Найти в Дзене
PrimaMedia.ru

На примере Шанхая и Нью-Йорка: как защитить Владивосток от потопов

Оглавление

Ежегодно Владивосток, как и большинство прибрежных городов, страдает от тайфунов, ливней и, как следствие, потопов. С глобальными климатическими изменениями проблема подтоплений только ухудшается. О главных ошибках при строительстве Владивостока, причинах и решениях проблемы на примерах других стран — рассказали ИА PrimaMedia специалисты градостроительства и архитектуры.

Причины затоплений

Как рассказал член Союза архитекторов России, профессор кафедры архитектуры и градостроительства ИШ ДВФУ Павел Казанцев, причины есть и объективные, и есть недочеты, допущенные в том же генеральном плане города.

"Объективные — с основания Владивостока, в первую очередь, застраивались равнинные территории (удобная транспортная доступность, железная дорога, обеспечивающая промышленные предприятия города и порт) — долины городских речек, которые являются основными городскими водотоками. Поймы рек, естественные подтапливаемые участки вдоль речного русла исчезли. А луга были отсыпаны и застроены. Но сток воды при этом вырос, так как одновременно осваивали и городские сопки. Для нужд строительства и обеспечения секторов обстрела для наших фортов, а то и просто на дрова, были вырублены леса, покрывавшие склоны холмов. В естественном состоянии деревья на вершинах и водоразделах сдерживали штормовые потоки, стекавшие с гор в речные долины. Сейчас вода сразу устремляется вниз по склонам, через асфальто-бетонные дворы на городские улицы, сеть которых во многом повторяет сеть городских оврагов и ручьев. И далее вода попадает в бетонные каналы городских рек, без утраченной поймы не вмещающие штормовые осадки", — рассказывает профессор.

В международной практике эти шаги прописываются в форме мастер-плана устойчивого развития — формата видения будущего, в котором развитие города идет по принципу “жизни с водой”. В городах Северной Европы еще в 70-80-х годах начали разрабатываться альтернативы инженерным решениям по водоотведению — зеленая инфраструктура — как раз по причине недостаточности работы подземных сетей. Ущербность этой системы раньше сводилась к запечатанным в коллекторы ручьям, которые чаще всего становились основными каналами сбора "ливневки", а берегоукрепительные стены рушились или провоцировали более сильный нагон на соседних территориях.

По словам экспертов, недавно принятый генеральный план Владивостока очерчивает тревожную картину возможной утраты природных территорий у воды, что с учетом стремлений увеличения плотности застройки только усугубит подтопления. И с этими параметрами трудно разобраться — генеральный план как документ не имеет визионерской цели, и фокусируется на технических характеристиках.

Тогда как мастер-план по определению фиксирует коллективное видение “каким наш город будет через "икс" лет”. Такие вопросы как знаковые территории, характер застройки, культурные ценности, и конечно, зеленый каркас и "вода" формулируются в плане, проходя через множество кругов сбора мнений горожан.

Далее стратегия может перейти в капитальные программы для разделения ливневки и координации с зелеными коридорами. Управление бытовыми отходами для снижения засора водоприемников также требует системного подхода. Нужна и переработка твёрдых бытовых отходов, и привлечение и просвещение горожан о последствиях распространения мусора по всем системам с выходом в океан.

-2

Шаг третий: Реновация подземных сетей

Как пояснили эксперты, во всем мире устаревшая система канализации также планово обновляется — нужно планомерно разделять типы стоков для эффективности очистных и фокусной работы системы. Водосборные элементы также могут защищаться от закупоривания и через организацию мусора, и через архитектуру самих улиц.

Расположение у океана не изменится, и нужно готовить городские системы к "штормовым явлениям", с опорой на научную базу и погодные условия, говорят спикеры.

Самым быстрым решением глобальной проблемы городских подтоплений становится благоустройство с перекладкой коллекторов. Это намного лучше, чем капитальный ремонт, поскольку даже в миниатюре происходит координация департаментов, и снижается риск вскрытия улиц второй и третий раз на обозримое будущее. Плюс — если соблюдаются принципы комфортной среды, появляются открытые пространства для “пассивного сбора” ливневой воды.

