Найти тему
Блокнот Краснодар

«Ходим, как миньоны»: в Краснодаре дети потребовали отменить школьную форму в России

В Краснодаре новый учебный год вновь поднял тему школьного дресс-кода. Ученики потребовали отменить знаковый атрибут образования, а родители, учителя, депутаты и психологи в ответ привели другой набор аргументов. Право на индивидуальную идентичность или социальное равенство – ответ на этот вопрос к 28 сентября искал журналист редакции.

Всё началось с конфликта, который произошел в школе №101 Краснодара. Мама учащейся рассказала, что ее дочери отказали в переходе в десятый класс по причине цвета волос. По словам женщины, цветные пряди не понравились директору и завучу образовательного учреждения. Позднее ситуацию прокомментировали в департаменте образования мэрии краевого центра. В ответе говорилось, что согласно внутреннему Положению о правилах поведения обучающихся о школьной форме и внешнем виде, ученики должны ходить в школу с аккуратной деловой прической и запрещается посещать учреждение с экстравагантными стрижками и волосами, окрашенными в яркие неестественные оттенки. Об этой истории редакция «Блокнот Краснодара» подробно писала ранее.

Фото: страница мамы девочки в соцсетях

После инцидента в социальных сетях и мессенджерах с новой силой поднялась волна негодования учеников, которые все чаще стали поднимать вопросы, связанные со школьным дресс-кодом. Обсуждалась эта тема активно и среди общественности. Кто-то посчитал, что форма является лишней формальностью и ограничением для обучающихся, другие же, наоборот, ратовали за введение этого элемента повсеместно, уповая на то, что специальная одежда и соответствующий внешний вид – это необходимый элемент культуры, который способствует укреплению дисциплины и позволяет избежать множества неприятных провокаций в духе «богатые и бедные родители».

Прошёл уже не один месяц, а сообщения продолжают сыпаться от обучающихся по сей день. Все ли единодушны во мнении, что форма в образовательном учреждении - это абсолютное зло?

Школьный приговор, мнения учеников

-2

Все ребята выглядят стильно

В первую очередь, как ни крути, этот вопрос касается главных участников образовательного процесса – детей. Респондентам, обучающимся одной из школ, где официально принята форма, был задан вопрос: «Как вы к этому относитесь».

- Никто не ходит почти в ней. Значки мы тоже должны носить обязательно. За рваные джинсы или не ту рубашку могут к директору вызвать. Она, вроде, и нужна, а вроде, и нет, - поделилась обучающаяся.

- Нам разрешают ходить в штанах черных, юбках, платьях. Я бы хотела, чтобы школьной формы вообще не было. Неудобно ходить, - рассказала девочка. - Меня поругали один за раз за кофту. Это моя вторая кожа!

-3

Белый вверх, темный низ

- Форма не нужна. Мне в ней очень некомфортно. Хотел бы носить обычные повседневные вещи. Распускать волосы нельзя девочкам. Я так хожу, мне ничего не говорят, - добавил школьник с длинными волосами.

- Кто ее вообще придумал? Это же издевательство. Она постоянно грязная. Ближе к лету в ней жарко, зимой хочется надеть худак. Ходим одинаковые, как миньоны. Разве это может нравиться? – улыбается парень.

- Мне нормально, а точнее все равно, - прокомментировал мальчик.

Родители и обыватели о школьном дресс-коде

«Скоро в школу!» - эта фраза обычно пугает и радует родителей учеников. Конечно, вопрос школьной формы нередко ложится на их плечи. Как правило, решение о дресс-коде в образовательном учреждении принимается коллективно, в том числе с учетом мнения родителей.

О том, не против ли сами жители краевого центра одинаковых галстучков и штанишек для детей – узнал журналист редакции.

- Я отношусь к этому неоднозначно. С другой стороны, приятно смотреть на ребят, которые ходят аккуратно и одинаково одетые. В некоторых школах это традиция. Насколько я знаю, в 36 школе уже полвека платья в горошек. В своё время у меня была школьная форма – коричневое платье и фартук. Стирать и гладить иногда было лень, но в целом, это было симпатично вполне, - поделилась женщина.

-4

Форма, по мнению жителей, дисциплинирует

- Я считаю, что она дисциплинирует детей. Не ходят кто в лес, кто по дрова. Даже независимо от социального статуса все смотрятся единообразно, не все могут позволить какую-то дорогую вещь. Форма должна быть по ГОСТу – натуральная ткань, а не синтетика, - прокомментировала девушка.

- Нейтрально. Поле для самовыражения можно оставить на улице, - сказал молодой человек.

- Положительно отношусь. Мне кажется, что это дисциплинирует, настраивает на учебный лад. Форма может быть разная, главное, чтобы не отвлекала, - поделился мужчина.

- У нас замечательная школа и замечательная форма. В гимназии №23 мальчики носят брюки, девочки – плиссированные юбки, бомберы и батники с логотипами и гербами нашей школы, - добавила местная жительница.

-5

У многих ребят значки фирменные

- Положительно отношусь. Я училась в лицее №48, и у нас была она. Желтенький галстук, платья, - сказала девушка.

