В 1844 году Тургенев за подписью Т.Л. публикует в «Отечественных записках» стихотворение, озаглавленное «К А.С.». Под ним дата – «1843». Адресат поэтического послания более ста лет оставался неизвестным. Это – обращение к молодой женщине, которую герой встретил много позже, но знал ее в юности. Хотя и не был с нею внимателен, потому что любил тогда другую.
Другую женщину я ждал,
Я даже вам не отвечал;
Но я заметил ваши руки...
Заметил милый ваш наряд,
И ваш прекрасный, умный взгляд,
И речи девственные звуки
Но все, что в сердце молодом
Дремало легким, чутким сном
Перед внезапным пробужденьем, -
Осталось тайной для меня …
Хоть, помню, вас покинул я
С каким-то смутным сожаленьем.
А случай вновь не сблизил нас…
И вдруг теперь я встретил вас.
Вы изменились, как Татьяна;
Я не слыхал таких речей.
Я не видал таких плечей,
Такого царственного стана…
(С.1.41)
Рифмованное дружеское послание, не более того. Подобными стихами наполнялись тогда девичьи альбомы. Наиболее строгий из критиков тургеневского поэтического наследия С.Орловский уверял, что стихотворение «К А.С.» погублено шаблоном пушкинской Татьяны (Орловский С. [Шиль С.Н.]. Лирика молодого Тургенева. Прага. 1926, с.157). Но значимость его в ином: оно, несомненно, имеет автобиографический подтекст.
Нам известно окружение Тургенева тех лет. Мы помним хронику событий, семейную и родственную переписку. Догадываемся о проявившемся уже тогда непостоянстве и разнообразии романтических увлечений Тургенева. Можно с уверенностью утверждать, что стихотворение адресовано Александре Яковлевне Протасовой (1813-1896). Имя её внесено Тургеневым в «Мемориал» среди событий 1835 года (С.11.197). В тот год каникулы Тургенев проводил в Москве. Часто бывал в знакомом ему семействе Якова Петровича Протасова (1781-1857), служившего в молодости атъюдантом великого князя Константина Павловича. Ему принадлежала соседняя со Спасским-Лутовиновым усадьба Катушищево (Камеральное описание Мценского уезда.1832 г. ГАОО, ф.592, оп.1, ед.86).
Эти Протасовы, хотя и небогатые, происходили из знатного рода мценских магнатов, потомков генерал - поручика Якова Яковлевича Протасова (1713 -1779). В сельце Катушищево примерно 15 крестьянских дворов, около 150 ревизских душ. Имелся господский деревянный дом. Яков Петрович - племянник генерал - поручика (Лобанов-Ростовский А.Б. Русская родословная книга. Том 26. С-Пбг. 1895, с.141-143; Чернов Николай. Дворянские гнёзда вокруг Тургенева. Тула. ИПП «Гриф и К». 2003 г.), жена его, Александра Сергеевна, урожденная Дохтурова, скорее всего однофамилица боевого генерала, доблестного военноначальника в эпоху 1812 года (Новикова Е.Б. Катушищенские барышни. «Спасский вестник». Вып. 7, с.109). В.П.Тургенева считала этих Протасовых себе ровней. Отличала от прочих соседей. Они бывали у нее в доме. В.П.Тургенева Ивану из Спасского-Лутовинова 9 августа 1841 года: «Были гости, Протасов с женою...» (Письма В.П.Тургеневой, отдел рукописей ГНБ, С-Пбг. Фонд 795 (И.С.Тургенева), ед. 98 «к»]. Тургеневы-сыновья почтительно относились к Александре Сергеевне, жившей почти постоянно в Москве. По желанию матери обязательно навещали ее (мать Ивану в феврале 1841 года: «Брат делал визиты Александре Сергеевне Протасовой и дяде Петру»).
Оставив после 1825 года атъюдантство, Я.П.Протасов определился в статскую службу. Имел невысокий чин титулярного советника. Семья большая. Младшее поколение - три сына и пять дочерей, по возрасту - почти ровесники Ивана Тургенева. Дочерей Протасовых мать Тургенева знала, они ей нравились. Интересовалась их судьбами. Сообщает их семейные новости в письмах к сыну за границу. «Настенька [Протасова] fait la grande dame la riche импонирует. Она здесь в красавицах» (письма В.П.Тургеневой, л.140). «Варвара Протасова вышла замуж за князя Гагарина, мальчика 24-х лет. Он в нее влюбился страстно. Отец его не позволил. Но юноша был в горячке от простуды, сказал отцу, что от любви, и тот позволил. Она была у меня с визитом, молодая» (л.141). Чем не литературный сюжет! Юный Тургенев среди сестер Протасовых особенно выделял Настеньку. Но та торопливо выдана замуж за Н.А.Теплова, вдовца, дядю Тургеневых. Саша была старше Ивана - ей 22 года, ему- 17. Возникло взаимное влечение. Девушка развитая. Можно поговорить и на литературные темы. В одном из писем к сыну В.П.Тургенева именует Александру Протасову его «старой любовью» (В.П. – Ивану из Москвы в августе 1840 года: «Сашенька Семёнова у меня бывает. Она признается, что тебя любила и любит...», л. 140).
Можно сказать, что это, в некотором роде - вторая любовь Ивана Тургенева. Вскоре она вышла замуж за пожилого вдовца, генерала И.С.Семенова (С.11.446). У них был сын Григорий. Иустин Семёнович Семёнов, достигший чина длительной воинской службой, выходец из мелкопоместных дворян Ливенского уезда. У него сын Василий от первого брака, в 80-е годы тот был почетным мировым судьей и гласным земства. Жил в отцовском поместье при селе Щербачеве Ливенского уезда. Семёнов - старший, женившись на Александре Протасовой, получил Катушищево в приданое. Поместье впоследствии было им продано Александру Щепкину, сыну актера, служившему в Туле.
Стихотворное послание «К А.С.» не единственный в творческой биографии Тургенева случай «поэтической переклички» со своей катушищенской соседкой. Известно, что к 1834-35 гг. относятся его изначальные стихотворные опыты. Тогда была написана длиннейшая драматическая поэма «в подражание Байрону» - «Стено». Начинающий автор нуждался в отзывах, во мнениях людей искушенных. Показывал рукопись своим профессорам - П.А.Плетневу и А.В.Никитенко (С.11.11). При жизни Тургенева она так и осталась ненапечатанной (С.1.547). Но рукопись сохранилась и находится теперь в Лондоне, в Британском музее, куда попала вместе с архивом А.В.Никитенко (Хмелевская Е.М. Рукопись «Стено». «Тургеневский сборник». Вып 1. Изд. Наука, л.1964). На тетради с автографом есть надпись рукой Тургенева: «Сей экземпляр подарен мною А.Я.П.» (С.1.547). По мнению публикатора М.О.Гершензона, дар предназначался Авдотье Панаевой (Голос минувшего, 1913, N 8). Но предположение оказалось ошибочным (об этом см. дальше, на с.NNN настоящей рукописи). Загадка разъяснилась просто: А.Я.П. - вовсе не Панаева. Рукопись «Стено» предназначалась другой А.Я.П. - Александре Яковлевне Протасовой. Назначена, но - не вручена. Хотя в эти годы Тургенев виделся с Сашенькой. Летом 1835 года он посещал вместе с матерью в Москве семейство катушищенских Протасовых, живших в Девичьем поле в приходе церкви Власия (Центральный Государственный архив Москвы (ЦГИАМ), ф.203, оп.747, ед. 1193, л.295 оборот).