"К примеру, когда я занималась улицей Пречистенка в рамках программы "Моя Улица" в Москве и развитием общественных пространств Уфы с Центром Урбанистики, мы системно закладывали водосборные горизонты c учетом планов развития города в проекты благоустройства.

Применение принципов интегрированного управления водой облегчает задачу. Например, заброшенные участки или широкие дорожные полотна при перезагрузке используются в качестве временных площадок впитывания ливневой воды.

Я сейчас работаю над программой адаптации Нью-Йорка к климатическим изменениям с одной компанией. Для наиболее сложных мест создается программа быстрых побед, включающая сине-зеленые коридоры (green-blue corridors — природные коридоры с озеленением и естественными способами инфильтрации сточной воды — прим. ред.) и связную инфраструктуру накопления и отведения воды: резервуары, проницаемые покрытия, зеленые кровли", — сообщила Оксана Веселкова.

Шаг четвертый: Создание отдельного института

Долгосрочный план должен включать обучение местных сообществ принципам поддержки системы и создание соответствующих организаций — это многомиллионные вложения, признают эксперты. Соответственно, в проекте важен междисциплинарный подход — в нем сотрудничают департаменты транспорта, природоохраны, рекреации, экономического развития, мы — архитектурно-градостроительное бюро, и консультанты по социальному взаимодействию, финансам, и маркетингу.

По словам Оксаны Веселковой, важно создание межправительственной комиссии — ведь вода не имеет границ, и управлять единой системой необходимо с участниками всех профильных департаментов и ответственными экспертами. Передовая практика прибрежных городов — создание мастер-плана устойчивого развития для целевого бюджетирования технологичных решений. Он же помогает координировать интересы и действия сообща — департаментов, сообществ, и бизнеса — и существующие городские программы с частными проектами. Это многолетняя стратегия, но при грамотно составленном плане, метрики оценки промежуточных результатов будут сигнализировать о том, какие подвижки нужно делать по мере изменения внешних условий и новых данных.

-3

В работе над мастер-планом нужны грамотные инструменты — цифровой двойник сетей, параметрическое планирование на основе экономических и климатических прогнозов, и, конечно, тактическая урбанистика.

Последний инструмент только начинает применяться в управлении "городской водой" — но имеет огромный потенциал и для недорогого тестирования, и для "выращивания" экспертизы. Для создания новых систем главное — носители знаний. А когда это сами горожане — жизнь с водой становится естественным образом жизни.

Это же все очень дорого?

По словам Павла Казанцева, если говорить об экономической целесообразности таких программ, простого ответа нет.

"Если я как застройщик осваиваю верхнюю террасу вдоль проспекта Красоты, убираю грязный замусоренный лесок и обустраиваю придомовую территорию (асфальтовые парковки, бетонные дорожки), конечно, я создаю новые рабочие места, новоселы получают квартиры с видом на Золотой Рог, формируется морской фасад города. Но террасу улицы Светланской в дождь, те же дворы горожан на нижних отметках рельефа станет заливать больше и чаще (озеро на площади перед стадионом "Авангард", бывший Мальцевский овраг)", — отметил профессор.

Градостроитель добавил, что мероприятия по регулированию водотока, такие как замена асфальто-бетонной придомовой парковки на укрепленный газон, дренирующий влагу, обойдутся заметно дороже, газон также потребует повседневный уход. Это скажется на стоимости жилого квадрата, возможный инвестор может уйти, а город потеряет поступления в бюджет.

Очевидно, что здесь нужна система стимулирующих мер в экономической области, компенсирующая дополнительные затраты застройщика.

Но результат таких мер будет выгоден не только тем, кто внизу, но и самим жильцам новостроя — та же зеленая парковка меньше греется в жаркий солнечный день ( 25 ⁰С в сравнении с 50-60 ⁰С), а зеленая трава очищает грязный городской воздух.