Найти тему
История и культура Евразии

Казахи рода Адай - потомки Даев-массагетов, хранители казахских традиций и культуры

1. Общая информация

Казахи как ханство образовались в 1465 году.

С самого начала в его составе присутствовали представители рода Адай. По мнению автора название рода происходит от массагетского племени Даи (дахи) путем прибавления приставки принадлежности А. От Даев происходят и туркмены. То есть адаи древнейшие насельники западных казахских степей - в основном полуострова Мангистау.

2. Адаи обитают в западном Казахстане с древнейших времен. Род фактически не менял этнонима с времен массагетов. Поэтому сами Адаи любят говорить:

  • Аспанда Кудай, жерде Адай!

То есть вверху Бог, а на земле Адай. Этим они подчеркивают перед представителями других казахских родов, что они жили в Мангистау еще в древнейшие времена.

Адаи видели много и многих - приход тюрков, затем монгол, потом сами воевали с туркменами за Мангистау.

Затем вошли в состав Российской империи с другим казахскими родами Младшего жуза.

Из Адаев вышло много батыров, суфиев, биев и акынов. Особенно знаменит Бекет-ата.

Бекет Мырзагулулы (каз. Бекет Мырзағұлұлы; 1750—1813), более известный как Бекет-ата́ и Пир Бекет (каз. Пір Бекет) — казахский религиозный деятель-суфий, просветитель и батыр, почитаемый как святой (аулие). Его жизнь связана с множеством народных легенд
Бекет Мырзагулулы (каз. Бекет Мырзағұлұлы; 1750—1813), более известный как Бекет-ата́ и Пир Бекет (каз. Пір Бекет) — казахский религиозный деятель-суфий, просветитель и батыр, почитаемый как святой (аулие). Его жизнь связана с множеством народных легенд

Известен тем, что построил подземные мечети в Мангистау, которые являются сакральными местами для местных казахов.

  • Первую пещеру на нагорном берегу выдолбил лет за 50 до настоящего времени киргиз адаевского рода мугалова отделения Бекет Байтеле, ежегодно приходивший с Усть-Урта на Эмбу для летнего кочевья. Здесь в свободное время он занимался обучением детей мужского пола татарской грамоте и закону божию, а в остальное время уединялся в свою пещеру для молитвы. Иногда оставался тут и зимовать один с ничтожным запасом пищи, достаточным одному киргизу не более как на один день, почему родственники его, приходившие сюда следующей весной с Усть-Урта, с удивлением находили оставленного не только живым, но и нисколько не похудевшим. Вся орда, повторяя множество баснословных рассказов и чудес из жизни это киргиза, почитает его святым. Он умер около 40 лет назад и похоронен на чинке Усть-Урта в уроч. Огланды, около соединения полуострова Мангишлака с Усть-Уртом. Рассказывают также, что сюда к могиле каждогодно собираются родственники покойного, молятся над прахом его и потом старший из трёх оставленных им сыновей влезает один в могилу и там бреет голову и подбривает усы у покойного отца, каждогодно вырастающие - военный топограф Пётр Алексеев в 1853 году.

Адайцы являются своеобразными хранителями традиций и культуры казахского этноса. Живя довольно изолированно смогли сохранить их и продолжают жить по ним. Именно адайцы сохранили особую технику исполнения кюев на домбре, которая называется "мангистауская школа". У них учились многие акыны, в том числе Курмангазы, который сочинил под их творческим влиянием известный кюй "Адай".

Сохранили они и потомка знаменитых степных лошадок, по выносливости не уступающие тем лошадям, на которых воины Чингисхана захватили половину Ойкумены. В день адаевская лошадь может преодолеть до 100 километров питаясь только подножным кормом.

Таким образом, Адаи являются родом, который хоть и живет в трудных условиях пустынного Мангистау сохраняет свое культурное своеобразие. В то же время, Адай неотъемлемый элемент казахского этноса, связанный с ним глубокими историческими и культурными корнями.