Найти тему
КиноПсихолог

"Лок": психологическая Жертва во всей красе, претендующая на звание героя

"Лок" (2013)

В течение 11 лет частной психологической практики я регулярно сталкивалась с одной и той же ситуацией. Клиенты читают охотно на просторах Интернета про треугольник Карпмана, про "жертву" или "преследователя". Читают иногда сомнительного чтиво, автор – любитель психологии и знаток человеческих душ – которого слышал звон, да не знает где он. Иногда читают прекрасные профессиональные тексты, которые требуют профессиональной подготовки и психологического образования (а без оных трактуются некорректно). Так или иначе, но на консультации такие клиенты приходят "подкованные", начитанные, просвещенные, и потом приходится 2-3 месяца тратить на то, чтобы весь этот "багаж" вытряхнуть из головы, ибо с такими искаженными представлениями что-то эффективно проработать сложно.

У любителей самостоятельно разобраться с треугольником Карпмана отчего-то часто встречается убеждение, что Жертва – кроткое и несчастное существо, достойное жалости и сочувствия или же позорный неудачник, заслуживающий всяческого порицания. Думаю, вы уже чувствуете, что такие мысли могут приходить в голову лишь тем, кто сам хорошенько увяз в этом самом треугольнике. В первом случае в роли Спасателя, а во втором – в роли Преследователя.

Вне треугольника роль, которая условно называется Жертвой, не несчастная горемыка и не законченный неудачник. Это манипулятор, который, как правило, и начинает игру, втягивая в нее окружающих. Жертва лишь играет в жертву и хочет всех вокруг убедить в том, в каком трудном положении она оказалась.

"Лок", скриншот.
"Лок", скриншот.

Мистер Лок собственной персоной (практически единственный герой фильма "Лок", в исполнении Тома Харди) – очень удачная иллюстрация к тому, что может представлять из себя хорошая Жертва в концепции драматического треугольника.

Начнем с того, что Жертва – это человек, который:

1) не умеет / не хочет / не желает / не может брать на себя ответственность,

2) жаждет, чтобы все проблемы за него решил кто-то другой,

3) хочет казаться хорошим в глазах окружающих.

Не нужно углубляться в анализ фильма, чтобы понять, что это всё о мистере Локе.

Но нам-то создатели фильма другое показывают. Разве Лок не берет ответственность на себя? Конечно, берет (читайте: он уверен, что он ее берет, и нам в этом сумневаться не пристало).

Лок принимает решение забить на работу и совершить благородный, по-человечески правильный поступок. Что значит "забить на работу"? Не просто взять и не прийти. А не прийти на "стройку века", где на кон поставлены многомиллионные контракты, где от качества цемента зависит судьба некоего строения, а затем и людей, которые в нем будут жить или работать. Лок – тот самый мужик, который на стройке отвечает за цемент. Он крутой, он профи, он понимает, что речь идет о проекте небывалого масштаба и значения. И тем не менее Лок делает странный выбор: он отправляется в роддом к малознакомой женщине, которая должна вот-вот родить случайно зачатого ребенка.

"Лок", скриншот.
"Лок", скриншот.

Но Лок же мужик ответственный. Он отвечает за свой поступок, он понимает и принимает все последствия. Он знает, что за такой фокус его уволят, и с достоинством готов понести это наказание. Чувствуете соотношение? Отвечать за качество грандиозного фундамента или отвечать за то, что босс по телефону рявкнет и уволит ибо ай-яй-яй он плохой мальчик.

Лок ответственный. Поэтому он не может вот так всё бросить. Он же, блин, отвечает за качество пресловутого цемента. И, скажу я вам, отвечать за стройку, цемент или фундамент в собственном уютном авто не самый плохой вариант. Вполне себе даже комфортный.

После того, как Лок на всё забил, он начинает строить окружающих, вусмерть задалбливая их своим агрессивным нытьем. Он беспокоит всех и вся – не важно, что ночь, выходной или праздник. Все должны встать, побежать и что-то сделать по указке Лока, который в принципе уже уволен и не имеет права устраивать весь этот невразумительный кипиш.

