задание 15), а также "Правописание НЕ слитно-раздельно" (ЕГЭ, задание 13) – одни из самых трудных тем по орфографии для учащихся 11 классов. Проводя входное тестирование для выпускников с целью оценить уровень подготовки учащихся, всегда сталкиваюсь с ошибками в этих заданиях.

Подписывайтесь на мой Телеграм-канал 👉https://t.me/savcenko_russ_na_vse_sto

Здесь ещё больше работающих лайфхаков по орфографии и пунктуации, интересных фактов о языке, советов и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.

ВНИМАНИЕ: НЕ ТОРОПИТЕСЬ ПРОЛИСТЫВАТЬ СТРАНИЦУ. ПОЖАЛУЙСТА, ПРОЧИТАЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНО ДО КОНЦА. ЗДЕСЬ ЕСТЬ РЕАЛЬНО РАБОТАЮЩИЕ ЛАЙФХАКИ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ КАЖДОМУ ШКОЛЬНИКУ ПРАВИЛЬНО НАПИСАТЬ Н-НН В ЛЮБОМ СЛОВЕ.

Чем можно объяснить такую "нелюбовь" школьников к данным темам?

Причин много, и не все они зависят только от учеников.

😒 1. ОБЪЁМ.

К сожалению, эти темы имеют довольно большой теоретический блок, качественно изучить который школьникам просто трудно.

😒 2. РАЗДРОБЛЕННОСТЬ.

Данные темы из-за их большого объёма не изучают в школе одномоментно. Темы разорваны на маленькие кусочки и по чайной ложке изучаются на протяжении нескольких школьных лет. А значит у школьников в голове не складывается целостная картина, им кажется, что темы просто огромные и не имеют конца и края.

😒 3. НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.

Чтобы качественно усвоить сложное, необходимо сначала выучить таблицу умножения. Это аксиома. У 90% учащихся таблица умножения, к сожалению, не выучена, а им уже предлагают задания посложнее. И Н-НН, и НЕ опираются на знание частей речи. Определение частей речи для многих школьников довольно трудная задача.

😒 4. ОТСУТСТВИЕ ЧЁТКОГО АЛГОРИТМА.

Я уже не раз говорила, что основа грамотного письма – это знания чёткого алгоритма действий при написании той или иной буквы. У ученика должна быть чёткая схема (один, два, три…), по которой он работает, вставляя Н-НН или выбирая слитное-раздельное написание НЕ. Такой алгоритм у 90% школьников не сформировался.

😒 5. СЛОВАРЬ НЕ ПОМОЩНИК.

К сожалению, выучить наизусть по словарю, как словарное слово, все слова с Н-НН невозможно. И не потому, что слов много, а потому, что одно и то же слово в разных предложениях может писаться и с Н, и с НН.

🔥 Потому моя задача как репетитора не переучивать теорию заново, а показать ученикам целостную картину правила, собрав все его части воедино, и дать чёткую последовательность конкретных действий при написании Н-НН или НЕ.

Сегодня покажу такой алгоритм для написания Н-НН.

Мои ученики этой темы не боятся, потому что система работает чётко, быстро, безотказно и применима к абсолютно любому слову, с которым учащиеся могут столкнуться на экзамене при выполнении задания 15.

Обращаю внимание, что представленный ниже подход поможет и 9-классникам при подготовке к ОГЭ, а также учащимся 6-8 классов при написании диктантов, изложений, сочинений и при подготовке к ВПР.

Многим кажется, что Н-НН – огромная тема, а слов на данное правило просто не сосчитать.

Однако с проблемой выбора Н-НН мы столкнёмся при написании всего лишь 4 частей речи:

✔️ 1. прилагательных (полных и кратких),
✔️ 2. причастий (полных и кратких),
✔️ 3. наречий,
✔️ 4. существительных.

Согласитесь, уже не так страшно, потому как четыре части речи – это не десять.

А теперь нужно понять главное:

🔥🔥🔥Для того, чтобы без проблем выбирать Н-НН, нужно выучить так называемый БАЗОВЫЙ АЛГОРИТМ, без которого невозможно понять сам принцип выбора Н-НН.

На основе этого алгоритма мы будем работать с любой частью речи, представленной выше.

Где кроется источник проблемы с выбором Н-НН? Источник проблемы – в написании полных прилагательных и причастий. Не усвоив написание этих частей речи, мы не сможем потом писать правильно Н-НН ни в одном другом слове.

Потому БАЗОВЫЙ АЛГОРИТМ именно для ПОЛНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЙ.

