Найти тему
НУАР-NOIR

Упыри плодятся в Киеве

-2

Не подумайте, что мы про актуальную политику. Сугубо про кино. Причем кино позднесоветское. А именно, киноленту «Оберег», ставшую последним проектом Николая Рашеева, известного нам как создатель «Бумбараша», «Королей и капусты».

В своё время этот фильм «не пришелся ко двору», так как ставил очень неудобные вопросы. Например, почему на «мове» говорит лишь главный упрырина, которого подчеркнуто именуют Петро, а не Пётр. Причем, «упырина» в прямом смысле слова, то есть вурдалак. И безо всяких иносказаний и кавычек.

«Оберг» можно полагать переходным мостиком, который был перекинут между перестроечным и награжденным неожиданными смыслами «Гордом Зеро» и ранними постсоветскими мистическими триллерами: «Упырь», «Прикосновение», «Час оборотня» и т.д.

Впрочем, фильм получился несколько больше, чем просто фильм ужасов. По этой причине про него постарались побыстрее забыть, так как он вышел на экраны сразу же после распада СССР. А на самостийной Украине невольно напрашивался вопрос: получается, у нас к власти пришли упыри?

Сейчас вопрос в известной степени риторический, ибо мы знаем, чем всё закончилось. Фильм ещё ценен тем, что в нём наличествуют документальные кадры событий зимы 1990-1991 годов, которые происходили в Киеве.

Нам тогда говорили: вы не понимаете, это такой вид «национального возрождения», своего рода региональный Ренессанс. Ага… Первым как раз под сомнение это ставил режиссер. Который оказался «не востребованным» в «новых условиях», а потому последний свой проект он создал в расцвете сил и на вершине творческого подъема.

А ещё это очень качественная роль Валерия Гаркалина, который сыграл Андрея, ставшего преемником брата-упыря. Оба они воспитывались в детском доме, а оттого «награждены» некоторым поведенческим сходством. Только вот один стал упырем, а другой - инженером.

Кадр из фильма «Оберег» (1991)
Кадр из фильма «Оберег» (1991)

Вам показана постепенная трансформация человека, который с каждым «шагом наверх» теряет в себе свою человеческую суть. И все это происходит на фоне «жевто-блакитных митингов» и шатающегося советского государства.

Кадр из фильма «Оберег» (1991)
Кадр из фильма «Оберег» (1991)

Толчком к упырению стало переселение в новую квартиру, которую до того занимал вурдалак. Надо сказать, тот неплохо жил. Пока в Центральной России мыло выдавали по талонам, у него в ванной полным-полно разноцветных пузырьков.

Кадр из фильма «Оберег» (1991)
Кадр из фильма «Оберег» (1991)

Ошибка главного героя заключается в том, что он во имя карьеры решил обратиться за помощью к стоящему за левым плечом призраку брата-упыря. Это то самое содействие, что затем тебя полностью погрузит в пучину мрака. А реальность будет состоять из ночных шорохов и зловещего чавканья.