"Лок", скриншот.
"Лок", скриншот.

Более всего досталось коллеге Лока. Лок побеспокоил его среди ночи и взвалил какую-то гору непосильной работы и диких заданий. Парень сидел дома, отдыхал, попивал пивко и вдруг на тебе: собирайся, иди на стройку, бери на себя обязанности прораба, командуй коллективом, проверяй цемент, ругайся с поставщиками, игнорируй босса, не отвечай на его звонки, нарушай закон. Особенно мне вот это понравилось. Собирайся и поезжай, найди на дороге каких-то мужиков. Ты выпил и не можешь сесть за руль? Так вставай и беги! Беги, Лола, беги! Мать твою. Ножками, ножками. Запыхался? Ничего, для здоровья бег полезен.

Меня только один вопрос очень сильно взволновал при просмотре: почему. парень. всё. это. делал? Почему не послал Лока настолько далеко, насколько ему позволял лексикон? Естественно, ответ здесь на поверхности: парень оказался Спасателем, а Лок, как Жертва, прекрасно понимал, кого можно притянуть, какими чужими руками можно разгрести все проблемы.

В описаниях фильма часто можно встретить восторженные заявления о том, как круто организовал Лок по телефону все работы, связанные с цементом. Очень круто. Чужими руками решать проблемы вообще очень удобно. Всё это было бы круто без всякой иронии, занимай Лок руководящую должность и строй он своих непосредственных подчиненных. Тогда мы говорили бы об его организаторских способностях. А так мы можем говорить лишь о том, какой он замечательный манипулятор.

"Лок", скриншот.
"Лок", скриншот.
  • Лок сбежал со стройки, потому что у него что-то вроде незакрытого гештальта с умершим отцом. Он не придумал ничего лучше, чем бегство, но для красоты прикрылся желанием быть с ребенком в момент его рождения. Лок, как истинная Жертва, убегает от проблем на работе, хотя усиленно и натужно делает вид, что он "обязан" всё разрулить. Если бы в мире проходили соревнования по имитации бурной деятельности, Лок мог бы претендовать на первое место.
  • Лок действительно "решает" проблемы, но решает их исключительно чужими руками. Истинная Жертва всегда найдет того, кто сделает за нее всю работу (особенно грязную).
  • Лок весь фильм ноет о том, как ему важно быть правильным и хорошим. Жертве без этого никак. Он и "цементные вопросы" решает, чтобы быть хорошим прорабом, и в больницу едет, чтобы никто не сказал, что он плохой отец. Жертве это жизненно необходимо – делать так, чтобы казаться хорошей в глазах окружающих.

Конечно, иногда Лок переключается в Спасателя и Преследователя (таковы законы "драматического" жанра в психологии), но по большому счету он был и остается маленькой, недолюбленной, брошенной когда-то отцом жертвой. Только жалости такая жертва не вызывает. Дай бог нам всем уметь так же строить окружающих, если вдруг сильно захочется за их счет поднять себе самооценку. Если уж манипулировать, то так же искусно, как и мистер Лок.

Да, можно всё списать на харизму и актерский талант милахи Харди. Наблюдать за ним полтора часа чрезвычайно интересно. В какие-то моменты он действительно вызывает сочувствие и желание хотя бы понять, войти в его положение. В жизни Жертвы, кажется, не должны бы обладать актерским талантом. Однако они играют в свои игры по-взрослому, так, что даже Харди отдыхает.

Хорошая Жертва умеет вызвать и сочувствие, и желание помочь, и даже сделать всё за нее. Хорошая Жертва умеет втянуть в игру, построить всех вокруг и добиться своего. Это жесткий манипулятор с жалостливой мордашкой и печалью в глазах. Преследователю или Спасателю против нее устоять действительно сложно.

Еще статьи о фильме "Лок":

Зачем мужчины рассказывают об изменах своим женам
КиноПсихолог7 июня 2023