Найти тему

Предыстория: "Какого черта я стал играть Rammstein?" vol.3

Оглавление
Фотография с летнего OpenAir в клубе Sexton. Конкретно на этой фото я исполняю Mein Herz Brennt.
Фотография с летнего OpenAir в клубе Sexton. Конкретно на этой фото я исполняю Mein Herz Brennt.

Перед чтением настоящей статьи настоятельно советую ознакомиться с "Предыстория: "Какого черта я стал играть Rammstein?" vol.1" и "Предыстория: "Какого черта я стал играть Rammstein?" vol.2".

Как и говорил Рихард Круспе aka. Солнцеликий - "это была всего лишь гитара". Да, приобретение электрогитары не означало приобретение навыков игры на электрогитаре. Увы.

Проснувшись на следующий день после знаменательной покупки, первое, что я увидел, была голова грифа моего Лес Пола, задорно выглядывающая из-за кровати. Жгучее желание освоить этот инструмент заставило меня лихорадочно искать пути к совершению задуманного.

Я вспомнил, что видел у отца книгу за авторством Дмитрия Агеева (забавно, не правда ли? Еще забавнее выходит, когда узнаешь, что моим дипломным руководителем был преподаватель с фамилией Агеев), которая обещала научить играть на акустической и/или электрогитаре. Читать я любил, поэтому было решено ознакомиться с этим творением. К книге прилагался DVD-диск, на котором были записаны различные видео-уроки.

Так почему же я ненавижу видео-уроки по гитаре?

Давайте начистоту. Ты, юное и неокрепшее дарование, с новенькой гитарой в руках, включаешь видео в ожидании, что вот сейчас то профессиональные дяди покажут и разжуют тебе, как играть, и желательно, как правильно это делать.

Ты включаешь ролик и видишь, что патлатый чел без верхней одежды (чаще всего, но это опционально), с сигаретой в зубах и невероятным ощущением собственного превосходства яро надрачивает виртуозно играет скоростные пассажи, а заканчивает все это фразой "Simple easy" (дядя Фред, привет @fredguitarist). Учит ли это чему либо? Вероятно, учит ненавидеть этих патлатых ребят.

Примерно такого ролика я и ждал...но нет. У Димы и правда отличная видео-школа, с подробными объяснениями что, как и куда. И если во время прочтении статьи вы ощутили резкую потребность поучиться играть на гитаре, то горячо советую ознакомиться с этой школой.

Дмитрий Агеев...его школа помогла понять мне самые основные базисы: я понял, что каждому ладу - свой палец, я сыграл первое простейшее соло, я сыграл свой первый рифф (до сих пор помню, как он звучит и иногда на sound-check'ах могу его поиграть). Чувство, что ты становишься сильнее - не передать никакими словами, это надо прожить.

Тем временем, пока мои соседи волей-неволей стали знакомиться с тем, что такое "дисторшн", мой товарищ Кирилл тоже времени не терял - он приобрел ту самую гитару JK из "техносилы" и тоже принялся осваивать Rammstein.

Кирилл и его JK. Слева - Рашид, наш знакомый, который был поставлен на "клавиши", ибо мы действовали по принципу - "не умеешь на другом, будешь на этом". Справа - ваш покорный русский Ричард. На заднем плане - школьный трудовик, местный саунд-продюссер и звукорежиссер - Ильич (земля ему пухом). Хороший был мужик.
Кирилл и его JK. Слева - Рашид, наш знакомый, который был поставлен на "клавиши", ибо мы действовали по принципу - "не умеешь на другом, будешь на этом". Справа - ваш покорный русский Ричард. На заднем плане - школьный трудовик, местный саунд-продюссер и звукорежиссер - Ильич (земля ему пухом). Хороший был мужик.

Вообще, предметом нашего обсуждения в школе стал исключительно Rammstein: где играли, какой концерт круче, как сыграть ту или иную песню...я даже помню, что на родительском собрании учителя в серьез говорили нашим родителям: "У них в голове нет ничего кроме этого Раммштайна!".