- У меня в школе была форма, но мы пытались как-то разнообразить её. Белый вверх пытались заменить на какие-нибудь майки с минимальным рисунком или юбки брали джинсовые, но черные, - поделилась девушка.

- Если для младших классов, то отношусь положительно, для старших – отрицательно, - прокомментировала местная жительница.

-6

Галантерею все выбирают разную

- В своё время у меня была школьная форма. Это был выбор родителей, директор не настаивала. Дети согласились и носили. Отношусь положительно. Не всегда мне нравилось, но вот так, - добавила девушка.

Не все педагоги выступают за школьную форму?

Нужна ученикам форма или нет - вопрос почти риторический. Как ответит на него педагог?

- У меня либеральные убеждения. С этой точки зрения я как бы противник школьной формы. Потому что всё-таки вот это единообразие не совсем соответствует принципам демократии. Дети должны уже с детства проявлять себя, в том числе и в одежде. Но, с другой стороны, при всём этом признаю необходимость дресс-кода, каких-то ограничений. С точки зрения социологии, школьная форма может применяться и быть полезна. Не в плане обязательной для всех - школьников в одну форму одеть, как было у нас раньше в советские времена, а где сложился особый коллектив и принадлежность образовательного учреждения для учеников актуальна. Это хорошо, наверное. Ведь любая социальная группа, помимо остальных признаков – общей деятельности, правил поведения, подразумевает внешнюю атрибутику. И выражение для таких людей через дресс-код будет актуально, - поделился педагог Николай Абросимов.

Что думают депутаты?

Принято считать, что школьная форма – это один из китов, на котором держится дисциплина в каждом учебном заведении. Так ли это?

-7

Павел Попов (Фото: администрация Краснодара)

- Лично я идею единой школьной формы поддерживаю. На мой взгляд, это не только красиво, но и дает определенные положительные плоды. Самое главное - сделать эту форму такой, чтобы она нравилась нашим детям и была привычным элементом одежды в гардеробе школьника. Безусловно, ношение школьной формы дисциплинирует, настраивает на рабочий лад и снижает число конфликтов среди школьников из-за внешнего вида ученика. Помогает сконцентрироваться на учебе и меньше думать о нарядах, не сравнивать, кто в чем пришел, и не оценивать внешний вид друг друга, - прокомментировал председатель комитета по образованию, культуре, вопросам семьи и детства гордумы Краснодара Павел Попов. - Подводя итог, хочу сказать главное- необходимо найти компромисс, чтобы школьная форма была красивой, удобной, финансово доступна для родителей и, самое главное, нравилась детям.

-8

Александр Сафронов

- Я выступаю за школьную форму. Считаю, что в окружающем мире социального неравенства и так достаточно, чтобы проецировать его на детей. Школьная форма дисциплинирует, если сделана с умом – красивая. Я ничего плохого в дресс-коде не вижу. Наоборот, одни плюсы. Многие говорят: «Мы сами лучше знаем, во что одевать своих детей». Вопросов нет. Одевайте, как хотите, на прогулки, дополнительные занятия, а школа, мне кажется, это такое заведение, где ношение формы будет в позитив для самих детей, - поделился депутат гордумы Александр Сафронов.

Камень преткновения с точки зрения психологии

- Существует очень много различных вариантов видения этой ситуации. По опыту работы и наблюдениям своим скажу - я за то, чтобы была форма одежды. Но хочется, чтобы перед тем, как родители заключали контракт с определенным учреждением, проговаривали, во-первых, какая ткань будет использоваться для пошива. Во-вторых, будет ли изготовлена форма по ребенку и не будет ли она сковывать его движения. В-третьих, допускается ли многообразие, чтобы обучающиеся не зацикливались на одном варианте одежды. Если бы мне дали выбрать цвет изделия, то я бы выбрала более приятные оттенки, не тусклую цветовую гамму. Чёрный цвет, например, не слишком способствует для мотивации, если мы говорим о направлении цветотерапии. Голубой или синий оттенок, который был в советские времена, более приемлемый. Отмечу, что при выборе одежды родителям не стоит быть безучастными – утверждать стиль одежды с учетом пожеланий ребенка, - поделилась с журналистом психолог Светлана Руденко.

-9

Светлана Руденко

По словам краснодарского психолога, ношение формы предотвращает некоторые конфликтные ситуации и устанавливает равные иерархические позиции для всех, что снижает риски буллинга в коллективе.

- Влияет ли школьная форма на успеваемость учеников?

- Я не думаю, что сильно ношение формы одежды сказывается на интеллектуальном развитии. Это вторичный аспект. Здесь самое важное – какие цели ребенок ставит для себя, чего хочет достичь и насколько школа мотивирует ученика и вовлекает его в образовательный процесс, - подытожила Светлана Руденко.

Впрочем, у сторонников и противников школьной формы имеется по набору серьезных аргументов. На одной чаше весов – право на индивидуальную идентичность, на другой – социальное равенство. И чья перевесит, судя по всему, покажет время.

-10

Алина Вдовенко

Видео: Сергей Трубин