Давненько такого не было у меня, уж несколько лет это точно. Население стало медицински более грамотным, мамы на соответствующих форумах подобное обсуждают и муссируют, да и альтернативных лекарств появилась масса...
А тут накануне скучный, неспешный, монотонный прием записанных пациентов озарился такой историей.
Хорошая девчушка, только вот хирург все ставил пупочную грыжу. К трем годам, наконец, собрались прооперировать. Анализы, ЭКГ для плановой операции — обычная круговерть. Пока ходили в поликлинику сдавать анализы, девочка подхватила насморк. Ни температуры, ни кашля, ни ухудшения общего состояния, только сильный насморк. Ничего удивительного. К врачу не обращались: чего мама сама с банальным насморком не справится. Надо скорее подлечиться и на операцию, чтоб результаты анализов не пропали. А тут подоспело и ЭКГ по записи сделать.
На ЭКГ принесли полусонную девчушку. Записала медсестра ленту длинную, бросила опытный взгляд, насторожилась. Хоть и дремлет на ходу ребенок, но уж больно резкая брадикардия. Побеспокоила врача функционалиста, пускай сразу же ЭКГ опишет. Та и описала: выраженная брадиаритмия с чсс от 38(!) до 80 уд. в мин. Синоатриальная блокада 2 степени. Вышла к маме, сказала: не возьмут вас с такой электрокардиограммой на операцию, идите-ка скорее к кардиологу.
А у меня как раз свободное окошечко образовалось. Чего ж не посмотреть ребенка, если нужно. Заходит ко мне в кабинет мама с дочкой на руках. То ли спит девочка, то ли не спит, глазки открыты, но взгляд затуманенный, крайне вялая, гипотоничная, апатичная, руки как плети свисают. Спрашиваю:
- Спать что ли хочет?
Отвечает мама:
- Да она наоборот с 9 до 12 часов дня спала, еле разбудили и на ноги поставили, чтобы в поликлинику ехать.
Смотрю на часы: первый час дня. Взгляд у девочки тусклый, никакой заинтересованности ни игрушками, ни новыми людьми, ни окружающей обстановкой. Что, конечно же, весьма странно для ребенка столь любознательного возраста. Начинаю осмотр. На него реагирует пассивно и отстраненно. Аускультирую сначала полулежа на руках у мамы – резкая брадикардия, 40 уд. в мин. Пытаюсь вертикализировать ребенка, ставлю на кушетку. Стоит, но – все та же брадикардия, абсолютно без прироста чсс.
Да все понятно…
- Что капали в нос?
Испуганная мама лепечет, конечно же, про нафтизин.
- Сколько и как давно?
- Утром в 9 часов дочка проснулась, я ей закапала, а она потом снова спать стала, думала, что прибаливает, слабость. И все.
Смотрю на маму с сомнением. Тут же «вспоминает»:
- А, да, уже вчера капать стала с утра.
И поехали мама с дочкой в стационар, только не пупочную грыжу оперировать, а отравление нафтизином лечить.
Старо как мир. Но лишний раз вспомнить о нафтизине, наверное, не помешает.