В моей личной коллекции изображений Крыма много видов, сделанных рукой швейцарского художника Карло Боссоли, который, пользуясь покровительством князя и графа Воронцова - хозяина обширного Новороссийского края, некоторое время прожил в Крыму. Благодаря таланту этого художника мы можем теперь наблюдать те виды, ландшафты, объекты, которые за прошедшие 180 лет изменились в некоторых частях до неузнаваемости. Конечно, при рассмотрении картин Боссоли всегда надо держать в памяти то обстоятельство, что это все-таки художник, который имел право приукрасить виды и преувеличить достоинства: он так видел объект.
Уже будучи хорошо насмотренной, я буквально онемела от восторга, когда вдруг увидела прежде неизвестные мне акварели Карло Боссоли из его цикла "Семь видов Мисхора". Увы, раскопала я только шесть из них, но они прекрасны.
Владели этим имением в разные времена Мария Антоновна Нарышкина, Софья Потоцкая и ее дочь Ольга Потоцкая вместе с мужем Львом Александровичем Нарышкиным. Очевидно, что именно во времена распоряжения этими землями Потоцкими-Нарышкиными и были сделаны акварели Боссоли.
На первой акварели, вероятно, изображен дом Марии Антоновны Нарышкиной, автором проекта которого мог быть или Уильям Гунт, или Карл Эшлиман, или Георгий (Георгис) Торичелли
А здесь запечатлен сидящим в гостиной сам хозяин имения - Лев Александрович Нарышкин, супруг Ольги Потоцкой.
Открытые веранды, своды которых удерживались тонкими колоннами, утром и вечером позволяли наблюдать картины моря и сада, созданного руками Карла Кебаха и поддерживаемого впоследствии усилиями Фёдора Марко, а днем сложная система ставен позволяла корректировать степень освещенности внутренних помещений.
Нижний этаж, на котором размещено шесть отдельных помещений, был отведен по преимуществу под хозяйственные цели, во втором этаже находились хозяйские покои. Высокий цоколь укрывал винный подвал.
Тот самый сад, устроенный Кебахом и доведенный до совершенства Марко. Дорожки в сложном горном рельефе были проложены благодаря усилиям саперных команд, работавших на сооружении воронцовских дорог под командованием подполковника Шипилова.
Увы, увидеть даже перестроенный особняк не представляется возможным в настоящее время: эта территория закрыта для свободного доступа.