Наверное, в жизненной практике людей нет ничего более частого, чем упоминание Бога. Всеми – и безбожниками, и верующими хоть во что-то. И в ругани, и в теологических исследованиях. И в коммуникационных взываниях людей друг к другу. Толку от этого – ничуть. Мир идёт каким-то своим и, чаще всего, не лучшим для нас путём. Чтобы призвать Бога к ответу, надо, как всегда, выяснить – о чём же это мы говорим-то?
Большинству из нас нравится жить и, как только можем, трогать этот удивительный мир, в котором мы оказались, изучать его. Изучать – это в определённых пределах описывать и, соответственно, понимать, что происходит вокруг нас и в нас самих. То есть, понимать причины и следствия событий, понимать воздействия мира на нас, измерять их силами и стараться этими силами управлять или хотя бы учитывать результаты воздействий. Граница нашего понимания очень чётка, резка. А там, за этой границей, непонятные, а порой и вовсе непознаваемые, высшие по отношению к нашему пониманию и возможностям силы. Мы догадываемся об их существовании, хотя бы потому, что мы есть. Но они так далеки от нас! Неустанно продвигая границу нашего понимания туда, в область действия высших сил, мы боимся даже подумать о крошечности отвоёванной области и её условности. Ведь известная нам на всех уровнях Вселенная – это даже не песчинка в бесконечном множестве невесть откуда взявшихся других вселенных. Это просто точка в бесконечности. Бесконечности пространства и времени в их такой причудливой взаимосвязи. Именно эта бесконечность принципиально не может быть познана. Гностика и агностика – это просто различные уровни отношения к возможности познания мира при разных уровнях его рассмотрения. Внутри пограничного контура, очерченного наукой на данный момент времени, безусловно царствует и должна царствовать гностика. Представление о познаваемости мира … находящегося в пограничной зоне, где бы она ни проходила. Но там, далеко за рубежом, мир с его историей и структурой уходит в пространственно-временную бесконечность, с которой никакой, даже виртуальный изучающий контакт по определению невозможен. Поскольку никому и ничему – ни космической телеге любого будущего, ни голому разуму в это отсутствие смысла не добраться. Там только вечные, неизбывные, непознаваемые высшие силы.
Системное признание факта существования этих сил есть религия. Именно констатация, а не энциклопедийное «вера в сверхъестественное». Причём здесь вера? Имеет место попытка примирения представлений о мироустройстве по обе стороны сиюминутной границы познаваемого. Поэтому профессиональный научный работник принципиально религиозен. Не понимая сущности этой границы, он не сможет работать над её расширительным продвижением. Пусть и бесконечно малым на фоне бесконечно большого мира. Указанное признание должно позитивно примирять человека с необходимостью жить в этом мире. Религия так же едина и единственна, как и наука. Можно сказать, что религия – движущая сила науки. Это хорошо понимали такие философские столпы науки, как Пьер Тейяр де Шарден и Вернер Карл Гейзенберг.
В больших группах людей, этнически и экономически привязанных к определённым жизненным условиям, появлялись выдающиеся исторические личности, которые облекали признание существования высших сил в формы, приемлемые для окружающих их людей. И этим консолидировали их, направляя к выживанию. Таковы были великие пророки Моисей, Мухаммад, Иисус. Их религиозные взгляды породили конфессии – адаптированные к условиям жизни конкретных народов представления о религии. А сам процесс адаптации привёл к порождению представлений о Боге, как персонификации высших сил. Поражает универсальная безликость такой персонификации – Иегова, Аллах, Бог-Отец. Это указывает на общерелигиозные корни конфессий.
Ну, и за что должен отвечать Бог на самом-то деле? А он создал Пространство, Время, а в них – элементарные частицы и поля. И запустил взаимодействия между ними. Всё. Чем Он сейчас занят – неизвестно. По определению Его непознаваемости. Важно то, что в процессе заданных Им взаимодействий уже без Его непосредственного участия начали образовываться атомы, молекулы, тела, организмы … Вплоть до эволюционного появления и развития мозга, обеспечивающего наше выживание и ответственную за него познавательную деятельность. Путём мышления – процесса формирования мозгом моделей действительности из системно организованных сигналов и величин. Систему символизированных представлений мозга о процессах его содержательной деятельности в тех случаях, когда людям удаётся её осознавать, они назвали математикой. Она многолика – и уже осознанная нами, и ещё не осознанная. Бабушка лепит внуку вкусный калачик – её пальцами управляет та часть математики, которую мы называем топологией. Внук, съев калачик, лихо проходит поворот на самокате. Его действия поддерживаются тем, что мы называем дифференциальной геометрией. Много чего ещё могут натворить бабушка с внуком, и во всех случаях работает математика – уже известная и ещё неизвестная. И всё это выросло эволюционно из того, что Бог создал элементарные частицы и поля, задав способы их взаимодействия. И дал нам этим возможность на маленьком пятачке своих бесконечных владений попознавать мир. Средствами математики. Пока.
Астрофизик Иосиф Самуилович Шкловский писал: «Отличительная особенность разума – необычайно короткая временная шкала его развития. … темп развития катастрофически ускорился … разум возникает как полезное изобретение природы, как признак, способствующий выживанию вида, а затем превращается в фактор гибели разумных существ как вида». Хорошо, если люди успеют договориться не делать глупостей – например, не играть ядерными игрушками. Язык договорённостей во всех смыслах и на всех уровнях тоже основан на математике, которая развилась из созданных Богом … (см. выше). Так что в определённом смысле математику можно считать языком Бога. Только Бог об этом не знает. Он непонятно где. И договариваться всегда и во всём – нам самим, без Него. Но на языке математики.
https://www.moscowbooks.ru/image/ap/t1/125/125920/125920.jpg