Автор Elci.
Продолжение. Первая часть нашей пудрено-гигиенической статьи здесь Красота по-советски.
Как всегда по понедельникам я приглашаю вас, друзья в уютный мир истории быта. Мы продолжаем разговор о мыле душистом и пудре пушистой, которые во времена наших бабушек и мам были в лютом дефиците, а некоторых штучек, без которых сейчас не обходится ни одна уважающая себя дама (и даже некоторые разбалованные дядечки) , вообще на свете не было!
Во время ВОВ парфюмерно-косметические производства эвакуировались за Урал. Там они переключились на выпуск продукции для нужд фронта. Фабрика «Свобода» производила только мыло и зубной порошок для армии, «Северное сияние» — гильзы, корпуса для мин, мази для быстрого заживления ран. «Новая заря» делала спирт для медицинских нужд. Хорошо пахнуть позволялось только избранным — из остатков этилового спирта на «Новой заре» готовили парфюм для высшего офицерского состава. В 1944 году фабрика выпустила новые женские духи с красноречивым названием «Жди меня».
О помаде и пудре в то время думали немногие. Достать кусок мыла, особенно на фронте, было большой удачей. Участница Великой Отечественной войны Нина Демешева вспоминает:
Недавно выступаю в школе, и девочка задаёт мне вопрос: „Скажите, а какой вы косметикой на передовой пользовались?“ Да какая косметика тогда? Морду бы потереть чем-нибудь, чтобы глаза от грязи от пота не слипались. Помню, в деревушку пришла в одну — так бабушка одна чуть не расплакалась, меня увидев, и ночью мне всё бельё перестирала. А некоторые нас к себе в хату и не пускали даже из-за вшей и вони.
Мыло, которое удавалось найти, не всегда годилось для мытья. Ветеран фронта Надежда Гейжа рассказывает:
Однажды на рынок зашла, смотрю, кусок мыла продают. Купила — думаю, помоюсь. Я намазалась и поняла, что это — застывший кусок солидола. Пришлось просить у людей тряпки, чтобы хоть как-то счистить с себя этот вонючее жирное вещество.
Никаких послаблений в критические дни женщины от командиров и однополчан не получали. Средств гигиены — ваты и бинтов, которые применяли при месячных как до, так и после войны, — не хватало. В ход шла вата из ватников, полотенца, любая ткань, что попадалась под руку. Бывшая пулемётчица Нина Афанасьева вспоминает:
Почему в роте 80 наволочек недоставало? Хоть и давали вату и что-то ещё, но не хватало. Вот наволочки и рвали.
Порой женщины на фронте специально старались выглядеть отталкивающе. Бывшая партизанка Наталья Тимченко вспоминает:
Я участник партизанского движения Крыма. Мне было 18 лет, и я была связной, поэтому не могла привлекать к себе внимания. <…> Специально мы ходили оборванными, ободранными и неумытыми. <…> Если кто-то из немцев обратит на тебя внимание, то поймают и изнасилуют или куда-то в лагерь отправят.
Кому-то везло больше. Лучшие вещи получали походно-полевые жёны офицеров или служащие высших эшелонов. Особое обмундирование было и у артистов военных ансамблей. Участница такого ансамбля вспоминает:
Где-то трофейную косметику брали, где-то сами что-то придумывали. Например, тушь для ресниц делали так: сажу с мылом смешивали. Если слёзы потекли, то мыло тоже сразу текло по лицу. <…> На ночь могли накрутить на бумажки мокрые волосы, а с утра тогда что-то похожее на кудри получалось..
Отдельно стоит сказать о женщинах из исправительно-трудовых лагерей. Евфросиния Керсновская в книге «Сколько стоит человек» описывает женщин-заключённых, которые использовали пудру, красили глаза и губы. Косметика доставалась благодаря связям с кем-то из руководства или «вольными». В книге есть история о девушке, ожидающей смертного приговора. Она радуется, заполучив заветный тюбик помады. Правда, о желании быть красивой здесь речь не идёт:
Девчонка она была гордая. <…> Что же делать, чтобы никто [на суде] не принял её бледность, результат трёхмесячного пребывания под землёй на голодном пайке, за результат волнения или, ещё хуже, страха? <…> Ей в кусочке мыла передали осколок зеркала и губную помаду. Как она обрадовалась! Теперь никто не подумает, что [она] боится смерти.