Но здесь ещё одна приятная новость: ОПРЕДЕЛЯТЬ ЧАСТЬ РЕЧИ НЕ НАДО. Мы просто объединяем все слова, которые отвечают на вопрос КАКОЙ? (это и есть полные прилагательные и причастия).

Смысл БАЗОВОГО АЛГОРИТМА (для слов с вопросом КАКОЙ?) заключается в том, чтобы понять происхождение слова:
💥 образовано слово от ГЛАГОЛА (сеяный овёс – от глагола сеять)
ИЛИ...
💥 образовано слово от СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО (соломенная крыша – от существительного солома)

Решив этот вопрос, далее мы действуем согласно сделанному выбору.

ВАРИАНТ 1. СЛОВО ОБРАЗОВАНО ОТ ГЛАГОЛА

❤️ Этап 1. ОБРАЗОВАНО ЛИ СЛОВО ОТ ГЛАГОЛА? ОТВЕТ: ДА
❤️ Этап 2. КАКОГО ВИДА ГЛАГОЛ?
👉 ОТВЕТ: совершенного вида (что сделать?). ВЫВОД: пишу НН
👉 ОТВЕТ: несовершенного вида (что делать?). ВЫВОД: перехожу к этапу 3.
❤️ Этап 3. ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ЛИ ГЛАГОЛ НА -ОВАТЬ, -ЕВАТЬ?
👉 ОТВЕТ: ДА. ВЫВОД: пишу НН.
👉 ОТВЕТ: НЕТ. ВЫВОД: перехожу к этапу 4.
❤️ Этап 4. ИМЕЕТ ЛИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ-ПРИЧАСТИЕ ЗАВИСИМОЕ СЛОВО?
👉 ОТВЕТ: ДА. ВЫВОД: пишу НН.
👉 ОТВЕТ: НЕТ. ВЫВОД: пишу Н.

ВСЁ!

ВАРИАНТ 2. СЛОВО ОБРАЗОВАНО ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

❤️ Этап 1. ОБРАЗОВАНО ЛИ СЛОВО ОТ ГЛАГОЛА? ОТВЕТ: НЕТ
❤️ Этап 2. КАКОЙ СУФФИКС В ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ?
👉 ОТВЕТ: -ОНН, -ЕНН. ВЫВОД: пишу НН (Исключение: ветрЕНый).
👉 ОТВЕТ: -АН, -ЯН, -ИН. ВЫВОД: пишу Н (Исключение: стеклЯННый, оловЯННый, деревЯННый).
👉 ОТВЕТ: -Н. ВЫВОД: перехожу к этапу 3.
❤️ Этап 3. ОСНОВА СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО ЗАКАНЧИВАЕТСЯ НА -Н?
👉 ОТВЕТ: ДА. ВЫВОД: пишу НН.
👉 ОТВЕТ: НЕТ. ВЫВОД: пишу Н.

ВСЁ!

ПРИМЕРЫ:

✔️ ПРИГОТОВЛЕ…ЫЙ обед – образовано от глагола ПРИГОТОВИТЬ. Это глагол совершенного вида, потому пишу НН – ПРИГОТОВЛЕННЫЙ обед.
✔️ ПОЛИРОВА…ЫЙ гранит – образовано от глагола ПОЛИРОВАТЬ. Это глагол несовершенного вида, но заканчивается на -ОВАТЬ, потому пишу НН – ПОЛИРОВАННЫЙ гранит.
✔️ Недавно КРАШЕ…ЫЕ волосы – образовано от глагола КРАСИТЬ. Это глагол несовершенного вида, на -ОВАТЬ, -ЕВАТЬ не заканчивается, но имеет зависимое слово (крашенные КОГДА? недавно), потому пишу НН – недавно КРАШЕННЫЕ волосы.
✔️ КРАШЕ…ЫЕ волосы – образовано от глагола КРАСИТЬ. Это глагол несовершенного вида, на -ОВАТЬ, -ЕВАТЬ не заканчивается, не имеет зависимых слов, потому пишу Н – КРАШЕНЫЕ волосы.
✔️ СТАНЦИО…ЫЙ сад – образовано от существительного СТАНЦИЯ при помощи суффикса -ОНН, потому пишу НН – СТАНЦИОННЫЙ сад.
✔️ БАШЕ…ЫЙ кран - образовано от существительного БАШНЯ при помощи суффикса -Н. Так как основа БАШН- заканчивается на -Н, пишу НН – БАШЕННЫЙ кран.

Можно приводить ещё десятки примеров, но смысл один – любое слово с вопросом КАКОЙ? мы можем написать, пользуясь данным алгоритмом.