Что делает юный рокер, который научился играть три квинты? Правильно, собирает группу!

У меня была навязчивая идея собрать коллектив, который назывался бы Black Grand. Мне кажется, это название я подсмотрел на каком-то из форумов и оно прочно засело в моей голове.

Выбор музыкантов был небольшой, а вернее, его не было совсем: я и Кирилл были гитаристами (причем мы сразу же условились, что Lead-гитара - я), а остальные ребята в классе были далеки от музыки. И тем не менее, юность и максимализм - гремучая смесь.

По итогу, собрался фантастический состав чертей: Рашид - клавишные (потому что когда то ходил в музыкалку), Андрей - басс-гитара (потому что играть на ней проще (нет), чем на электрогитаре и мы с Кириллом.

Слева-направо: Кирилл, Рашид, я и Андрей.
Слева-направо: Кирилл, Рашид, я и Андрей.

Спросите, были ли у нас репетиции? Конечно же нет! Мы не имели ни малейшего представления о том, что существуют какие-то репетиционные базы, откуда брать оборудование и как вообще вывести звук на живом выступлении. Если мне не изменяет память, то мы просто собирались на пару часов после уроков в нашем классе, где выставляли свои комбики и быстро, показывая друг другу партии, пытались их совместить. Забавно, что Рашид просто тусил с нами, потому что синтезатор был только в актовом зале. Он, видимо, как настоящая фирма, держал все партии у себя в голове:)

Я даже не помню, что мы тогда играли. У нас даже не было вокала.

Зато я прекрасно помню, что привычка красить ногти на выступлениях у меня появилась уже тогда, хотя это и не удивительно, учитывая, что моим духовным наставником был Круспе.

Кстати о нем.

Из всего Rammstein я особо выделил его для себя. Во-первых, по понятной причине, потому что он был гитарист - как и я. Во-вторых - мне безумно понравился его образ, его поведение на сцене. В то время как гитаристы других групп были бесшабашными заводилами, веселыми, а иногда, и вовсе блекнущими в тени фронт-мена, Круспе на сцене выглядел как очень важный персонаж в очень мудреной постановке (что можно сказать вообще о каждом из шести участников Rammstein). Его поведение на сцене было монолитным, это была какая-то спокойная сила, харизматичная, я бы даже сказал - высокомерная. Подсознательно я пытался быть максимально похожим во время игры на него, и в долгую, это сыграло свою роль - как хорошую, так и не очень.

Вообще крайне забавно пересматривать сейчас концерты Ramm'band - в каких то моих движениях, мимике, в еле уловимом "броске" гитары - он, тот самый кумир юности. Мутация произошла успешно.

Кстати, посмотреть все наши актуальные видео вы можете тут.

Вернемся к Black Grand. Время шло, а играть перед аудиторией хотелось. Зачем пытаться что-то собрать (да и опыта не было), если можно просто вклиниться в школьную новогоднюю дискотеку? Так и сделали.

Насколько я помню, мы играли Rammstein в перерывах между танцевальными треками. Благо, Du hast и Sonne заходили в те годы даже тем, кто не слушал метал (Вообще никогда не понимал хайпа песни Солнце среди тех, кто далек от тяжелой музыки. Но факт остается фактом - слушал ее каждый второй).

Ну, как играли? Мы просто включали студийную запись, а поверх неё играли безжалостный инструментал. И то не все...Андрей мне сказал, что не помнит какую-то партию и я посоветовал ему просто не подключать гитару, ибо в темноте да в суете никто не поймет ничего. Так и сделали...

Фотография с той самой новогодней дискотеки. Точно помню что в этот момент я играл Smells like teen Spirit. Обратите внимание на мой "кастомный" ремень - на самом дешевом нейлоновом изделии, акриловыми красками я старательно выводил свои инициалы и рисовал лого Раммштайн. Денег не было, а индивидуальности хотелось.
Фотография с той самой новогодней дискотеки. Точно помню что в этот момент я играл Smells like teen Spirit. Обратите внимание на мой "кастомный" ремень - на самом дешевом нейлоновом изделии, акриловыми красками я старательно выводил свои инициалы и рисовал лого Раммштайн. Денег не было, а индивидуальности хотелось.

