Фильм начинается ночью с того, как жёлтый автомобиль проезжает сквозь голые стволы, останавливается, и камера застывает на женских ступнях. С одной свалилась туфелька, вторую едва видно. Человек в белой футболке, лица которого не видно, вытягивает безвольное тело из кабины, сваливает на землю и…
План меняется. Теперь внимание приковано к экрану, потому что интересно, кто это был и что он (?) сделал с девчонкой.
Я нарочно будут уходить на поворотах от столкновения с отсылками. Есть ли в этом смысл.
Молодой режиссёр Кирилл Кемниц всё своё действие поместил в темноту. Главный герой этой истории – таксист Саша (в исполнении Юры Борисова) работает только по ночам – он объясняет свою любовь к ночи тем, что тогда человек проявляется лучше всего. Ночь – это изнанка дня, это как рентген, на котором видны аномалии внутри. Но, как показывает практика, и проницательный таксист иногда ошибается.
Наверное, в этом была задумка Кемница – перевернуть всё вверх дном. Плохое кажется хорошим, хорошее кажется плохим. Он задал тон, что ночью на улицу вылезают самые отпетые люди – изменники, мажоры, шкуры и таксисты, вызывающие подозрение в их тайных наклонностях. Вот Саша подвозит мужчину, который снимает номер в отеле, находящемся в часе езды от его семейного очага. Мужчина устал от своего вранья и мечтает, чтобы его поймали. Вот Саша вынужден терпеть богатенького душнилу, который обещает заплатить 5000 рублей сверху к тарифу за то, что занял авто не по приложению. Но платит только 5000. Наверное, потому он и богатый, раз лишних денег не даёт (сарказм). Вот к Саше в салон садится Лиза, московская эскортница. Она ведёт себя надменно, профессионально. Знает, что это не её клиент, но на всякий случай “продаётся”. Через конфликт у них завязывается общение. Лиза оказалась груба и бестактна, но Саша так привык к своей судьбе, что вытерпел это, не пошатнувшись.
Лиза просит Сашу покатать её часов пять по ночной Москве, потому что у неё есть важное дело, а ему она заплатит столько, сколько он не зарабатывает за смену.
В пути они знакомятся. Лиза типичная московская девочка из маленького города, которая пошла простым путём по схеме, которую услышала от многих, кто вошёл в ряды “шкур”. Бросила университет, хотя училась хорошо, копит на ипотеку, должна помогать родителям. Она успокаивает себя тем, что эскорт – это не только секс с клиентами, важно уметь разговаривать, поддерживать разговор и выбирать тему, тогда заказчик может вывести свою оплаченную спутницу в люди. А, если выбрать женатого и любящего детей, то, забеременев, можно обеспечить праздную жизнь с содержанием от 300 до 500 тысяч в месяц плюс квартира и личный автомобиль в придачу.
Саша слушает это холодно. Будучи таксистом, он услышал уже многое, и её рассказ он может слушать как новости по радио – словно фон. О себе он выдал три версии своей жизни. То ли он бывший кандидат в мастера автоспорта, то ли получил ранение на службе по контракту, то ли с детства терпел презрение и ненависть в свой адрес от людей из-за своей особенности. Саша так устал от того, что ему в жизни не повезло, что хотел быть лучше хотя бы для себя. Но что он делает лучше остальных, так это водит автомобиль и подстраивается под клиентов, чтобы они чувствовали себя на том уровне, на котором вплывают в “комфорт класс”.
Вообще, триллер “Кентавр” в большей степени о власти денег, чем о таксисте. Он рассказывает о несправедливости и беспределе, от которого начинает тошнить, когда это иллюстрируется на экране, но в этом Кемниц открывает банальную правду. Те, кто обладает огромным счётом и связями, подставляют тех, кто меньше всего социально защищён. В данном случае самыми уязвимыми выбраны таксист и шкура.
За кентавра можно принять Сашу, потому что он виртуозно владеет управлением автомобиля – верх человеческий, а его низом как естественным продолжением как раз и является жёлтый Ford. Но, как мне показалось, кентавр в данном контексте – это в прямом смысле мифическое существо. Под словом “кентавр” тут подразумевается справедливость. Она тоже имеет какие-то странные анатомические формы, и мало, кто может эту сущность узреть.
Фильм собран добротно – у него хороший монтаж, красивые планы, освещение подобрано со вкусом (правда, оно особо ни о чём не подсказывает, но в общем картинку украшает и внимания не отвлекает).
Юра Борисов “заигрывает” со зрителем, чтобы тот не знал правды как можно дольше. Какую тайну хранит этот немногословный таксист в голове и бардачке? Его варианты историй о прошлом только добавляют сомнений по поводу его помыслов. И в том, как он себя ведёт, тоже прослеживается задумка Кемница с действием всего фильма только ночью. На какой он стороне всё же, этот парень? По поводу Лизы могу сказать, что Анастасия Талызина сыграла её лучше, чем персонаж прописан. Её Лиза вполне шаблонная шкура. Не знаю, специально ли они так хотели – сделать бесхитростную эскортницу с обычными жизненными устоями, чтобы дать понять, что история тут не о ней. Дуэт же между Борисовым и Талызиной получился хорошим – они создали живой диалог, им очевидно нравилось разыгрывать ситуации и потому их образы получились естественными.
В целом это фильм ради фильма. Он не погружает на глубину Мариинской впадины за смыслом. Он просто хорошо снят и констатирует, что добро побеждает зло.