10 апреля 2010 года под Смоленском разбился самолет, на борту которого был президент Польши Лех Качиньский, а также польские чиновники, военные, деятели культуры и искусства. Инцидент поднял огромное количество шума: одни обвиняли экипаж в некомпетентности, а другие, как это часто бывает в таких ситуациях, выстраивали теории заговоров и искали альтернативные объяснения. Что случилось с Ту-154М и каковы реальные причины трагедии?
Фатальный президентский рейс
Накануне полета экипаж получил метеоданные по маршруту, правда, в них не было информации о погоде в пункте назначения — Смоленске. Летчиков это не смутило: выполнить важную правительственную миссию требовалось любой ценой. Делегация планировала посетить катынский мемориал, установленный в память о расстреле польских офицеров.
На подходе к Смоленску погода ухудшилась. Всё вокруг было покрыто густым утренним туманом, перекрывающим визуальный обзор. Условия не соответствовали метеоминимуму, при котором можно заходить на посадку. Об этом же предупреждали диспетчеры в Москве, предлагая посадить Ту-154 на запасной аэродром в Витебске или Минске, однако, как выяснилось, витебский аэропорт в тот день не работал.
Экипаж самолета был в замешательстве, а, помимо пилотов, в кабине находилось еще два человека: директор дипломатического протокола польского МИД Мариуш Казана и командующий Воздушными силами Польши Анджей Бласик.
«Господин директор, появился туман. В данный момент, в этих условиях, которые сейчас есть, мы не сможем сесть. Попробуем подойти, сделаем один заход, но скорее всего, ничего из этого не выйдет. Так что спросите, пожалуйста (у шефа), что будем делать», — обратился к Мариушу Казане командир воздушного судна Аркадиуш Протасюк (из расшифровки переговоров экипажа).
Дело в том, что за час до них в этом же аэропорту успешно приземлился польский Як-40 с журналистами на борту. Почему бы не последовать его примеру? Хотя следом за ним летел советский Ил-76, экипаж которого, в отличие от поляков, решил не рисковать и отправился на запасной аэродром во Внуково.
Однако боязнь навлечь на себя гнев польского руководства оказалась сильнее здравого смысла, а потому Протасюк направил самолет прямо в густой туман. Такое решение может быть оправдано только при одном условии: если на высоте 100 м пилоты не увидят землю, они обязаны зайти на второй круг.
Ту-154 начал снижение на 1,5 км позже положенного, а потому экипажу приходилось сбавлять высоту на повышенной вертикальной скорости. Ситуация осложнялась и тем, что командир лишь 5 раз садился в трудных условиях, последний из которых был полгода назад. Психологическое давление, растерянность, недостаток опыта — всё это привело к тому, что он не мог совладать с машиной. У него никак не получалось снизить скорость, пока автоматика не сделала это за него.
Ту-154 продолжал нестись, стремительно приближаясь к земле, но положение еще можно было исправить. Высота 130, здесь штурман должен сказать: «Оценка!», чтобы КВС решил, садиться или нет, но он молчит. Полоса уже совсем близко, из-за тумана пилоты ничего не видят, но командир пытается судорожно разглядеть землю вместо того, чтобы уйти на второй круг.
Тут до второго пилота доходит, что надо срочно спасать положение, иначе последствия будут фатальными. Он предпринимает попытку потянуть штурвал на себя, но слишком слабо, этого явно недостаточно. В этот момент вмешивается диспетчер, дает указание прекратить снижение, а машина тем временем уже сама сигналит, чтобы пилоты сделали хоть что-то. 40 м…30…20… уже видны деревья, командир со всей дури рвет штурвал на себя и… слишком поздно. Судно задевает крылом верхушки деревьев, переворачивается и на скорости 300 км/ч падает прямо в лес. Все 96 пассажиров погибли.
Выводы комиссии
Официальными причинами катастрофы признали ошибки экипажа и психологическое давление на него. Нарушений выявили много: шли не с той скоростью, не на той высоте и вдобавок не провели оценку на высоте принятия решения. Здесь сыграла роль некомпетентность штурмана. Налетал он всего лишь 26 часов: измерял высоту по радиовысотомеру, хотя положено — по барометрическому. Первый показывает расстояние до земли, второй — до полосы, а перед аэродромом находился овраг. По сути, самолет находился на 20 м ниже, чем полагал экипаж.
И это даже не говоря о том, что пытаться заходить на посадку в таких метеоусловиях — в принципе крайне рискованный ход. Но страх разозлить Качиньского возник не на пустом месте. Ранее случилась похожая история, где президент давил на летчика, требуя, чтобы тот посадил самолет там, где ему нужно. Но условия не позволяли, и пилот отказался, за что в итоге был отстранен от полетов особой важности. Протасюк был на том рейсе вторым пилотом.
Вообще странно, что вся польская верхушка оказалась на одном борту: инцидент вызвал множество толков. Если сначала сами поляки признали вину экипажа, то в 2018 году результаты следствия аннулировали и заговорили по-другому: мол, внутри самолета устроили взрыв, который организовала, разумеется, Россия. Брат-близнец президента тоже активно продвигал эту версию, и, конечно, на польско-российских отношениях это сказалось — впрочем, того и добивались:
«Это американо-польские отношения и взаимодействие Варшавы с другими странами ЕС. Конспирологические теории используются лишь в антироссийской пропаганде. К примеру, в Варшаве на правительственных зданиях размещены таблички с именами погибших политиков — их указывают как убитых под Смоленском», — рассказал «Газете.Ru» доцент социально-гуманитарного факультета НИУ ВШЭ в Перми Дмитрий Офицеров-Бельский.
🚫Мы много сил вкладываем в качество статей, поддержите нас лайком и подпиской если вам это нравится.
Предлагаем прочитать:
Материал создан при поддержке проекта SFERA