Сейчас я с улыбкой вспоминаю сет-ап из того времени...комбик Fender Mustang, пресет American Metal (я так понимаю, это вариация на тему Mesa Boogie Dual Rectifier (ну ещё бы, американский метал)), громкость выкручена на максимум...и все. Никакой подзвучки. Хардкор.

Короче, первый драйвовый опыт выступления я получил именно так: криво, косо, зато искренне. Было весело.

Увы, группе Black Grand не суждено было существовать долго. Кроме нас с Кириллом все быстро потеряли интерес к музыке, а потому, моим волевым решением группа с легендарной историей была распущена.

Я серьезно был обижен на то, что ребята не погрузились в дела моего "детища" так же, как был погружен я. Ну да и черт с ними, подумал юнец-максималист и решил, что будет двигаться сольно, как Джо Сатриани.

Немного о Сатриани и его влиянии на меня.

Из выступлений различных артистов я всегда старался вычленить какие-то фишки, которые смог бы применить в своей игре. Именно у Сатриани я подсмотрел работу с ручкой громкости - после того, как он сыграл какой-либо кусок партии, он "закрывал" звук на гитаре, и "открывал" только тогда, когда снова требовалось что-то сыграть. Поначалу это казалось очень сложным и неудобным, но сейчас я не представляю свою игру или игру кого-либо без этого базисного навыка.

Сатриани и Стив Вай познакомили меня с системой Floyd Rose. Для обывателя объясню, что это такой способ крепления струн: они крепятся не к корпусу гитары, как в классическом варианте, а к специальной металлической машинке, которая вывешена на корпусе гитары на двух опорных винтах и держится за счёт уравновешивающего натяжения с одной стороны струн, а с другой стороны - системы пружин. Эта система дает возможность извлекать из гитары всякие "особенные" звуки типа дайв-бомбы и прочего.

Эти два типа фактически привели к тому, что в моём арсенале появилась вторая гитара - Ibanez RG 350 EXZ. Скажу честно - наидерьмовейшая гитара, которая ни по одному параметру мне не понравилась. Но это моё исключительное ИМХО.

А вот уже я с Ibanez в руках. Сказано - сделано, и я начал свою "сольную" карьеру без вот этих вот ребят, которые "тормозят". Шучу, кончено - сейчас я понимаю, что у моих товарищей просто были другие интересы, и поиграть в группе для них было что то типа деятельности, которой можно было разбавить пару скучных вечеров.
А вот уже я с Ibanez в руках. Сказано - сделано, и я начал свою "сольную" карьеру без вот этих вот ребят, которые "тормозят". Шучу, кончено - сейчас я понимаю, что у моих товарищей просто были другие интересы, и поиграть в группе для них было что то типа деятельности, которой можно было разбавить пару скучных вечеров.

Главное, чему меня научили Вай и Сатриани - как гитарист ты можешь быть отдельным элементом. Не дополнением группы, а центром внимания. Этот урок, к слову, отлично сочетался с поведением моего кумира Круспе.

К сожалению или к счастью, инструментальная музыка, а тем более из под моих неумелых рук, народ особо не интересовало. Гораздо больше им нравилось на всяких школьных праздниках слушать Pretty Women и Kiss me. Есть спрос - будет предложение.

Что б не терять свой единственный выход на живые выступления, мне пришлось переформатироваться и снова объединиться с Кириллом и двумя девушками - Аней и Варей, которые занимались вокалом. Вместе мы репетировали всякие лёгкие и популярные песни, которые в последующем и играли на всяких локальных школьных мероприятиях.

После одного из выступлений на школьном мероприятии. Можно заметить, что я был тем ещё панком: необрезанные струны весьма опасная вещь.
После одного из выступлений на школьном мероприятии. Можно заметить, что я был тем ещё панком: необрезанные струны весьма опасная вещь.

Бежевый льняной костюм и розовая рубашка - хреновое сочетание для рока.