С начала 50‑х на страницах журнала «Работница» регулярно появлялись советы по уходу за кожей и волосами. Несмотря на рост производства косметики, читательницам часто советовали совсем другие средства. Многие из них современному читателю покажутся необычными и даже опасными. Так, пигментные пятна предлагалось выводить пергидролем или аптечными мазями на основе белой ртути, сулемы (хлорид ртути) и серы. Сухую кожу вместо умывания советовали протирать абрикосовым маслом или свиным салом. Жирную кожу рекомендовали дважды в день очищать водой с мылом, после чего протирать раствором из яичного белка, лимонного сока и водки. Если не помогало — умываться раствором нашатырного спирта. Для эффекта загара следовало ежедневно протирать лицо крепким настоем чая. Необычный совет для омоложения кожи дается в книге Демезер и Дзюбы «Домоводство» (1959):
Рекомендуется бинтовать лицо (предварительно смазав кожу жирным кремом) двумя-тремя слоями широкого бинта так, чтобы приподнять отвисшие части и придать правильную форму овалу лица.
Растительность на лице выщипывали пинцетом или осветляли — впрочем, как и сейчас. Автор «Книги для женщин» (1964) Мирка Климова-Фюгнерова предлагает более радикальное решение:
В некоторых популярных брошюрках предостерегают от бритья, после которого будто бы волосы растут ещё больше. Тем не менее я знаю многих женщин, которые регулярно бреются (для этого очень подходит электрическая бритва) и считают это лучшим решением вопроса.
Совсем рядом автор расскажет, что советской женщине вообще не требуются особые средства ухода за кожей:
Только очень немногим женщинам… с чувствительной кожей требуется чистка лица разными кремами и „водичками“. <…> Капиталистические фирмы внушали женщинам эту чувствительность кожи, чтобы продать свои дорогие косметические средства. Наши женщины в большинстве случаев не так наивны.
Для удаления волос с тела Раиса Фридман в книге «Парфюмерия и косметика» (1968) рекомендует специальные кремы — «депилятории». Их состав мог быть разным: например, сернистый натрий, разведённый водой или спирт, смешанный со скипидаром, йодом и касторовым маслом.
Большинство источников утверждают, что шампуни в СССР появились только в начале 60‑х. Однако советская пресса упоминает о них уже в первой половине 50‑х. В «Работнице» за 1952 год читательниц предостерегают от частого применения шампуня, так как «эти средства сильно пересушивают волосы». Сухие волосы рекомендуют мыть не чаще раза в неделю, жирные — раз в десять дней. Вопреки расхожему мнению, хозяйственное мыло для этих целей почти не использовали. Читательницам предлагали следующие методы:
Если волосы жирные, их можно очищать от перхоти, сала и пыли протирая ватным тампоном, смоченном смесью спирта и эфира. При сухих волосах — раствором касторового масла в спирте. Волосы лучше мыть мыльной пеной, приготовленной из детского или туалетного мыла… При мытье щёлочным хозяйственным мылом наблюдаются случаи склеивания волос. Слипшиеся волосы приходится отрезать.
В книге «Домоводство» (1959) при сухих волосах авторы советуют за сутки до мытья втирать в кожу головы смесь из касторового, вазелинового масел и керосина. Рекомендовали также в течение четырёх–шести недель втирать в кожу головы серную или белую ртутную мази «для формирования новых клеток надкожицы». Жирные волосы вместо мыла советовали мыть закваской из чёрного хлеба.
По словам Наталии Лебиной, некоторые женщины и вовсе мыли волосы стиральным порошком. Об опасности таких экспериментов читательниц предупреждали в прессе и специализированных изданиях:
Осенью 1960 года журнал «Работница» вынужден был в спешном порядке дать ответ на вопрос читательниц «Можно ли мыть волосы „Новостью“»? Врач-косметолог Гусарова писала на страницах журнала по этому поводу:
Порошок „Новость“ получил широкое распространение в нашем быту… Но мыть им волосы нельзя, потому что в состав порошка входят очень едкие вещества, как, например, серная кислота и щёлочь.
До появления фабричных красок арсенал средств, помогающих сменить цвет волос, оставался довольно скромным. Вместо осветления перекисью водорода блондинкам советовали использовать отвар ромашки, лимонный сок и ревень. Для эффекта «красивого серебристо-белого цвета» на седых волосах рекомендовали ополаскивать голову водой, подкрашенной синькой. Брюнетки применяли крепкий чай и настойку из зелёной скорлупы грецких орехов. Многие женщины пользовались домашними рецептами даже после появления фабричных красок для волос.
Продолжение следует...
Автору и кошке Матрешке на винтаж
https://yoomoney.ru/bill/pay/9eJKYgFfto4.221222
Рекомендуем, если ищете, что почитать:
Каналы, на которые стоит подписаться!
Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель.
И конечно, же читайте замечательный блог Фантагиро Бурерождённой