Возможно, кто-то скажет: "А как объяснить написание, например, таких слов, как медленный, желанный, смышлёный, обещанный и т.д.? А ещё раненый и раненный, кованый и кованный и т.д.?"

Да, есть некоторые отглагольные слова, которые выбиваются из данного алгоритма и написание который нужно запомнить. Специальные чек-листы с такими словами получают все записавшиеся ко мне на занятия ребята.

Хотите сами записаться на занятия или записать своего ребёнка?
ТОГДА ВАМ СЮДА: ✔️@savcenko_russEGE (стучитесь в ТЕЛЕГРАМ, не откладывая на потом, чтобы гарантировать ОТЛИЧНЫЙ результат на любом экзамене).

Предложенный алгоритм – это та опора, которая поможет написать Н-НН и в остальных частях речи.

💥 1. В кратких причастиях – всегда одна Н (тут и алгоритм не нужен).
💥 2. В кратких прилагательных – так же, как и в полных (т.е. по БАЗОВОМУ АЛГОРИТМУ).
💥 3. В наречиях – так же, как и в полных прилагательных, от которых они образованы (по БАЗОВОМУ АЛГОРИТМУ).
💥 4. В существительных – так же, как и в полных прилагательных, от которых они образованы (по БАЗОВОМУ АЛГОРИТМУ) (за исключением некоторых существительных, где написание Н-НН опирается на строение слова).

ВНИМАНИЕ: Если вы испытываете трудности с разграничением кратких прилагательных и кратких причастий, загляните СЮДА:👉"Решаем вопрос с отглагольными прилагательными и причастиями раз и навсегда | ПРОСТЫЕ ПРОВЕРКИ, КОТОРЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО СРАБОТАЮТ".

ПРИМЕРЫ:

✔️ 1. Коврики РАССТЕЛЕ…Ы – краткое причастие, потому всегда одна Н – коврики РАССТЕЛЕНЫ.
✔️ 2. Аудитория была ВЗВОЛНОВА…А – краткое прилагательное. Полная форма ВЗВОЛНОВА…АЯ образована от глагола совершенного вида ВЗВОЛНОВАТЬ, потому в полной форме пишу НН и в краткой форме тоже НН - аудитория была ВЗВОЛНОВАННА.
✔️ 3. Необходимо действовать ОБДУМА…О – наречие, которое образовано от полного прилагательного ОБДУМА…ЫЙ. А оно в свою очередь образовано от глагола совершенного вида ОБДУМАТЬ. Потому в полном прилагательном пишу НН и в наречии тоже НН – необходимо действовать ОБДУМАННО.
✔️ 4. Вкусные КОПЧЁ…ОСТИ – существительное, которое образовано от полного прилагательного КОПЧЁ…ЫЙ. А оно в свою очередь образовано от глагола КОПТИТЬ – несовершенного вида, не заканчивается на -ОВАТЬ, -ЕВАТЬ, не имеет зависимых слов. Потому в полном прилагательном пишу Н и в существительном тоже Н – вкусные КОПЧЁНОСТИ.

Итак, с помощью базового алгоритма мы закрыли вопрос написания Н-НН для всех четырёх перечисленных выше позиций:

👍 1. для прилагательных (полных и кратких),
👍 2. для причастий (полных и кратких),
👍 3. для наречий,
👍 4. для существительных.

Подписывайтесь на мой Телеграм-канал 👉https://t.me/savcenko_russ_na_vse_sto

Здесь ещё больше работающих лайфхаков по орфографии и пунктуации, интересных фактов о языке, советов и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.

Если остались какие-то вопросы или вы желаете получить личное сопровождение профессионального репетитора при изучении или повторении данной и иных тем, записывайтесь на бесплатную консультацию, где мы точно определим уровень знаний вашего ребёнка, выявим имеющиеся пробелы и составим чёткий план по их устранению для качественной сдачи выпускного экзамена (ОГЭ, ЕГЭ, ЦЭ) или написания ВПР.

Хотите сами записаться на занятия или записать своего ребёнка?
ТОГДА ВАМ СЮДА: ✔️@savcenko_russEGE (стучитесь в ТЕЛЕГРАМ, не откладывая на потом, чтобы гарантировать ОТЛИЧНЫЙ результат на любом экзамене).

Подписывайтесь на канал, чтобы узнать как можно больше реально работающих лайфхаков для написания любой экзаменационной работы на отлично! Спасибо за лайки! Всё это поддержит канал, который только начинает свой путь!