Именно поэтому я играл не рок, а всякую попсовую историю, лишь бы иметь возможность хоть как-то выступать. Брутальные черные вещи слабо сочетаются с песнями о девчачьей любви, ромашках и солнце на голубом небе, а посему, приходилось таскать подходящую одежду. Нет, меня это не ломало, поскольку я понимал, зачем я это делаю. Тем не менее, глядя на фотку, с уверенностью можно сказать, что я явно что-то курил, когда решил надеть данное сочетание.

Вместе с тем, дома я не оставлял идти по своему пути - пути индастриала. Тогда я узнал, что у Круспе есть сольный проект - Emigrate. Творчество этой группы так же откликнулось во мне и я стал пробовать что-либо разучить из их песен. Осложнялось все тем, что табов на Emigrate либо не было вообще, либо все, что было - звучало не так, как должно.

Вообще я думал, что моя гитара просто не достаточно хорошая, не такая, как у Rammstein, именно поэтому Sonne звучал не так, как на студийке. Лишь со временем я узнал, что если опустить шестую струну из Ми в Рэ, то это тоже будет являться нормальным строем, а не расстроенной гитарой. В тот момент я открыл мир дропа.

Все бы было хорошо, но Emigrate все равно звучал не так. Я обратил внимание, что в табах указывается строй - и песни "эмигранта" были написаны в каком то неведомом мне строю.

Я справедливо рассудил, что еще больше "расстраивать" шестую струну нельзя, а значит, ее надо "тянуть" выше. Таким образом из Ми я пытался перестроить шестую струну в До, а между ними, так то, ого-го. Как итог, струна лопнула, а я понял, что делаю что то не так.

Не помню, как я пришел к тому, что гитару можно "опустить" в До, но это открыло для меня новый мир мрачного звучания. Внезапно некоторые песни Rammstein и песни Emigrate зазвучали. Именно так русский Ричард узнал, что повышенного строя "До" не существует.

Кстати, поскольку в песнях вышеупомянутых групп встречалась постоянная смена перегруженного звука и чистого, я стал задумываться над покупкой отдельной педали перегруза.

Кто бы сомневался, что выбор мой падёт на легендарную Boss Metal Zone. Моему неокрепшему гитарному уму её звук казался просто божественным, однако все мы понимаем, что это не так. И дело не только в том, что сама педаль способна адекватно звучать лишь в хороший ламповый аппарат, но еще и в том, что мои видение и понимание построения звука были далеки от того, которое я имею сейчас. Несомненно, в те времена я "наруливал" адский зудосрачь.

Именно этот зудосрачь были вынуждены слушать мои соседи по даче, когда я, ведомый все тем же юношеским максимализмом, выкручивал громкость комбика на максимум, репетирую Weidmanns Heil в беседке на своем участке. Я никак не мог понять, как же успеть сыграть заглавный рифф песни, потому что я просто не успевал за темпом песни. День за днём по всей даче раздавались звуки корявого даун-строка (игра медиатором штрихами вниз), но успеха не происходило. И тогда, слушая свою интуицию, я попробовал сыграть переменным штрихом, то есть вниз-вверх. Мне казалось, что я делаю что то не правильно, так скажем, "читерю", но это работало, а значит, имело право на жизнь. Лишь спустя время я узнал, что фактически делал все правильно, просто по наитию придя к этому.

В этот момент вся дача ликовала, ведь еще пару недель она могла наслаждаться восхитительным переменным штрихом в моем исполнении.

Мы подходим совсем близко к тому моменту, когда Rammstein так плотно ворвался в мою жизнь, что вот я уже десять лет играю их хиты с различных сцен нашей страны и не только. Запаситесь терпением, ведь в следующей статье я расскажу о:

1. Мой сет-ап и как проходили мои репетиции;

2. Как появилась моя любовь к Gibson и как я стал счастливым обладателем гитары Пауля Ландерса;

3. Как я записывал свои первые кавера на фронтальную камеру калькулятора;

4. Как гитара Ландерса и неумелые кавера свели меня с Ramm'band.

Подпишись, будет интересно!