Найти тему
Кириллица

Какие правила соблюдали русские при посещении общей бани

Сотню лет назад русский крестьянин не мог обойтись без бани, ведь она была неотъемлемой частью его жизни. Баня играла важную роль во всех ключевых событиях: рождении, браке и смерти. Ее мягкое тепло было особенно полезно труженику.

Поддай парок да лезь на полок


В деревнях банный день приходился на субботу, чтобы воскресенье оставалось святым и предназначенным для посещения церкви. Никогда не допускалось, чтобы эти события происходили в один и тот же день. Посещение места, где проводили гадания, общались с бесами и совершали магические обряды, лишало человека права принимать участие в таинствах и службе, и наоборот. Перед входом в баню снимали пояс, который считался личным оберегом, а также крест.

Париться начинали в пять часов вечера или немного позже, главное - чтобы все успели до полуночи. Обычно мылись в две или три "смены": сначала дети, затем женщины и мужчины, или дети вместе с взрослыми. Запрещалось пить воду, даже чистую, если она была приготовлена для мытья. В бане также не ели, чтобы не пронести в себе болезни вместе с пищей.

После мытья старались покинуть баню как можно скорее, так как, по поверьям, после людей в нее приходили черти. Для низших демонов специально оставляли чистую воду, свежие веники и хлеб с солью в благодарность за пар.

Роды считались особым событием и требовали особых условий. В некоторых губерниях роженицу оставляли жить в бане на несколько дней после рождения ребенка, но, конечно, не в одиночестве.

Несмотря на свою важность, баня считалась нечистым местом с точки зрения религии. В нее не вносили икон, свечей и крестов, не посещали ее в праздники, а утварь не должна была покидать стены бани, чтобы не причинить вред людям.

По рукам да и в баню

Первые общественные бани времён царя Алексея Михайловича предполагали совместное мытьё и женщин, и мужчин, но уже при Екатерине II оно стало резко осуждаться, появились отдельные женские и мужские бани. К XIX столетию их быт устоялся и стал стал особенно интересен.

“Небанными” считались только понедельник и вторник, когда в заведении можно было только купить напитки и перекусить при наличии буфета. По остальным же дням приходила вся обслуга и бралась за работу.

Для начала посетителю предлагалось купить мыло, веник и мочалку из нескольких сортов. Далее, следовало сдать одежду в “раздевальную” и получить жестяной номерок, нанять банщика. Люди этой изнурительной профессии жили исключительно чаевыми и не имели права требовать фиксированную плату.

Поддавать воды на каменку разрешалось только им, и вот почему: нередко, напустив побольше пара, злоумышленники воровали чужие номерки, так что любой, кто брался сам за воду, мог навлечь на себя подозрения.

Помимо банщика можно было воспользоваться услугами мальчишек, которые стригли ногти, срезали мозоли, стригли и брили. В раздевальной порой даже пускали кровь, ставили банки и вырывали зубы.

Нормальным считалось, если такое происходило и в мыльне. В заведениях попроще одежду и вовсе брали с собой в “горячее” отделение, то есть, в парилку.

Если общественная баня состояла из мужской и женской частей, то разделялись только парилки и мыльни, так что когда кто-то выбегал из них на холод, рисковал столкнуться с человеком противоположного пола, впрочем, это не осуждалось. Дети младше 7 лет и вовсе могли находиться где угодно.

Учёные полагают, что в глубокой древности любая изба служила одновременно и баней, и жилищем. Потом, когда времена стали не столь суровы, постройки разделились.

Баня напоминала людям о старом доме ушедших дней, о прародителях, о “золотом веке”, который всем нам свойственно искать где-то в прошлом, отсюда и трепетное отношение к ней. Можно ли поставить в один ряд городское заведение чисто гигиенического толка и деревенский сруб, где рожали, обмывали младенцев и покойников, оплакивали невест? Баня изменилась до неузнаваемости, но это позволило ей остаться в нашей повседневной жизни, иначе, её ждала бы участь полузабытой традиции.