«Лучше всего, что я видел в этом мире, это все-таки Москва», - писал в одном из писем Сергей Есенин о городе, который всегда являлся для него вдохновением. С такой же трепетной любовью GRAVION относится к сохранению исторического облика столицы. Создавая комплекс элитных апартаментов CULT, архитекторы внимательно отнеслись общему характеру ансамбля Калужской площади и особой идентичности района Якиманка, дополнив окружение лаконичным зданием.
Москва вдохновила будущего поэта на многие всемирно известные произведения. В этой статье расскажем, какие места вблизи Якиманки были значимыми для С. Есенина, где он проводил время, где жил, трудился и любил.
Знакомство со столицей
В начале своего пути к литературной славе Сергей Есенин нашел свое первое пристанище в Москве в деревянном двухэтажном доме на Большом Строченовском переулке, 24, построенном в конце XIX века. Этот дом был общежитием купца Н.В. Крылова, и именно здесь проживал и работал Александр Никитич, отец будущего поэта.
Контора купца Крылова, куда Сергея пристроил работать отец, располагалась недалеко от дома, однако трудился будущий поэт здесь не долго. Существующие в конторе порядки оказались для него угнетающими и неприемлемыми. Он разругался с хозяевами, отказавшись угождать и проявлять смирение, и ушел. Отец не смог простить сыну своенравие и отлучил его от дома.
Вскоре Сергей поступил на работу в Книжное товарищество "Культура" на Малой Дмитровке, 1. Здесь ночевал в подсобке с книгами, время от времени навещая отца и молча принимая его нотации и упреки.
Но мечты о литературной славе всегда сопровождали Есенина. Он посещал литературно-музыкальный кружок Сурикова на Садовнической улице, который располагался неподалеку от Якиманки и собирал вокруг себя самоучек-писателей. Именно перед членами кружка Сергей Есенин впервые публично выступил со своими стихами. Его поэзия отличалась свежестью и непосредственностью, что было чем-то совершенно новым для сообщества.
Также он часто бывал на улицах Валовая и Пятницкая, где располагались корпуса типографии «Товарищества И. Д. Сытина». Весной 1913 года Есенин присоединился к экспедиции типографии, а затем работал там корректором. Судьба свела его с Анной Романовной Изрядновой, сослуживицей, и они какое-то время жили вместе в Замоскворечье, где впоследствии родился их сын Юрий.
В январе 1914 года его стихотворение "Береза" было опубликовано в детском журнале "Мирок" под псевдонимом "Аристон". Это был первый шаг к серьезной литературной карьере. С того времени стихи Есенина начали появляться в московских журналах, и его поэтическое становление происходило частично на Якиманке, где он часто встречался со своим наставником В. Клюевым.
Гораздо позже, вернувшись из многочисленных путешествий по Европе и США, поэт приехал в Москву, которую невероятно сильно любил. Хоть постоянного жилья в столице Сергей Есенин и не имел, о Москве он всегда отзывался с особой теплотой.
Большая Полянка, 52
В сложный период своей жизни Есенин, исчерпавший психические силы, пришел в санаторий для нервнобольных на Полянке, 52. Здесь, в палате на втором этаже, поэт провел около полутора месяцев. Друзья не оставляли его, часто навещая. Поэт не раз читал свои стихи в окружении больных и медицинского персонала. Однажды, во время такого выступления, свет погас, но Есенин продолжал читать стихи в полной темноте, что завершилось бурей оваций.
На Полянке, 52 Есенин активно писал письма, связанные с организацией публикаций сборников его стихов, а также не переставал писать стихи. Здесь было создано стихотворение “Вечер черные брови насопил…”. Это произведение, входящее в цикл "Любовь хулигана", было посвящено глубокому и светлому чувству к Августе Леонидовне Миклашевской, актрисе Камерного театра.
Окно в творчество
Первый дом Сергея Есенина навсегда сохранил память о творческих начинаниях будущего литератора. Тем не менее, до открытия на этом месте музея, дому суждено было пережить еще 8 десятилетий. В советское время дом, вероятно, продолжал оставаться жилым, но во второй половине XX века он был покинут и пребывал в запустении.
В начале 1990-х годов здание несколько раз подвергалось пожарам, и в 1994 году его пришлось снести. Тем не менее, к 100-летию со дня рождения поэта, в 1995 году, дом был восстановлен, но сделан был из кирпича и отделан деревом.
Дом-музей Сергея Есенина представляет собой литературно-мемориальную экспозицию, созданную группой энтузиастов-профессионалов на общественных началах и подаренную городу. В экспозиции создана атмосфера, в которой рождалась поэзия Сергея Есенина, особый акцент сделан на московском периоде жизни и творчества. В литературно-мемориальной части музея можно увидеть личные вещи Сергея Есенина, рукописи и прижизненные публикации, раритетные документы, фотографии поэта и его окружения.